П. 101. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”

Билет №1

1. Организация надзора за подъемниками (вышками):

На предприятии назначаются специалисты по надзору, за содержание подъемников в исправном состоянии, за безопасное производство работ. Для управления и обслуживания назначают машинистов, рабочих люльки, слесарей. Разрабатываются должностные, производственные инструкции, технологическая документация.

2. Основные представления об автомобильном подъемнике:

Автомобильный подъемник смонтирован на шасси автомобиля усиленного опорной рамой с дополнительными опорами. Рабочее оборудование в виде одного двух и более колен размещено на поворотной платформе. К оголовку верхнего колена прикреплена рабочая площадка (люлька). В вертикальной плоскости рабочее оборудование перемещается с помощью гидроцилиндров и рычагов. В горизонтальной на опорно-поворотном устройстве с помощью механизма поворота. Подъемник оборудуется системой управления и приборами безопасности.

3. Порядок допуска рабочих люльки к работе на подъемнике:

К самостоятельной работе в корзине подъемника, автомобильной вышки допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие:

· вводный инструктаж;

· инструктаж по пожарной безопасности;

· первичный инструктаж на рабочем месте.

· проверку знаний по охране труда в комиссии предприятия.

 

Рабочие люльки должны иметь медицинское заключение, подтверждающее право работы на высоте и удостоверение. Допуск рабочих люльки к работе на подъемнике (вышке) оформляется приказом по предприятию с выдачей на руки под роспись инструкции ИОТ-51-2019. Рабочий люльки должен быть ознакомлен с проектом производства работ, технологическими картами, нарядом-допуском, пройти целевой инструктаж по технике безопасности при выполнении работ под роспись в наряде-допуске и вахтенном журнале для рабочих люльки.

4. Конструкция люльки подъёмника:

Высота от поверхности земли или с посадочной площадки до входа в люльку и на поворотную платформу подъемника должна быть не более 400 мм; при этом пол люльки и ступени не должны быть скользкими. Люльки (площадки) подъемников должны иметь ограждения высотой не менее 1000 мм. Верхняя поверхность перил должна быть удобна для обхвата рукой и облицована малотеплопроводным материалом. По периметру настила должна быть непрерывная обшивка высотой не менее 100 мм. Между обшивкой и перилами на высоте 500 мм от настила должна быть дополнительная ограждающая планка по всему периметру ограждения. Проем для входа в люльку должен быть защищен съемным ограждением или запирающейся дверью. Площадь пола люльки должна быть не менее 0,5 м на одного человека; ширина входа в люльку - не менее 500 мм. Конструкция и установка люльки, предназначенной для обслуживания электросетей под напряжением до 1000 В, должны обеспечивать гальваническую развязку изоляции между металлоконструкцией подъемника и люлькой не менее 0,5 МОм. Люлька подъемника должна быть оборудована скобами для крепления карабинов предохранительных поясов рабочих люльки и инструмента.

 

5. Правила оказания помощи в случаях переломов костей предплечья:

Билет №2

1. Обучение и проверка знаний у рабочих люльки:

 

Аттестация проводится в квалификационной комиссии предприятия без инспектора. По билетам. Результаты аттестации рабочих люльки должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

 

2. Условия установки подъемника на рабочей площадке:

Подготавливается площадка к которой предъявляются следующие требования: наличие подъездного пути, уклон не должен превышать угла, указанного в паспорте. Площадка должна быть достаточно освещена. При свеженасыпном не утрамбованном грунте необходимо производить его уплотнение. Размеры площадки должны позволять установку подъемника на все опоры. При слабом грунте под опоры подкладывают прочные подкладки, на скользком - подкладки с шипами. Установку производят на расстоянии 1 м от поворотной платформы при любом её положении до других предметов или строений. Вблизи ЛЭП с соблюдением расстояний, указанных в наряде допуске. На краю откоса котлована на расстоянии в зависимости от грунта.

3. Меры безопасности перед входом в люльку рабочих:

4. Требования к предохранительным средствам:

 

 

5. Правила оказания помощи в случаях повреждения голеностопного сустава:

Билет №3

1. Число рабочих, находящихся в люльке подъёмника:

Число рабочих люльки определяется грузоподъемностью (наибольшая масса груза, в том числе вес рабочих люльки на подъем которого рассчитан подъемник) подъемника и площадью пола люльки (не менее 0,5 м² на человека). При работе на подъемнике двух и более рабочих люльки один из них назначается старшим.

 

2. Повторная проверка знаний рабочих люльки:

- периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

- при переходе с одного предприятия на другое;

- по требованию инспектора Ростехнадзора или специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников.

3. Знаковая сигнализация, применяемая при работе подъёмника:

4. Требования к посадочной площадке для входа в люльку:

 

5. Правила оказания помощи при переломе бедренной кости, повреждении коленного сустава и костей голени:

Билет №4

1. Основные разделы производственной(типовой) инструкции для рабочих люльки:

 

2. Назначение устройства аварийного опускания люльки:

 

 

3. Обязанности рабочего люльки перед началом работы подъёмника:

 

4. Конструкция люльки автомобильного подъёмника:

Люлька (кабина), выбираемая для транспортирования людей в случаях, указанных в пункте 239 настоящих ФНП, не должна использоваться для других целей, кроме указанных в ее руководстве (инструкции) по эксплуатации и отвечать, как минимум, следующим требованиям безопасности:

 а) иметь твердое, исключающее скольжение, дно (пол), выдерживающее нагрузку не менее чем вдвое превышающую паспортную грузоподъемность люльки;

 б) иметь жесткие перила ограждения, высотой не менее 1100 мм по всему периметру пола люльки, выдерживающие горизонтальную нагрузку не менее половины паспортной грузоподъемности люльки. Конструкция ограждения между перилами и полом должна исключать случайное выскальзывание персонала при раскачивании люльки во время транспортировки;

 в) подвешиваться на крюк ПС с помощью специального кольца, которое в рабочем положении должно быть неразъемным; допускается перемещение люльки контейнерными кранами с установленными на них спредерами;

г) исключать возможность опрокидывания в случае, когда транспортируемый персонал, занимает положение у одной из сторон люльки, создавая наибольший опрокидывающий момент.

 

 

5. Правила оказания помощи в случаях повреждения костей таза и позвоночника:

 

 

Билет №5

1. Подъёмники, на которые распространяются Правила:

2. Назначение приборов безопасности подъёмника:

3. Меры безопасности установки подъёмника на краю откоса, траншеи или котлована:

При установке подъемника вблизи откоса котлована должны соблюдаться следующие расстояния (от основания откоса до ближайших опор подъемника). При глубине более 5 м откос должен быть укреплен.

4. Средства защиты рабочего люльки:

(каской, защитными очками, страховочной привязью)

 

 

5. Правила перекладывания пострадавшего с земли на вакуумный матрас с помощью ковшовых носилок:

 

Билет №6

1. Зона работы подъёмника:

Подготавливается площадка к которой предъявляются следующие требования: наличие подъездного пути, уклон не должен превышать угла, указанного в паспорте. Площадка должна быть достаточно освещена. При свеженасыпном не утрамбованном грунте необходимо производить его уплотнение. Размеры площадки должны позволять установку подъемника на все опоры. При слабом грунте под опоры подкладывают прочные подкладки, на скользком - подкладки с шипами. Установку производят на расстоянии 1 м от поворотной платформы при любом её положении до др. предметов или строений. Вблизи ЛЭП с соблюдением расстояний, указанных в наряде допуске. На краю откоса котлована на расстоянии в зависимости от грунта.

 

2. Назначение системы аварийной остановки двигателя с управлением из люльки:

Аварийный останов двигателя — предохранительное устройство для аварийного останова двигателя базового автомобиля из люльки или с нижнего пульта управления. Устройство аварийного опускания люльки, служащее для аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы или двигателя базового автомобиля. Как правило, все устройства и приборы безопасности объединены в одну систему на электронной основе; данные о параметрах и положении подъемника выводят на дисплей, обеспечивая максимальную информацию машинисту.

 

3. Обязанности рабочего люльки во время работы подъёмника:

 

4. Назначение переговорного устройства: При высоте более 22 м или при плохой видимости, при шуме.

5. Правила оказания помощи в случаях ранения глаз:

Билет №7

1. Порядок пуска подъёмника в работу:

2. Назначение аварийного опускания люльки при отказе гидросистемы:

3. Меры безопасности при работе в люльке на высоте:

- при работе подъемника вход в люльку должен быть защищен съемным ограждением или запирающейся дверью (защелкой);

- пристегнуться монтажным поясом к ограждению люльки;

- не садиться и не вставать на перила люльки, не перевешиваться за перила, внимательно наблюдать за верхними и боковыми препятствиями;

- не устанавливать на пол люльки предметы для увеличения зоны работы;

- следить за тем, чтобы масса груза в люльке не превышала номинальную грузоподъёмность подъемника;

- не работать при грозе, тумане, снегопаде, затрудняющих видимость, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника;

- не работать при недостаточном освещении (менее 20 лк);

- следить за безопасным перемещением и в случае опасности сигнализировать машинисту;

- работать только по наряду – допуску при установке подъемника на территории подстанций и на расстоянии менее 30 метров от максимально выступающей части стрелы до крайнего провода линии электропередач напряжением более 42 вольт;

- не сбрасывать с люльки, находящейся на высоте, инструменты и запчасти;

- не переезжать с одного места на другое на подъемнике, если это не предусмотрено руководством по эксплуатации;

- пользоваться аварийным спуском и остановкой двигателя только в аварийных (экстренных) случаях;

- работать на безопасном расстоянии (не менее 0,5 м) до оборудования, опор, траверс, зданий, сооружений и без дополнительных нагрузок на колено стрелы;

- прекратить работу при обнаружении неисправности приборов безопасности (ограничитель предельного груза, концевые выключатели, следящая система ориентации люльки в горизонтальном положении и др.);

- следить за безопасным перемещением и в случае опасности сигнализировать машинисту или производить остановку двигателя с пульта управления, установленного в люльке.

4.   Содержание вахтенного журнала:

5. Правила оказания помощи в случаях попадания в глаза едких химических веществ:

 

Билет №8

1. Меры безопасности при работе в ночное время:

При работе в темное время суток обслуживающий персонал должен до начала работы убедиться в достаточной освещенности рабочего места. Уровень освещения в темное время суток должен быть не менее 20 лк.

 

2. Назначение ограждения люльки:

Предотвращение от падения, места крепления поясов.

3. Меры безопасности при работе подъёмников вблизи ЛЭП:

4. Назначение технологической карты:

5. Действия в случаях поражения электрическим током:

 

Билет №9

1. Средства защиты для рабочих люльки:

2. Назначение устройства для эвакуации рабочих из люльки:

Экстренная эвакуация для защиты здоровья и жизни.

 

3. Меры безопасности при выполнении малярных работ рабочими люлек, находящихся на высоте:

Работы (строительные, малярные, обслуживание светильников и т.п.) с люльки подъемника можно выполнять при условии обеспечения принятия и выполнения мер по предупреждению падения людей из люльки, поражения их током, защемления при перемещении люльки в стесненных условиях. При перемещении люльки необходимо соблюдать следующий порядок:

1) вход в люльку и выход из нее должны осуществляться через посадочную площадку, при подъеме и опускании люльки вход в нее должен быть закрыт на запорное устройство;

2) рабочие люльки должны работать в касках и с предохранительными поясами.

3) машинист при нахождении в зоне обслуживания подъемника также должен быть в каске;

4) рабочим люльки запрещается садиться и вставать на перила, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы, перевешиваться за ограждение люльки;

5) работа подъемника должна быть прекращена при скорости ветра 10 м/с на высоте 10 м, а также при грозе, сильном дожде, тумане и снегопаде, когда видимость затруднена, а также при температуре окружающей среды ниже указанной в паспорте подъемника;

6) масса груза в люльке не должна превышать установленную паспортную величину. Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов грузоподъемными кранами-манипуляторами:

 

4. Назначение наряда-допуска при работе подъёмника вблизи ЛЭП:

Установка и работа подъемников на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Наряд-допуск оформляется в 2 экземплярах 1-должен выдаваться машинисту подъемника на руки перед началом работы, 2-лицу, ответственному за безопасное пр-во работ. Содержит: наименование участка работ, напряжение линии, дата проведения работ, меры безопасности. Работа подъемника вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ подъемниками, которое должно указать машинисту место установки подъемника, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале машиниста о разрешении работы. Должны соблюдаться следующие расстояния от стрелы подъемника до проводов линии электропередачи, находящейся под напряжением, в соответствии с табл.1. Если расстояние выдержать невозможно, то линию необходимо отключить.

Установка ГПМ непосредственно под линией электропередач запрещается.

 

5. Действия в случаях обнаружения пострадавшего с признаками отравления угарным газом:

Билет №10

1. В процессе выполнения работ с применением ПС не разрешается:

2. Назначение ограничителя предельного груза (ОПГ):

3. Меры безопасности в аварийных ситуациях:

В случае возникновения аварийной ситуации при перемещении люльки рабочий люльки должен немедленно нажать на кнопку аварийной остановки подъемника на пульте в люльке и связаться с машинистом подъемника и специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС.

 

При потере устойчивости автовышки (проседание грунта) машинист должен прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить люльку на землю и установить причину аварийной ситуации.

 

Если элементы подъемника оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести люльку от электропроводов, при необходимости покинуть кабину.

 

Если во время работы рабочий люльки прикоснулся к токоведущим частям электрооборудования, машинист подъемника прежде всего должен принять меры к освобождению его от действия электрического тока, соблюдая меры личной предосторожности.  

 

При обнаружении неисправностей корзины автовышки, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автовышку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автовышке.

 

Рабочий люльки должен уметь пользоваться аварийным спуском.

 

Рабочий люльки должен прекратить работу в случае обнаружения неисправности в приборах безопасности (ограничитель предельного груза, концевые выключатели, следящая система ориентации люльки в горизонтальном положении).

 

При возникновении загорания или в случае пожара необходимо немедленно приступить к тушению всеми имеющимися средствами пожаротушения.

При угрозе жизни - покинуть автовышку.

 

При получении травмы необходимо сообщить своему непосредственному руководителю, при возможности оставить в сохранности место происшествия, если это не создает опасности окружающим людям.

 

Рабочий люльки должен знать “Инструкцию по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве” и уметь практически оказывать пострадавшим.

 

4. Порядок назначения сигнальщика:

В случаях, когда зона обслуживания подъемником не видна с поста управления машиниста, и нет радио или телефонной связи между машинистом подъемника и находящимися в люльке рабочими, для передачи сигналов лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемником, должно назначить сигнальщика. При подъеме люльки до 10 м голосом, более 10м –знаковая, при высоте более 22 м переговорное устройство.

 

 

5. Действия в случае 1, 2, 3 стадии переохлаждения:

 

 

Билет №11

1. Строповка грузов. Схема строповки грузов:

Строповка - технологическая операция, выполняемая в процессе подъема и перемещения груза с целью соединения последнего с ПС. Строповка производится посредством обвязки, зацепки (захватывания) или навешивания груза на крюк ПС, с использованием, как правило, грузозахватных приспособлений.

Строп грузовой (строп) - съемное грузозахватное приспособление, у которого основным является гибкий соединительный элемент, выполненный из отрезка каната, цепи или текстильной ленты. Ветвевой строп, в зависимости от исполнения, включает в себя одну или несколько ветвей, оснащенных звеном для навески на ПС и захватами для груза. Для непосредственной обвязки груза стропы могут быть кольцевыми или, дополнительно, с петлями или звеньями на концах.

Съемное грузозахватное приспособление (приспособление для грузоподъемных операций) - устройство, для соединения груза с грузозахватным органом ПС (например, крюком), которое легко снимается с последнего и отсоединяется от груза.

Тара грузовая (тара) - многооборотное металлическое, деревянно-металлическое или полимерное средство для складирования, транспортирования и хранения грузов, имеющее строповочные элементы для зацепки грузозахватными приспособлениями и /или вилами либо крюком ПС.

Траверса грузовая (траверса) - съемное грузозахватное приспособление, у которого захваты присоединены к линейной, плоскостной или пространственной конструкции, оснащенной устройством для навески на ПС и предназначенное для раздельного либо совмещенного выполнения функций, обеспечивающих неизменяемость формы груза, ориентацию груза, максимальную высоту подъема груза, строповку нескольких грузов, сокращение времени строповки, подъем и перемещение груза несколькими ПС.

 

2. Допустимые расстояния до оборудования, зданий, сооружений при работе подъемника:

Подъемник должен быть установлен так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью подъемника (при любом его положении) и другими выступающими частями и строениями, штабелями груза и другими предметами было не менее 1 м.

3. Требования Правил промышленной безопасности к организации эксплуатирующих ПС:

Организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования:

 

а) поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте ПС, без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления;

 

б) не превышать характеристики и не нарушать требования, изложенные в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС (грузоподъемность или грузовой момент, группу классификации режима и другие паспортные режимы эксплуатации);

 

в) не допускать к применению неработоспособные и не соответствующие технологии выполняемых работ грузозахватные приспособления и тару;

 

г) не эксплуатировать ПС с неработоспособными ограничителями, указателями и регистраторами;

 

д) не эксплуатировать ПС на неработоспособных рельсовых путях (для ПС на рельсовом ходу);

 

е) не эксплуатировать ПС с нарушениями требований по их установке в соответствии с требованиями пунктов 101 - 137 настоящих ФНП. Не эксплуатировать ПС с отступлениями от регламентированных размеров между ПС и посадочными лестницами, и площадками, строительными конструкциями, оборудованием, другими ПС, штабелями грузов, траншей, котлованов и ограничений, установленных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. Не допускать эксплуатацию ПС на площадках и (или) подкрановых строительных конструкциях, нагрузочные характеристики которых менее нагрузок от ПС с грузом, указанных в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС;

(пп. "е" в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)(см. текст в предыдущей редакции)

 

ж) разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;

специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.

Абзац исключен. - Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.(см. текст в предыдущей редакции)

 

В организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается одному специалисту совмещать обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ;

 

з) устанавливать порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала и контролировать его соблюдение;(пп. "з" в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)(см. текст в предыдущей редакции)

 

и) обеспечить соблюдение технологических процессов с ПС, исключающих нахождение работников и третьих лиц под транспортируемым грузом и в опасных зонах, а также исключающих перемещение грузов за пределами границ опасных зон;

 

к) не допускать транспортировку кранами работников, кроме случаев, указанных в пунктах 239 - 251 настоящих ФНП;

 

л) исключить случаи использования ПС для подтаскивания грузов и использования механизма подъема крана с отклонением канатов от вертикали;

 

м) иметь в наличии грузы (специальные нагружатели) для выполнения испытаний ПС либо проводить испытания на специально оборудованном полигоне (допускается применять для испытаний грузы, взятые в аренду в других организациях).

(пп. "м" в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)(см. текст в предыдущей редакции)

 

Если эксплуатирующая организация выполняет работы по ремонту, реконструкции ПС, находящихся у нее в эксплуатации, она должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее требованиям пунктов 11 - 22 настоящих ФНП.

(п. 24 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)(см. текст в предыдущей редакции)

 

 

При эксплуатации ПС эксплуатирующая организация обязана:

 

а) устанавливать порядок контроля обучения и периодической проверки знаний специалистов и персонала, работающих с ограничителями, указателями и регистраторами, а также документально подтверждать его соблюдение с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации;

 

б) организовывать (в том числе с привлечением специализированных организаций) считывание данных с регистратора параметров не реже сроков, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации регистратора, осуществлять обработку (расшифровку) этих данных с оформлением протокола, выявлять нарушения правил эксплуатации ПС.

 

При отсутствии в эксплуатационных документах регистраторов указаний о сроках считывания данных выполнять такие операции не реже одного раза в шесть месяцев;

(пп. "б" в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечивать соблюдение технологического процесса транспортировки грузов и приостановку работы ПС в случае возникновения угрозы аварийной ситуации;

 

г) при выявлении нарушений требований к эксплуатации ПС, изложенных в настоящих ФНП, принимать меры по их устранению и предупреждению, в том числе проводить внеочередную проверку знаний работников, допустивших такие нарушения.

 

Работники ОПО, непосредственно занимающиеся эксплуатацией ПС, должны соответствовать следующим требованиям:

 

а) быть обученными и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;

 

б) знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации применяемых ПС, технологический процесс транспортировки грузов;

 

в) в случае возникновения угрозы аварийной ситуации информировать об этом своего непосредственного руководителя;

 

г) знать порядок действий по инструкциям эксплуатирующей организации в случае возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС, а также выполнять данные инструкции;

 

д) пройти в установленном порядке аттестацию (только для специалистов) на знание настоящих ФНП и не нарушать их в процессе выполнения работ.

4. Наряд-допуск, порядок его оформления:

Установка и работа подъемников на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Наряд-допуск оформляется в 2 экземплярах 1-должен выдаваться машинисту подъемника на руки перед началом работы, 2-лицу, ответственному за безопасное пр-во работ. Содержит: наименование участка работ, напряжение линии, дата проведения работ, меры безопасности. Работа подъемника вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ подъемниками, которое должно указать машинисту место установки подъемника, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале машиниста о разрешении работы. Должны соблюдаться следующие расстояния от стрелы подъемника до проводов линии электропередачи, находящейся под напряжением, в соответствии с табл.1. Если расстояние выдержать невозможно, то линию необходимо отключить. Установка ГПМ непосредственно под линией электропередач запрещается.

5. Действия на морозе в случае обморожения носа, ушей и пальцев рук:

Билет №12

1. Условия, при которых подъёмник не допускается к работе:

При выявлении в техническом состоянии подъемника опасных дефектов, неисправностей (повреждение и разрушение Металлоконструкций, неисправность тормозов, приборов безопасности, повреждение канатов и.т.д.).

Если масса груза превышает грузоподъемность (с учетом веса рабочих люльки).

При скорости ветра более 10 м/с на высоте 10 м, при сильном дожде, тумане, снегопаде, при температуре окружающей среды ниже, указанной в паспорте подъемника.

При недостаточной освещенности (менее 20 лк).

Если подъёмник не прошёл очередное ТО (надпись: номер, грузоподъёмность, дата следующего полного или частичного освидетельствования).

Подъёмник обслуживает не аттестованный персонал.

2. Назначение выносных опор подъёмника:

Подъемники, оборудованные выносными опорами, могут опрокинуться, если будет осуществляться подъем людей при не выставленных опорах (аутригерах). Поэтому на подъемнике устанавливают электрическую или гидравлическую блокировку, которая не дает возможности поднять люльку, если подъемник не стоит на опорах. Блокировка не устанавливается если опоры выставляются вручную.

3. Средства индивидуальной защиты и правила пользования ими:

 

4. Метеорологические условия, при которых запрещается эксплуатация подъёмника:

При скорости ветра более 10 м/с на высоте 10 м, при сильном дожде, тумане, снегопаде, при температуре окружающей среды ниже, указанной в паспорте подъемника.

 

5. Действия в случае сдавливания ног тяжёлым предметом:

Билет №13

1. Пульты управления подъёмником, их назначение:

Подъемники должны быть оборудованы двумя пультами управления, расположенными один в люльке, другой внизу, в удобном месте, или иметь дистанционное управление.

Подъемники с высотой подъема люльки до 12 м включительно допускается изготавливать с одним пультом управления, при этом в люльке должны быть устройства включения звукового сигнала и аварийной остановки двигателя.

Направление движения рукояток должно соответствовать направлению движения люльки подъемника. Кнопки должны иметь обозначение направлений включаемых движений механизмов подъемника.

На подъемниках с двумя пультами управления должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность управления подъемником одновременно с двух пультов.

Пульты управления подъемником должны иметь устройства включения звукового сигнала и аварийной остановки двигателя.

2. Кому разрешается находиться в зоне обслуживания подъёмника:

На месте пр-ва работ не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к производству работ. Лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками:

· организует производство работ подъемниками в соответствии с настоящими Правилами, проектом производства работ, технологическими картами;

· указывает машинистам место установки подъемников для работы вблизи линий электропередачи, связи и проводного вещания (радиофикации), контактной сети наземного электротранспорта и выдает разрешение на работу с записью в вахтенном журнале машиниста подъемника;

· определяет необходимость назначения сигнальщиков и участия в работе стропальщиков;

· проводит инструктаж по охране труда с машинистами, работниками, выполняющими работы из люльки, стропальщиками и сигнальщиками (при необходимости их назначения);

· не допускает без наряда-допуска производство работ, требующих осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством (работы вблизи воздушных линий электропередачи, строительно-монтажные работы, выполняемые в пределах рабочей зоны с постоянно действующими опасными производственными факторами, и другие работы);

· контролирует применение работниками необходимых средств индивидуальной защиты (защитные каски, предохранительные пояса и другие средства) для безопасного производства работ подъемниками;

· проверяет выполнение машинистами и работниками, выполняющими работы из люльки (рабочей платформы), инструкций по охране труда, проектов производства работ, технологических карт и других нормативных документов, содержащих требования охраны труда.

 

3. Меры пожарной безопасности при работе подъёмника в электроустановках:

Рабочие места, опасные во взрыво- или пожарном отношении, должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения и средствами контроля и оперативного оповещения об угрожающей ситуации.

При возникновении на подъемнике пожара машинист и рабочие люльки обязаны немедленно приступить к его тушению, одновременно вызвав через рабочих или при помощи средств связи пожарную охрану. При пожаре на электрическом подъемнике прежде всего должен быть отключен рубильник, подающий напряжение.

4. Назначение ППР:

Проект производства работ (ППР) - это документ, необходимый для правильной организации и производства строительно-монтажных работ.

ППР призван обеспечить выполнение работ с надлежащим качеством (с учетом существующих допусков), в установленные сроки, с минимальными затратами труда и машинного времени, а также с обеспечением безопасности производства работ (охрана труда, пожарная и экологическая безопасность).

Правильно разработанный ППР позволит не только получить допуск на производство работ, но и существенно сэкономить затраты, связанные с подбором требуемых машин и механизмов, технологической оснастки (опалубки, лесов и пр.), методами и технологией производства работ.

Ниже приведены ссылки из действующих нормативных документов, регламентирующих в обязательном порядке разработку таких разделов организационно-технологической документации как ППР, ППРк, ТК.

п. 101. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”.

5. Действия в случаях укусов змей и ядовитых насекомых:

Билет №14

1. Какие наименьшие расстояния в зависимости от напряжения должны соблюдаться при работе подъёмника:

2. Организация надзора при эксплуатации ПС:

Лицо, ответственное за безопасное производство работ, после обучения и аттестации, назначенное приказом главного инженера предприятия. Из числа мастеров, прорабов, начальников участков, а также бригадиров.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками, обязано:

1) организовать ведение работ подъемниками в соответствии с правилами безопасности, проектом производства работ и технологическими картами;

2) инструктировать машинистов, рабочих люльки по безопасному выполнению предстоящей работы

3) не допускать к обслуживанию подъемников необученный и не аттестованный персонал, определять необходимость назначения сигнальщиков при работе подъемников;

4) не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений;

5) указывать машинистам место установки подъемников для работы вблизи линий электропередачи и выдавать разрешение на работу с записью в вахтенном журнале;

6) обеспечивать рабочих необходимым инвентарем и средствами для безопасного производства работ подъемниками;

7) проверять выполнение машинистами и рабочими люльки производственных инструкций, проектов производства работ, технологических карт и других регламентов.

3. Установка и производство работ ПС:

Подготавливается площадка к которой предъявляются следующие требования: наличие подъездного пути, уклон не должен превышать угла, указанного в паспорте. Площадка должна быть достаточно освещена. При свеженасыпном не утрамбованном грунте необходимо производить его уплотнение. Размеры площадки должны позволять установку подъемника на все опоры. При слабом грунте под опоры подкладывают прочные подкладки, на скользком - подкладки с шипами. Установку производят на расстоянии 1 м от поворотной платформы при любом её положении до других предметов или строений. Вблизи ЛЭП с соблюдением расстояний, указанных в наряде допуске. На краю откоса котлована на расстоянии в зависимости от грунта.

Производство работ должно проводиться на площадке, отвечающей требованиям Правил, уклон не больше указанного в паспорте подъемника. Производство работ должно проводиться по разработанным технологическим регламентам, при необходимости схемам строповки. Место пр-во работ должно быть оснащено соответствующей оснасткой. На месте пр-ва работ не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к производству работ.

Лицо, отв. за безопасное пр-во работ после аттестации по Правилам и назначенное приказом ГИ по предприятию.

4. Кем ведутся работы с применением ПС на действующих электроподстанциях, подстанциях и линиях передачи:

Установка и работа подъемников на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Наряд-допуск оформляется в 2 экземплярах 1-должен выдаваться машинисту подъемника на руки перед началом работы, 2-лицу, ответственному за безопасное пр-во работ.

 

5. Правила проведения реанимации в ограниченном пространстве:

Билет №15

1. Устройства, ограничивающие зону обслуживания:

Конечные выключатели, ограничивающие зону обслуживания (угол раскрытия колен). Боковые ограничители люльки, останавливающие движение колен подъемника при его касании конструкции, у которой находится люлька. Выключатель концевой предназначен для автоматического отключения механизма подъема при переходе его движущимися частями установленных положений. Ограничитель зоны обслуживания служит для автоматического отключения механизма подъемника и предотвращения выхода люльки за пределы зоны обслуживания.

2. Заземление подъёмника, назначение, правила пользования:

Электрическое оборудование подъемников, его монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать Правилам устройства электроустановок.Подъемники с электрическим приводом и питанием от внешней сети во время работы должны быть заземлены в соответствии с Правилами устройства электроустановок.

В подъемниках, имеющих напряжение свыше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока, для защиты людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции необходимо выполнить заземление или зануление электрооборудования.

Подлежащие заземлению или занулению части оборудования должны быть присоединены к металлическим конструкциям подъемника, при этом должна быть обеспечена непрерывность электрической цепи металлических конструкций. Если электрооборудование подъемника установлено на его заземленных металлических конструкциях и на опорных поверхностях, предусматривающих электрический контакт, дополнительного заземления не требуется.

Заземление или зануление подъемников должно осуществляться специальной четвертой жилой кабеля, присоединяемой к корпусу подъемника и к специальному контакту штепсельного разъема. Использование для этой цели нулевого рабочего проводника не допускается. Для заземления и зануления необходимо использовать медные гибкие жилы проводов и кабелей сечением не менее 1,5 мм2.

Заземляющие и нулевые защитные проводники переносных проводов и кабелей должны иметь отличительный признак.

Корпус пульта управления должен быть заземлен (занулен) не менее чем двумя проводниками.

Проводимость фазных и нулевых защитных проводников должна быть выбрана такой, чтобы при замыкании на корпус или на нулевой защитный проводник возникал ток короткого замыкания, превышающий не менее чем в три раза ток плавкой вставки предохранителя или уставку тока расцепителя автоматического выключателя.

Подъемники могут получать питание от стационарных и передвижных источников питания электроэнергией с глухозаземленной или изолированной нейтралью.

При питании подъемников от передвижных и стационарных источников питания электроэнергией с глухозаземленной нейтралью необходимо выполнять следующие защитные меры: зануление или зануление в сочетании с повторным заземлением, защитное отключение или зануление в сочетании с защитным отключением.

При питании подъемников от передвижных и стационарных источников питания электроэнергией с изолированной нейтралью в качестве защитной меры должно выполняться защитное заземление в сочетании с металлической связью корпусов подъемника и источника электроэнергии или с защитным отключением.

Защитное заземление электроприёмников подъемника не выполняется при питающихся от автономных передвижных источников питания с изолированной нейтралью, если:

1) источник питания электроэнергией расположен непосредственно на подъемнике и их корпуса соединены металлической связью;

2) подъемник питается от специального источника электроэнергии, не питающего другие электроустановки, и находится на расстоянии не более 50 м от источника электроэнергии, а корпуса источника и подъемника соединены при помощи металлической связи.

При выполнении металлической связи корпуса источника питания с корпусом подъемника в качестве проводников металлической связи корпусов электрооборудования могут применяться:

1) пятая жила кабеля в трехфазных сетях с нулевым рабочим проводником;

2) четвертая жила кабеля в трехфазных сетях без нулевого рабочего проводника.

Заземляющие и нулевые защитные проводники, а также проводники металлической связи корпусов электрооборудования должны быть медными, гибкими, как правило, находиться в общей оболочке с фазными проводниками и иметь равное с ними сечение.

В сетях с изолированной нейтралью допускается прокладка заземляющих проводников металлической связи корпусов оборудования отдельно от фазных проводников. При этом их сечение должно быть не менее 2,5 мм2.

Допускается применение кабелей с сечением четвертой жилы меньше сечения фазной жилы до изменения государственных стандартов на соответствующие кабели.

При использовании защитного отключения в качестве защитной меры в передвижных электроустановках питающее напряжение должно отключаться устройствами, установленными до ввода в установку.

 

3. Пуск ПС в работу и постановка на учёт:

Регистрация подъемника производиться по письменному заявлению владельца и паспорту подъемника в Ростехнадзоре. Разрешение на пуск в работу даёт Инспектор Ростехнадзора:

- перед пуском в работу вновь зарегистрированного подъемника;

- после ремонта металлоконструкций с заменой расчетных элементов, сборочных единиц;

- после установки нового ограничителя предельного груза;

- после реконструкции подъемника;

Инженер по технадзору: после проведения тех. освидетельствования.

 

4. Порядок периодических осмотров и технических обслуживаний ПС:

Проводиться Т/О частичное 1 раз в год и полное 1 раз в 3 года.

Испытание ограничителя предельного груза не реже одного раза в 6 месяцев

Внеочередное полное техническое освидетельствование подъемника следует проводить после:

1) реконструкции подъемника;

2) ремонта металлоконструкций подъемника с заменой расчетных элементов или сборочных единиц с применением сварки;

3) замены колен стрелы или полностью стрелы;

4) капитального ремонта подъемника;

5) отработки нормативного срока службы, если подъемник находится в эксплуатации;

6) замены ограничителя предельного груза.

Полное техническое освидетельствование должно включать:

1) внешний осмотр и проверку работы подъемника (в том числе приборов и устройств безопасности);

2) статические испытания;

3) динамические испытания.

При частичном техническом освидетельствовании статические испытания подъемника не проводят.

 

5. Правила эвакуации пострадавшего из зоны действия электрического тока:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: