Глава 1. Теоретическая часть

Допускаю к защите

Заместитель директора по НМР
______________ Э.В. Киселёва
«___» _______________2020 г.

 



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования

На тему: Формирование познавательных учебных действий при изучении геометрических величин в начальных классах

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

Выполнила:
Петухова Дарья Александровна

Научный руководитель:
Л.А. Зараева
«___»________________2020 г.

Рецензент: И.Б. Мышкина
«___»________________2020 г.

 





Можга, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.. 6

1.1.   Понятие и структура универсальных учебных действий.. 6

1.2.   Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. 10

1.3.   Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. 13

1.4 Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в рамках учебного предмета «Математика». 18

ГЛАВА 2. __________________________________________. 24

2.1.   Формирование познавательных УУД при изучении «Площади». 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 27



ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе происходит стремительный рост техники и науки, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей.

Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться предназначает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, искать решения, оказывать необходимую поддержку друг другу, умение вести диалог. Осуществление данной цели становится возможным вследствие развития системы универсальных учебных действий.

Проблему формирования универсальных учебных действий исследуют такие ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин. На значимость их развития у младших школьников заостряют внимание следующие ученые – А. Г. Асмолов, Л. А. М. В. Шарипова, Бессчетнова, В. А. Смирнова, И. И. Бондарева, О. А. Еник, Г. Л. Копотева, Н. М. Осмоловская, Р. А. Дунилова, и др.

В начальных классах предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как структурирование знаний, планирование, систематизация и моделирование, выработка вычислительных навыков, дифференциация существенных и несущественных условий. Главное значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Однако на современном этапе развития начального общего образования одни педагоги сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий (далее УУД), другие - испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся.

Таким образом, уроки математики в начальных классах могут стать основой развития познавательных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных методов формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.

Объект: процесс формирования познавательных учебных действия у младших школьников.

Предмет: формирование познавательных учебных действий при изучении геометрических величин в начальных классах.

Цель: изучить, какие познавательные универсальные учебные действия формируются при изучении геометрических величин.

Гипотеза: формирование познавательных учебных действий у младших школьников возможно при систематическом изучении геометрического материала.

Задачи:

1. Дать характеристику познавательным универсальным учебным действиям в младшем школьном возрасте;

2. Рассмотреть, какие познавательные универсальные учебные действия формируются при изучении геометрических величин.

3. Установить, какие факторы влияют на формирование познавательных учебных действий при изучении геометрического материала.

Методы исследования:

1. Теоретические – анализ литературных источников, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические –

3. Методы обработки данных –

 


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1.   Понятие и структура универсальных учебных действий

 

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Исходя из этого приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Отработка учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Психологический анализ процессов, происходящих в ходе обучения, позволяет ставить в качестве задачи современной системы образования освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. (1, с. 3).

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (1, с. 3).

По мнению А. Г. Асмолова, «универсальные учебные действия» представляют собой умение учиться. Какой бы объем знаний учащиеся ни старались постичь, все же первую очередь они должны уметь самостоятельно находить требуемую информацию и фиксировать ее в определенной форме с целью дальнейшего использования. При этом полученную информацию ученик должен осмыслить, то есть соотнести с ранее усвоенной информацией и применить новые сведения в уже имеющейся системе знаний [2, с. 20].

Полученную информацию требуется запомнить, сохранить, а также закрепить в виде умений и навыков. Для того, чтобы применить усвоенную информацию, ее требуется видоизменить.

Наконец, учащиеся должны не только усваивать готовые знания, но и уметь самостоятельно или при помощи педагога создавать собственный интеллектуальный продукт.

Таким образом, рассмотренные понятия универсальных учебных действий относятся к общему содержанию образования и являются метапонятием. Они внутренне согласуется как с традиционным описанием процесса обучения на языке знаний, умений, навыков, отражающих уровень информированности ученика, так и с компетентностным подходом, подчеркивающим способность ученика решать проблемы в ряде базовых сфер, т.е. эффективно использовать полученные знания и опыт.

Функции универсальных учебных действий включают:

· обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

· обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. (4, с. 9);

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

· носят надпредметный, метапредметный характер;

· обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

· обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

· лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

· обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Умение учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая познавательные и учебные мотивы, учебные цель, задачу, действия и операции. Этого можно достичь с помощью сознательного присвоения учащимися социального опыта.

Качество усвоенных знаний определяется разнообразием видов универсальных действий, среди которых выделяют:

· личностные, личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);

· регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

· коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии). (Асмолов, 2008; 29).

· познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы).

Последние представляют собой систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [5, с. 42].

Важным компонентом развития УУД является развитие познавательных универсальных учебных действий, как основы способности к саморазвитию.

1.2.   Психолого-педагогические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

 

По мнению Л. А. Бессчетновой, познавательные универсальные учебные действия – это общеучебные действия, которые включают в себя самостоятельную постановку познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств, смысловое чтение, моделирование [6, с. 36].

Е. Е. Хнычкина считает, что познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности [7, с. 18].

Познавательные действия являются основными, так как представляют собой ведущий вид деятельности человека, сознательно направленный на получение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие учащегося.

Познавательное развитие личности подразумевает развитие мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти, внимания, рефлексии, а также формирование у школьника научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методикой и способами познания, [6, с. 38].

Познавательная деятельность мотивирована и целенаправленна, особенно в том случае, если она представлена конкретными учебными действиями. Творческая активность личности проявляется в познавательных действиях, направленных на воспроизведение объектов реальности в форме знаний, и включена в предметно-практическую и духовную виды деятельности.

Познавательные УУД включены в состав метапредметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы, что подразумевает способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальной жизни, освоенные учащимися на основе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Для познавательной деятельности характерны не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применить полученные

В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников необходимо развивать умение совершать самостоятельные открытия. Уже в младшем школьном возрасте ученик должен уметь решать задачи, требующие от него не простого повторения действий учителя, а несли бы в себе возможность самостоятельного решения задачи, поскольку важное значение имеет не столько готовый результат, сколько сам процесс решения, включающий в себя гипотезы, ошибки, сравнения различных идей.

По мнению А. Г. Асмолова, познавательные УУД формируются в том случае, если педагог задает вопросы, вопросы, направленные на формирования интереса, любознательности учащихся; а также в том случае, когда педагог стимулирует возникновение личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме [2, с. 38].

Младший школьник с первого класса вовлекается в процесс конструктивного и предметного общения. Педагог учит его умению задавать вопросы и отвечать на них, формулировать главную мысль, вести диалог, формирует культуру чтения и т.д. В учебниках младших классов есть упражнения для выполнения в парах, что позволяет младшим школьникам использовать полученные знания на практике.

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение учащегося:

· выделять тип задачи и определять способы ее решения;

· осуществлять поиск необходимой информации, требуемой для решения задач;

· различать обоснованные и необоснованные суждения;

· обосновывать этапы решения учебной задачи;

· осуществлять анализ и преобразование информации;

· выполнять основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);

· устанавливать причинно-следственные связи;

· владеть общим приемом решения задач;

· создавать и преобразовывать схемы, необходимые для решения задач;

· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из определенных условий [9, с. 861].

Таким образом, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Одни авторы под познавательными УУД понимают умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных учащимися на основе различных учебных предметов. Другие определят познавательные УУД как систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Третьи обозначают познавательные УУД как общеучебные действия, которые включают в себя самостоятельную постановку познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств, смысловое чтение, моделирование. Другими словами, познавательные УУД представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности.

 

1.3.   Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

 

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность. Но именно младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Так, внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность. Это в свою очередь организует внимание школьника.

В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.

В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей. Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами». Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают способность анализировать собственные мыслительные стратегии, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти.

Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также, как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться». Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения.

Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями. Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

Более подробно возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника представлены в
Таблице 1.

 

Таблица 1. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника (по материалам М.В. Матюхиной) [12, с. 91 – 94].

Познавательные процессы

Классы

1 2 3 – 4
Внимание Преобладает непроизвольное внимание, однако появляются элементы произвольности. Внимание неустойчиво. Учащиеся сосредотачиваются в первую очередь на несущественных признаках объекта. Для учащихся важна внешняя привлекательность объекта. Внимание распределяется слабо. Привлекает только то, что понятно. Нет предварительной готовности к работе на уроке. Продолжается нарастание элементов произвольности внимания. Однако познавательная цель по-прежнему ставится взрослыми. Для полноценной работы на уроке необходима разминка. Преобладают элементы произвольности в связи с появлением у учащихся ответственности за усвоение знаний. Внимание более устойчиво. Учащиеся обращают внимание в первую очередь на существенные признаки объекта. Учащиеся сами ставят цель. Учащиеся способны распределять внимание, умственно активны и готовы к деятельности с самого начала урока.
Память Начинает развиваться произвольная память, но это умение несовершенно. Преобладает механическое непроизвольное запоминание, которое срабатывает только в случае сильного воздействия на эмоциональную сферу учащихся. Ведущая роль принадлежит механическому запоминанию. Воспроизведение учебного материала дается нелегко, так как учащиеся не владеют приемами рационального запоминания. Распространено явление забывания. Необходима опора на наглядность. Конкретно-образный характер памяти. Учащиеся способны воспроизводить учебный материал без опоры на наглядность. Однако наличие наглядности на уроке создает ситуацию успеха. Учащиеся начинают овладевать приемами осмысленного запоминания Произвольное запоминание становится более продуктивным и осмысленным. Начинается развитие логической памяти. Активно используются приемы осмысленного запоминания. Начинается активное применение рациональных приемов заучивания наизусть. Увеличиваются объем памяти и её долгосрочность
Мышление Наглядно-образное мышление, переход к словесному мышлению. Словесно-логическое мышление с опорой на наглядность. Развитие абстрактного мышления. Начало развития формально-логического мышления.
Воображение Незначительная переработка имеющихся представлений. Опора на конкретные предметы. Изображение людей и предметов отличается бедностью, нерасчлененностью. Образы непроизвольны и расплывчаты, носят схематичный характер. Развитие творческой переработки представлений на основе словесной наглядности. Образы полнее, включают на 1 – 2 признака больше, чем образы первоклассника. Отсутствие вымышленных дополнительных деталей. Образ более точный и определенный. Усиление дифференциации воображения. Творческая переработка представлений. Увеличение количества деталей. Воссоздание целостного правильного образа. Воображение дифференцировано и управляемо.

 

Таким образом, такие познавательные процессы как внимание, память, мышление и воображение лежат в основе формирования познавательных универсальных учебных действий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: