Притч.4:25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою

Книга Притчей Соломоновых.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 4

Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. 4–9. Сущность наставлений отца Премудрого – увещание к мудрости с указанием благ ее. 10–19. Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20–27. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей.

Притч.4:1. Слушайте, дети, наставле­ние отца, и внимайте, чтобы научиться ра­зу­му,

Притч.4:2. потому что я пре­подал вам доброе уче­ние. Не оставляйте заповеди моей.

Притч.4:3. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и един­ствен­ный у матери моей,

Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция (παράδοσις τῶν πατέρων) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср.Иов 8.8 сл.; Иов 15сл.; Сир 8.9, 16.5, 31.12). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи (Притч 1.8) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже (Притч 5.7 и Притч 7.24) обращение не к «сыну», а к"детям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон» 2. Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4.

Притч.4:4. и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи.

Притч.4:5. Приобретай мудрость, при­обретай ра­зу­м: не забывай этого и не укло­няйся от слов уст мо­их.

Притч.4:6. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

Притч.4:7. Главное – мудрость: при­обретай мудрость, и всем име­нием тво­им при­обретай ра­зу­м.

Притч.4:8. Высоко це­ни ее, и она воз­высит тебя; она про­славит тебя, если ты при­лепишься к ней;

Притч.4:9. воз­ложит на голову твою пре­красный венок, доставит тебе великолепный венец.

Увещания отца (Давида, по LXX, слав. – и матери: οί ἕλεγον καί ἐδίδασκον με, «иже глаголаша и учиша мя») Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср.1Пар 28.9), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной "мудрости" (хокма), особенного"разума" (бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14). Мудрец здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами:«главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8–9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9).

Притч.4:10. Слушай, сын мой, и при­ми слова мои, – и умножат­ся тебе лета жизни.

Притч.4:11. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.

Притч.4:12. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда по­бежишь, не споткнешься.

Притч.4:13. Крепко держись наставле­ния, не оставляй, храни его, по­тому что оно – жизнь твоя.

Притч.4:14. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;

Притч.4:15. оставь его, не ходи по нему, укло­нись от него и прой­ди мимо;

Притч.4:16. потому что они не заснут, если не сделают зла; про­падает сон у них, если они не доведут кого до паде­ния;

Притч.4:17. ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хище­ния.

Притч.4:18. Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до по­лного дня.

Притч.4:19. Путь же беззакон­ных – как тьма; они не знают, обо что споткнут­ся.

Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14–19).

Наставления о путях премудрости становятся более специальными – указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни – благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений – предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, – призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14–17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1–19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16–17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60.3, 62.1, 2.5;Притч 6.23, 28.5), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5.16), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель:тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их,Мф 13.43 (см. у еп. Виссариона, с. 56–57).

Притч.4:20. Сын мой! словам мо­им внимай, и к речам мо­им при­кло­ни ухо твое;

Притч.4:21. да не отходят они от глаз тво­их; храни их внутри сердца твоего:

Притч.4:22. потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Притч.4:23. Больше всего хранимого храни сердце твое, по­тому что из него источники жизни.

Притч.4:24. Отвергни от себя лживость уст, и лукав­с­т­во языка удали от себя.

Притч.4:25. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: