Для того чтобы проектирование рекреационной зоны было рациональным нужно провести анализ местности, в нашем случае, в каждом из экспертных блоков. Вследствие того, что местоположение зоны должно обеспечить ее долгое функционирование, в качестве критерия была взята прогнозируемая граница Новосибирского водохранилища на 2036 год с учетом разрушения берегов и размытия почв [1]. Также на выбор места проектирования влияет качество воды в водоеме, поэтому была проанализирована карта загрязнения вод Новосибирского водохранилища и выбраны места вблизи чистых участков [10]. На лучшее развитие зоны влияет дорожная сеть, близость к населенным пунктам, расстояние до других баз отдыха, направленность развития территории.
В результате анализа всех вышеперечисленных факторов мною был выбран 27 экспертный блок и в его границах запроектирована база отдыха, представленная на рисунке 41.

Рисунок 41 – Рекреационная зона
Сама территория рекреационной зоны соответствует критериям застройки и площадным характеристикам. Описание созданной рекреационной зоны представлено в таблице 9.
Таблица 9 – Использование территории в рекреационных целях в пределах экспертных блоков
| Номер ЭБ | Площадь, га | Тип | Берегоукрепительные работы | Описание |
| 27 | 13,90 | База отдыха | Не требуются | Рекомендуется построить базу отдыха в этом ЭБ, потому что он менее всех других подвержен обрушению берега, вода недалеко не загрязнена, населенный пункт находится в отдалении. На территории базы можно разместить: Спортивная площадка (0,8 га) Автопарковка (0,72 га) Хозпостройка (0,5 га) Прогулочная зона (2,3 га) Жилые постройки (2,19 га) |
8 ОХРАНА ТРУДА
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемом выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях, и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения дипломной работы мной был создан геоинформационный проект Новосибирского водохранилища в Ордынском районе Новосибирской области для оценки состояния земельных ресурсов прибрежной территории водохранилища. При создании проекта в конечно счете была создана таблица основных результатов.
Таблица 9 – Основные результаты проекта
| № | Наименование | Результат работы | |||
| 1 | Площадь района работ | 451,8 км2 | |||
| 2 | Процент загрязнения территории водохранилища в районе работ выше 4 класса загрязнения (от общей площади района работ) | 50% | |||
| Площадь прогнозного разрушения за 30 лет по «скоростям разрушения» | 8,5 км2 | ||||
| Площадь прогнозируемого разрушения за 30 лет по типам почв | 30,3 км2 | ||||
| Номера экспертных блоков, по которым необходимо организовать системы геодезического мониторинга | 2, 3,28, 27, 4 | ||||
| Данные по четырем эпохам наблюдения | 1979-1989 | 1989-1999 | 1999-2006 | 1979-2006 | |
| 3 | Площадь водохранилища в границах района работ по временным этапам | 132,5 км2 | 138,7 км2 | 140,6 км2 | 142,3 км2 |
|
Продолжение таблицы 9 | |||||
| 4 | Площадь разрушения береговой линии водохранилища по временным этапам | 6,2 км2 | 1,9 км2 | 1,7 км2 | 9,8 км2 |
| 5 | Величина финансовых потерь по каждому их четырех временных этапов | 9975874 | 3166944 | 2691903 | 15 834 721 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Аврунев Е.И. – Изучение состояния земной поверхности локального земельного участка при осуществлении мониторинга земель [Текст]: практикум / Е.И. Аврунев, И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных. – Новосибирск: СГУГиТ, 2015. – 110;
2 Гаджиев, И. М. Районы и города Новосибирской области. Природно-экономический справочник [Текст]. / И.М. Гаджиев – Новосибирск, Новосибирское издательство 1996. – 520 с.;
3 Дамдын, О. С. – Понятие, задачи и виды мониторинга земель [Текст]/ О. С. Дамдын // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 165-166.;
4 Дубровский А.В. – Геоинформационные системы: разработка комплексного геоинформационного проекта для оценки состояния земельных ресурсов прибрежной территории Новосибирского водохранилища [Текст]: учеб. метод. пособие / А. В. Дубровский, А. В. Ершов, О. И. Малыгина. – Новосибирск: СГУГиТ, 2018. – 55 с.;
5 Дубровский, А.В. – Геоинформационное обеспечение для решения экологических проблем новосибирского водохранилища. [Текст]/ А.В. Дубровский, Н.В. Фадеенко - Интерэкспо ГЕО-Сибирь, 2012;
6 Дубровский, А.В. Земельно-информационные системы в кадастре [Текст]: учебно-метод. пособие / А.В. Дубровский. – Новосибирск: СГГА, 2010. – 112 с.;
7 Дышлюк, С.С. Николаева, О.Н. Ромашова Л.А. – К вопросу формализации процесса создания тематических карт в ГИС-среде. [Текст]. С.С. Дышлюк, О.Н. Николаева, Л.А. Ромашова -. Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий) – 2015;
8 Инструкция по топографической съемке в масштабе 1:5000, 1: 2000, 1:1000, 1:500. – М.: Недра, 1985. – 160 с.;
9 Краев, Д.А. – Экологический мониторинг и использование WEB- ГИС технологий. [Текст]/ Д.А. Краев - Омский научный вестник- 2012;
10 Романова, Г.М. – Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон. [Текст] / Романова Г.М. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012;
11 Селиханович, В. Г. Геодезия Ч. II. [Текст]/ В.Г. Селиханович – М.: Недра, 1981, 2006. – 544 с.;
12 Хабидов А.Ш. Марусин К.В. Федорова Е.А. – Организация мониторинга береговой зоны и дна новосибирского водохранилища [Текст] / А.Ш. Хабидов, К.В. Марусин, Е.А. Федорова - Известия Алтайского государственного университета, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок 42 – Оцифрованные контуры Новосибирского водохранилища (1979 и 1989 года)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок 43 – Оцифрованные контуры Новосибирского






