А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина

Деяния 2 глава.

 

       1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.                                     

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

Критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?

А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

            Каждый иудей мужского пола, живший в тридцати километрах от Иерусалима, обязан был по закону принимать участие в трех больших иудейских праздниках: Пасхе, Пятидесятнице и в празднике Кущей. Другое название Пятидесятницы было "Праздник седмиц", он получил такое название потому, что падал на пятидесятый день, неделя недель после Пасхи. Пасха выпадала на середину апреля, следовательно, Пятидесятница выпадала на начало июня. В это время было лучше всего путешествовать. На праздник Пятидесятницы прибывало не меньше людей, чем на Пасху. Этим и объясняется длинный список стран, приведенный в этой главе. Никогда не бывало в Иерусалиме такой интернациональной толпы, чем на Пятидесятницу.

       Праздник Пятидесятницы имел два главных значения: 1) Историческое значение. Он ознаменовал получение Моисеем закона на горе Синай. 2) Он имел и земледельческое значение. На Пасху Богу приносили в жертву первый сноп ячменя нового урожая, а в Пятидесятницу два хлеба в знак благодарности за собранный урожай. Этот праздник имел одну специфическую особенность. Закон запрещал в этот день любую работу даже рабам (Лев. 23,21; Числ. 28,26) и, поэтому, он был праздником для всех, и толпы на улицах были больше, чем когда-либо.

 Здесь важно, что Дух Святый на каждом почивает Своим языком, как бы огненным, но не огнем. Это «как бы» дважды повторено дееписателем, и указывает на то, что нельзя воспринимать в буквальном материальном смысле. Ни с чем сравнить. Огонь это теофанический Ветхозаветный символ (teofania - Богоявление). На каждом почивает свой язык. Пятидесятница это личностное восприятие Духа Святаго. Личность человеческая принимает Божественную личность. Если прочитать 20 главу от Иоанна, Христос говорит: примите Дух Свят, имже отпустите, отпустится… То что в библеистике называется «Иоаннова пятидесятница», там Дух Святый дается как действующая Сила, Сила, которой будут прощаться грехи. А здесь каждый принимает свой личностный язык.

 При чтении книги Деяний Апостольских в переводе на русский язык нельзя увидеть там одной очень важной детали, которую открывает нашему взору язык греческого оригинала: В синодальном русском переводе читаем: "при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе" (Ден.2:1). Греческий оригинал представляет более сложную конструкцию: "esan apantes omothumadon epi to auto", что на русский язык можно перевести приблизительно так: "были все единодушно на тоже самое". Греческое "epi to auto" означает, что люди, по отношению к которым эта фраза была сказана, заняты каким-то непременным для них действием, о котором уже было сказано выше. "Epi to auto" - это что-то важное, что является самоочевидным и не требует особого разъяснения. Из позднейшей христианской письменности мы можем понять, что самоочевидной для них была Евхаристия. Этой же фразой первые христиане называли свои Евхаристические богослужения, свои первые литургии. Т.о. апостолы в сионской горнице собрались, чтобы совершить вечерю по заповеди Христа. Но Евхаристия - это не только воспоминание о Христе: это причастие Самому Христу. А причаститься к Вечности человек сам не может: лишь Благодать Святаго Духа может разорвать узы времени и приобщить человека ко Христу. Итак, Святой Дух сошел на собранную Церковь, чтобы освятить ее и превратить Трапезу Воспоминания о Христе в Трапезу Причастия ко Христу: Он освятил Церковь во Христе. Пятидесятница неповторима, но у каждого человека есть момент, когда он приобщается к ней: это Таинство миропомазания, которое святые отцы называли личной Пятидесятницей, когда человек входит в священное пространство Церкви. Пятидесятница неповторима, но сила Святаго Духа в нас постоянно действует, раскрываясь в новом ракурсе.

Дальше апостолов обвиняют в том, что они опились сладкого вина, потому что начали говорить на языках. Что это были за языки – вопрос архисложный. Здесь Евангелист описывает говорение на исторических языках, каждый из пришедших из рассеяния иудеев слышит свое наречие. Но некоторые говорят, что они вина сладкого опились, значит, они слышали некое бормотание, похожее на бред. И Петр вынужден даже оправдываться. Апостол Павел будет описывать в I послании к Коринфянам, 14 главе, говорение на языках как некую экстатическую молитву. Два разных описания. Апостол говорит: мы не опились сладкого вина, потому что сейчас только третий час (это час до утренней иудейской молитвы, как можно благочестивому иудею напиться). Такая интересная особенность «Пятидесятница» - пятидесятый день после Пасхи. Пасха – весенний праздник, урожая винограда еще нет. Чтобы его сохранить, его надо либо остановить спиртом, либо накачать сахаром. Но сахара не было, а накачивали патокой. Получалась бормотуха, весьма низкопробное винцо. Их обвинили, что они напились.

Очевидно, что Лука изложил говорение на языках как на иностранных языках. На самом деле, эта пестрая по национальному составу толпа впервые в жизни услышала глас Божий в такой форме, которая задела их за сердце и они поняли его на родном языке. Сила Духа Святого была такой, что Он передал через учеников весть, которая тронула сердце каждого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: