Езд.2:27 Не ослабевай. Когда придет день печали и тесноты, другие будут плакать и сокрушаться, а ты будешь весела и изобильна

Третья книга Ездры

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 2

Новое обличение евреев за их равнодушие и холодность к своей матери – Сиону или Иерусалиму (1–4). Посрамление Израиля и его матери за беззакония (5–9). Дарование Иерусалимского царства в удел новому народу Божию из язычников (10–14). Речь Бога к новозаветной церкви с призывом к любви и обещанием высочайших благ на небе (15–32). Речь Ездры о близком пришествии Пастыря и удалении от соблазнов мира (33–37). Прославление исповедующих истину Сыном Божиим (38–48).

Езд.2:1 Так говорит Господь: Я вывел народ сей из работы, дал им повеление через рабов Моих, пророков, которых они не захотели слушать, но отвергли Мои советы.

Езд.2:2 Мать, которая родила их, говорит им: «идите, дети; ибо я вдова и оставлена.

Езд.2:3 Я воспитала вас с радостью, и отпустила с плачем и горестью, потому что вы согрешили пред Господом Богом вашим, и сделали злое пред Ним.

Езд.2:4 Ныне же что сделаю для вас? Я вдова и оставлена: идите, дети, и просите у Господа милости».

2–4. Сион или Иерусалим, как средоточие Ветхозаветной церкви, неоднократно у пророков сравнивается с матерью (Иер L:12; Ос II:5). Мать скорбит по поводу греховности своих детей и своего бессилия помочь им. Покинутая и детьми, и Богом, она напоминает беззащитную вдову, для которой недоступна радость (Ис LIV:4).

Езд.2:5 Тебя, Отче, призываю во свидетеля на мать сыновей, которые не захотели хранить завета моего.

Езд.2:6 Предай их посрамлению и мать их – на расхищение, чтобы не было рода их.

Езд.2:7 Пусть рассеются имена их по народам и изгладятся от земли, ибо они презрели завет мой.

5–7. Бог осуждает на гибель как сыновей, расторгших союз с Ним, так и мать, виновную в том, что она оказалась бессильною выполнить возложенную на нее задачу воспитания детей в преданности завету Божию.

3Езд.2:8 Горе тебе, Ассур, скрывающий у себя нечестивых! Род лукавый! вспомни, что Я сделал Содому и Гоморре.

8. Речь об Ассуре представляется довольно неожиданной в устах лица, жившего много веков спустя после падения Ассирийской монархии. В Ассирию отведены были 10 колен Израилевых задолго до взятия Иерусалима Навуходоносором. Несмотря на то, что Ассирия скоро прекратила свое политическое существование, название Ассура продолжало долгое время применяться к монархиям, сменившим ее.

Езд.2:9 Земля их лежит в смоляных глыбах и холмах пепельных. Так поступлю Я с теми, которые Меня не слушались, говорит Господь Вседержитель.

Езд.2:10 Так говорит Господь к Ездре: возвести народу Моему, что Я дам им царство Иерусалимское, которое обещал Израилю,

Езд.2:11 и прииму славу от них и дам им обители вечные, которые приготовил для них.

11. Выражение: «обители вечные» взято из притчи Спасителя о неправедном управителе (Лк XVI:9).

Езд.2:12 Древо жизни будет для них мастью благовонною; не будут изнуряемы трудом и не изнемогут.

12. Древо жизни подробно рисуется в Апокалипсисе Иоанна (II:7; XXII:2), откуда этот образ и заимствован автором.

Езд.2:13 Идите и получите; просите себе дней малых, дабы они не замедлили. Уже готово для вас царство: бодрствуйте.

13. Вера в близкое наступление Царства Мессии на земле (хилиазм) царила в христианской церкви три первые века ее существования. Ожиданием его обусловлен был необычайный успех, какой имела у христиан апокалиптическая литература. С лаконичным апокалиптическим призывом: «бодрствуйте» и обращается автор к своим читателям предчувствуя близость конца. Это крылатое слово передавалось из уст в уста среди кровавых гонений, какие переживали христиане. К постоянному бодрствованию призывал своих последователей Сам Христос (Мф XXIV:42; XXV:13;Мк XIII:35; Лк XXI:36 и мн. др.).

3Езд.2:14 Свидетельствуй, небо и земля, ибо Я стер злое и сотворил доброе. Живу Я! говорит Господь.

14. Краткое изречение: «Живу Я! говорит Господь», будило в сознании первых христиан мысль о близкой мести всем противникам Его, гнавшим христианство. Им пользуются еще ветхозаветные пророки (Ис XLIX:18; Иер XXII:24).

3Езд.2:15 Мать! обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью; как голубица укрепляй ноги их, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.

15. Сравнение нового Cиона (ср. II:40) с голубицей почерпнуто автором из греческого текста пророка Софонии (III:1): «О, светлый и освобожденный град, голубица!» (ср. 3 Езд V:26).

Езд.2:16 И воскрешу мертвых от мест их и из гробов выведу их, потому что Я познал имя Мое в Израиле.

16. Ср. Ис XXVI:19–20; Иез XXXVII:12–13.

Езд.2:17 Не бойся, мать сынов, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.

Езд.2:18 Я пошлю тебе в помощь рабов Моих Исаию и Иеремию, по совету которых Я освятил и приготовил тебе двенадцать дерев, обремененных различными плодами,

Езд.2:19 и столько же источников, текущих молоком и медом, и семь гор величайших, произращающих розу и лилию, через которые исполню радостью сынов твоих.

18–19. Уже пророк Иезекииль (XLVII:12), рисуя ожидающие Израиля блага, упоминает о потоке и деревьях, на которых каждый месяц будут созревать новые плоды. Апокалипсис Иоанна (XXII:2) прилагает это описание к древу жизни, растущему посреди рая. Автор исследуемой книги говорит о 12 деревьях и 12 источниках, имея ввиду символически представить высокое значение для церкви 12 апостолов, насыщающих всех христиан духовной пищей. Новый Сион защищен со всех сторон горами, утопающими в аромате роз и пышности лилий. По свидетельству древней пророческой книги Ездры (V:24) из всех цветов во вселенной Бог избрал в удел Себе лилию (ср. Мф VI:28).

Езд.2:20 Оправдай вдову, дай суд бедному, помоги нищему, защити сироту, одень нагого,

Езд.2:21 о расслабленном и немощном попекись, над хромым не смейся, безрукого защити, и слепого приведи к видению света Моего,

Езд.2:22 старца и юношу в стенах твоих сохрани,

Езд.2:23 мертвых, где найдешь, запечатлев, предай гробу, и Я дам тебе первое место в Моем воскресении.

20–23. Перечень нравственных правил взят частью у пророка Исаии (I:17; ср. Пс LXXXI:3–4), но, главным образом, у ев. Матфея (XXV:35–39).

Езд.2:24 Отдыхай и покойся, народ Мой, ибо придет покой твой.

24. Ср. Евр III:11 (Пс XCIV:7–11); IV:3, 10–11.

Езд.2:25 Корми сынов твоих, добрая кормилица, укрепляй ноги их.

Езд.2:26 Из рабов, которых Я дал тебе, никто да не погибнет, ибо Я взыщу их от тебя.

Езд.2:27 Не ослабевай. Когда придет день печали и тесноты, другие будут плакать и сокрушаться, а ты будешь весела и изобильна.

27. Здесь изображается отношение христианской церкви к гонениям, ожидаемым в ближайшем будущем. Очевидно, книга написана в такое время, когда церковь пользовалась сравнительным покоем. Это и было в начале царствования Септимия Севера до издания эдикта 202 года. Венцы мученические не только не внушали христианам страха, но влекли их к себе. Самые жестокие преследования бессильны были нарушить светлый взгляд христиан на жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: