Езд.4:41 И перестал он говорить. И все возгласили тогда и сказали: велика истина и сильнее всего

Вторая книга Ездры

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 4

Речь второго телохранителя о силе царя. 13–32. Речь третьего телохранителя Зоровавеля о женщинах и 34–41 об истине. 42–46. Решение царя и просьба Зоровавеля об иудеях. 47–57. Милость Дария к иудеям. 58–60. Благодарственная молитва Зоровавеля. 61–63. Радость иудеев по случаю дарования свободы.

Езд.4:1 И начал говорить второй, сказавший о силе царя.

2Езд.4:2 О, мужи! Не сильны ли люди, владеющие землею и морем и всем содержащимся в них?

Езд.4:3 Но царь превозмогает и господствует над ними и повелевает ими, и во всем, что бы ни сказал им, они повинуются.

Езд.4:4 Если скажет, чтоб они ополчались друг против друга, они исполняют; если пошлет их против неприятелей, они идут и разрушают горы и стены и башни,

Езд.4:5 и убивают и бывают убиваемы, но не преступают слова царского; если же победят, всё приносят царю, что получат в добычу, и все прочее.

Езд.4:6 И те, которые не ходят на войну и не сражаются, но возделывают землю, после посева, собрав жатву, также приносят царю

Езд.4:7 и, понуждая один другого, приносят царю дани.

2Езд.4:8 И он один, если скажет убить – убивают; если скажет отпустить – отпускают; сказал бить – бьют;

2Езд.4:9 сказал опустошить – опустошают; сказал строить – строят; сказал срубить – срубают; сказал насадить – насаждают;

Езд.4:10 и весь народ его и войско его повинуются ему. Кроме того, он возлежит, ест и пьет и спит,

Езд.4:11 а они стерегут вокруг него и не могут никто отойти и делать дела свои, и не могут ослушаться его.

2Езд.4:12 О, мужи! Не сильнее ли всех царь, когда так повинуются ему? – И замолчал.

1–12. Речь второго телохранителя более пространна, чем речь первого. Смысл ее тот, что сильнее всего царь, так как ему повинуются все люди.

2Езд.4:13 Третий же, сказавший о женщинах и об истине,– это был Зоровавель,– начал говорить:

13–32. Речь третьего телохранителя наиболее длинна. Она распадается на две половины. В первой доказывается, что женщины сильнее, чем вино и чем царь, так как они родили царя, вскормили возделывающих виноградники, приготовляют одежды и все нужное для украшения, заставляют мужчин все забывать ради них. Во второй половине речи восхваляется сила истины.

13. Замечание писателя о третьем телохранителе: это был Зоровавель, в сир. др.-лат. и рукоп. 108, 121 передается с прибавлением ό τού Σαλαθιήλ ᾿έκ φυλής Ίούδα.

2Езд.4:14 О, мужи! Не велик ли царь, и многие из людей, и не сильно ли вино? Но кто господствует над ними и владеет ими? не женщины ли?

2Езд.4:15 Жены родили царя и весь народ, который владеет морем и землею;

2Езд.4:16 и от них родились и ими вскормлены насаждающие виноград, из которого делается вино;

Езд.4:17 они делают одежды для людей и доставляют украшение людям, и люди не могут быть без жен.

Езд.4:18 Если соберут золото и серебро и всякие драгоценности, а потом увидят одну женщину, хорошую лицом и красивую,

Езд.4:19 оставив все, устремляются к ней и, раскрыв рот, смотрят на нее, и все прилепляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи.

Езд.4:20 Человек оставляет воспитавшего его отца и страну свою и прилепляется к жене своей,

Езд.4:21 и с женою оставляет душу, и не помнит ни отца, ни матери, ни страны своей.

21. И с женою оставляет душу (άφίησι τήν ψυχήν), т. е. остается при жене до смерти (Ср. Быт XXXV:18).

Езд.4:22 И из этого должно вам познать, что женщины господствуют над вами. Не подъемлете ли вы трудов и не напрягаете ли усилий, и не отдаете ли и не приносите ли всего женам?

Езд.4:23 Берет человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и грабить и красть, и готов плавать по морю и рекам,

Езд.4:24 льва встречает, и во тьме скитается; но лишь только украдет, похитит и ограбит, относит то к возлюбленной.

24. Льва встречает, и во тьме скитается. Ср.Притч XXII,13, XXVI,13; Сир IV:30; 1Пет V:8. В древ.-лат.: leonem contemnit, льва презирает. Мысль та, что человек ради возлюбленной пренебрегает всякими страхами.

Езд.4:25 И более любит человек жену свою, нежели отца и мать.

Езд.4:26 Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них.

Езд.4:27 Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин.

Езд.4:28 Неужели теперь не поверите мне? Не велик ли царь властью своею? Не боятся ли все страны прикоснуться к нему?

2Езд.4:29 Я видел его и Апамину, дочь славного Вартака, царскую наложницу, сидящую по правую сторону царя;

29. Дочь славного Вартака. Имя читается в рукописях различно и, по-видимому, должно считаться испорченным. У И. Флавия оно читается: Ραβεζάκου τού Θεμασίου. Имя Алами (Аламин) очень часто встречается в памятниках, как имя сирских принцесс.

Езд.4:30 она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке.

Езд.4:31 И при всем том царь смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнется ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает ее, чтобы помирилась с ним.

2Езд.4:32 О, мужи! Как же не сильны женщины, когда так поступают они?

Езд.4:33 Тогда царь и вельможи взглянули друг на друга, а он начал говорить об истине.

33. Тогда царь и вельможи взглянули друг на друга – очевидно выражая удивление сказанному Зоровавелем.

2Езд.4:34 О, мужи! Не сильны ли женщины? Велика земля, и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место.

Езд.4:35 Не велик ли Тот, Кто совершает это? И истина велика и сильнее всего.

Езд.4:36 Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды.

2Езд.4:37 Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей;

Езд.4:38 а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века.

Езд.4:39 И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела ее.

2Езд.4:40 И нет в суде ее ничего неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Богистины!

35–40. Зоровавель прославляет истину, представляя ее могущественнее всего, а не Бога. Возможно, что он имеет в виду при этом слушателей-язычников. Кроме того, в речи Зоровавеля отражается влияние эпохи, в которую жил автор книги. Идея Бога в позднейшей иудейской теологии расчленена была на частные понятия (σοφία, λόγος, πνεύμα, θεού, αλήθεια); эти понятия были ипостазированы и стали на место древних означать представление о Божестве.

Езд.4:41 И перестал он говорить. И все возгласили тогда и сказали: велика истина и сильнее всего.

Езд.4:42 Тогда царь сказал ему: проси, чего хочешь, более написанного, и дадим тебе, так как ты оказался мудрейшим, и будешь сидеть подле меня и будешь называться родственником моим.

41–42. Признанный победителем Зоровавель получает позволение просить, чего он хочет, и обращается с ходатайством за иудеев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: