Есф.8_12f хитросплетением коварной лжи обманывая непорочное благомыслие державных

Есф.8_12g Это можно видеть не столько из древних историй, как мы сказали, сколько из дел, преступно совершаемых пред вами злобою недостойно властвующих.

Есф.8_12h Посему нужно озаботиться на последующее время, чтобы нам устроить царство безмятежным для всех людей в мире,

Есф.8_12ï) не допуская изменений, но представляющиеся дела обсуждая с надлежащей предусмотрительностью.

Есф.8_12k Так Аман Амадафов, Македонянин, поистине чуждый персидской крови и весьма далекий от нашей благости, быв принят у нас гостем, удостоился благосклонности, которую мы имеем ко всякому народу,

Есф.8_12l настолько, что был провозглашен нашим отцом и почитаем всеми, представляя второе лицо при царском престоле;

Есф.8_12m но, не умерив гордости, замышлял лишить нас власти и души,

Есф.8_12n а нашего спасителя и всегдашнего благодетеля Мардохея и непорочную общницу царства Есфирь, со всем народом их, домогался разнообразными коварными мерами погубить.

Есф.8_12ö) Таким образом он думал сделать нас безлюдными, а державу Персидскую передать Македонянам.

Есф.8_12p Мы же находим Иудеев, осужденных этим злодеем на истребление, не зловредными, а живущими по справедливейшим законам,

Есф.8_12q сынами Вышнего, величайшего живаго Бога, даровавшего нам и предкам нашим царство в самом лучшем состоянии.

Есф.8_12r Посему вы хорошо сделаете, не приводя в исполнение грамот, посланных Аманом Амадафовым; ибо он, совершивший это, при воротах Сузских повешен со всем домом, по воле владычествующего всем Бога, воздавшего ему скоро достойный суд.

Есф.8_12s Список же с этого указа выставив на всяком месте открыто, оставьте Иудеев пользоваться своими законами и содействуйте им, чтобы восстававшим на них во время скорби они могли отмстить в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара, в самый тот день.

Есф.8_12t Ибо владычествующий над всем Бог, вместо погибели избранного рода, устроил им такую радость.

Есф.8_12ü) И вы, в числе именитых праздников ваших, проводите сей знаменитый день со всем весельем, дабы и ныне и после памятно было спасение для нас и для благорасположенных к нам Персов и погубление строивших нам козни.

Есф.8_12x Всякий город или область вообще, которая не исполнит сего, нещадно опустошится мечом и огнем и сделается не только необитаемою для людей, но и для зверей и птиц навсегда отвратительною.]

Добавление 6-e (Эсф.8:12a-12x) дает точный список указа в пользу иудеев, идейного и разосланного Мардохеем в разрушение силы указа Амана. Текст указа дает несколько достопримечательных подробностей, не выступающих с очевидной ясностью в еврейском тексте. Так, в начале указа намекается, что намерение Амана причинить зло евреям, подданным царя, было вместе некоторого рода покушением на самого царя («покушаются строить козни самим благодетелям своим» – Есф.8_12c). Далее эта мысль высказывается и еще определеннее; Аман прямо обвиняется в том, что «замышлял лишить нас, – т.е. особу царя, – власти и души... сделать нас безлюдными, а державу Персидскую передать Македонянам»(Есф.8_12m-12o). Мы уже говорили выше, что мысль о македонском происхождении Амана представляет большую натяжку; нет сомнения, что и обвинение Амана в покушении «державу Персидскую передать Македонянам» – должно быть объяснено лишь неудачным приспособлением автора книги к современному ему значению, росту и успехам греческой культуры и преобладания. Заметно также, что составитель указа слишком переусердствовал в восхвалении иудеев и награждении их от имени царя всевозможными выражениями его благосклонности. В противовес Аману, («поистине чуждый персидской крови и весьма далекий от нашей благости» – Есф.8_12k) указ выставляет Мардохея, как «нашего спасителя и всегдашнего благодетеля» (Есф.8_12n), и иудеев – «живущими по справедливейшим законам, сынами Вышнего, величайшего, живого Бога, даровавшего нам и предкам нашим царство в самом лучшем состоянии» (Есф.8_12p-12q). Все это, конечно, для Иудеи не представляло ничего преувеличенного и неестественного, но – влагаемое в уста царя-язычника и деспота – представляется не совсем естественным и правдоподобным. Таково и предписание: всем подданным (а не одним только иудеям) – "содействовать» (Есф.8_12s) иудеям в истреблении их врагов, сам день этого истребления проводить «со всем весельем,.. в числе именитых праздников» (Есф.8_12u), причем объявляется угроза, что «всякий город или область вообще, которая не исполнят сего, нещадно опустошится мечом и огнем и сделается не только необитаемою для людей, но и для зверей и птиц навсегда отвратительною»(Есф.8_12x). Это уже чисто иудейская нетерпимость, уступающая разве только позднейшему человеконенавистничеству Талмуда и имеющая, несомненно, общий с ним источник происхождения.

Эсф.8:15. И Мардохей вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпуровой. И город Сузы возвеселился и возрадовался.

Эсф.8:16. А у Иудеев было тогда освещение и радость, и веселье, и торжество.

Эсф.8:17. И во всякой области и во всяком городе, во всяком месте, куда только доходило повеление царя и указ его, была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями.

«У иудеев было тогда освещение». Освещение, т.е. обилие света в домах, у всех народов служило выражением радости. Эсф.8:14–15 почти до буквальности соответствуют Эсф.3:14–15, поставляя лишь на место Амана Мардохея и на место бывшей печали наступившую радость. Особенно подчеркивается разница в настроении престольного города Суз, который по издании первого указа был «в смятении», а при издании второго «возвеселился и возрадовался». Это, конечно, прежде всего имеет в виду иудеев, радость и веселье которых не устраняли страха и смятения других, имевших в это время несчастье быть подозрительными в глазах иудеев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: