Конфликты в Средней Азии после распада СССР

После распада СССР Средняя Азия осталась без квалифицированных специалистов, с множеством проблем уже независимых государств. Бедность, бесправие и диктаторство поглотили эти республики. Началось клановое правление, все деньги, в основном, сосредоточились в руках президентов. Забастовки, митинги, расстрелы показали, что Средняя Азия еще не готова к самостоятельности. Но президенту Казахстана удалось выйти из кризиса благодаря интенсивному развитию отношений с Россией. Н. Назарбаев улучшил жизнь в наиболее крупных городах, однако население в деревнях продолжало бедствовать. И это давало силу исламским радикальным течениям. Со временем Правительству Н. Назарбаева удалось справиться со многими проблемами постсоветского периода Казахстана, в том числе с помощью дружеских политико-экономических отношениях с Россией.

Далее рассмотрим Туркменистан.

Это – наркотрафик, культ личности, железный занавес и политика «оболванивания» населения. Если взглянуть на Ашхабад глазами туриста, то можно увидеть красивые мраморные здания, сверкающие от чистоты, женщин в разноцветных нарядах, памятники и фотографии покойного С. Ниязова, постепенно сменяющиеся на Г. Бердымухаммедова, и телевидение, постоянно транслирующее чтение Рухнамы. Но большинство населения не могли и не могут позволить себе квартиры в этих сверкающих домах, несмотря на то, что газ, свет, вода для них бесплатны. Изучение Рухнамы включено в образование. Но ничего, ассоциирующегося с действительностью там нет. Зарплаты довольно низкие: хватает лишь на необходимые вещи (еда, одежда). Выехать за границу люди не в состоянии. Развитый наркотрафик обеспечил доступ молодежи (в частности, мужского населения) к наркотиками. Смертность от употребления наркотиков стала катастрофичной. Выехав за пару километров от Ашхабада можно увидеть людей, живущих в пустынях, без водопровода и всех благ цивилизации. Они выживают лишь за счет продажи государству продуктов питания (арбузы, дыни) и крупного рогатого скота. Библиотек, театров, оперы там нет. Интернет провели совсем недавно, но за его деятельностью активно следят. Так же имеет место быть цензура. Так ли хороша политическая система в этом регионе, если народ даже представления не имеет о другой жизни?

А теперь самые проблемные регионы: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Постоянные митинги в Кыргызстане и огромное количество гастарбайтеров в России дают понять об их жизни. При А. Акаеве страна вступила в полосу кризисов, которые углублялись с каждым разом. То же самое происходило при К. Бакиеве. Ни один из них не пытался поднять страну, а лишь заботился о собственном имуществе.
Узбекистан.

Он давно находится за чертой бедности, но не признает этого. Во всех СМИ говорится только о процветающей республике. Все митинги жёстко подавляются. Нагнетается негативное отношение к России. В связи с таким положением в Республике, люди ищут любую возможность покинуть страну. Россия, защищая интересы собственного населения, в противовес такой политики Президента Узбекистана, отказала его жителям в получении гражданства, поэтому все стараются переехать в соседний Кыргызстан, чтобы иметь возможность стать гражданином РФ. Однако отношение к вынужденным мигрантам в Узбекистане весьма негативное. К примеру, 4 июня 2013 года, в Ташкенте, Президент Узбекистана Ислам Каримов назвал своих сограждан, трудящихся на заработках в России, «лентяями». Глава государства заявил, что мигранты «позорят» страну и вызывают отвращение.

«Я считаю лентяями тех, кто едет в Москву и подметает там улицы. Чувствуешь отвращение, что узбеки едут туда за куском хлеба», — сказал Каримов в эфире главного телеканала Национальной телекомпании Узбекистана, добавив, что мигранты «позорят всех нас».

По его словам, пишет CA-NEWS, «узбекский народ отличается от других честью и достоинством. Ведь это (попрошайничество) сравнимо со смертью» (http://www.ca-news.org/).

«При этом он заверил, что «в Узбекистане сейчас ленивых мало» и что здесь «никто не умирает от голода», а также не просит милостыню.

Он также рассказал, как много лет назад, работая в Москве, ездил на рынок и давал милостыню попрошайкам. «Сейчас не найдешь попрошаек, даже если будешь искать их», — утверждает глава государства.

Он задал вопрос присутствующим, есть ли в Джизаке попрошайки, и получил ответ «нет».

По данным Федеральной миграционной службы России, из более 10 млн. иностранцев свыше 2 млн. являются гражданами Узбекистана. Они занимают первое место среди всех остальных мигрантов.

Согласно только официальным данным Центрального банка РФ, в 2012 году трудовые мигранты из Узбекистана отправили на родину 6,084 млрд. $ Данная цифра почти на 33% больше, чем в 2011 году. В этом отношении узбеки также стоят на первом месте среди представителей других республик. За узбеками следуют граждане Таджикистана, отправившие 3,952 млрд. $, на третьем месте — мигранты с Украины. Они отправили домой только в 2012 году 2,982 млрд.
Таджикистан.

В Республике сложилась так называемая «постсоветская общественно-экономическая модель», которая в общих чертах характерна для всех республик бывшего Союза. Эта модель отличается следующими общими особенностями:

– недостаточное применение принципа разделения властей;

– доминирование командно-административного метода управления;

– непрозрачность власти, сращивание власти и собственности и концентрация и того и другого в руках – относительно узкого круга/группы элит;

– непропорциональное развитие теневой экономики и так далее.

Вместе с тем таджикская модель (как и все остальные) обладает рядом специфических черт. Основным фактором для нас явилась гражданская война, продлившаяся более пяти лет. Межтаджикский конфликт до сих пор считается не только одним из самых продолжительных, но и одним из наиболее ожесточенных на постсоветском пространстве. Он привел к следующим последствиям:

– Масштабная миграция (беспрецедентная по масштабу на всем постсоветском пространстве). В первую очередь речь идет об эмиграции русскоязычного населения. К нему в Таджикистане традиционно относили не только этнических русских, но и выходцев с Кавказа и Поволжья. Также в эту группу попала значительная часть душанбинцев, для которых русский язык стал основным языком общения. В 1990-е же гг. страну покинула и подавляющая часть национальной интеллигенции, сформированной за годы советской власти. Отток образованной части населения привел к резкому, даже по постсоветским меркам, упадку науки и системы образования.

Социально-экономический коллапс 1990-х гг., в том числе периода гражданской войны в Таджикистане был отмечен следующими показателями:

– в 1993 г. ВВП сократился на 16% (в неизменных ценах);

– в 1994 – на 24%, в 1995 – на 12%;

– в 1996 – на 17%;

– ВВП в 1995 г. составлял лишь 41% от показателя 1991 г.

Экономика Таджикистана давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике. С 1992 г. страной, вместе с наиболее обеспеченной частью населения, управляет Президент Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов).

При его управлении, к 2010 г. окончательно оформилась настоящая социально-экономическая модель Таджикистана.

Во-первых, политическая система слабо сбалансирована; власть чрезмерно централизована, оппозиция постепенно уходит на периферию, развитие гражданского общества существенно отстает. При этом доступ к ресурсам сосредоточен в руках относительно небольшой группы элит; в условиях недостатка ресурсов центральные элиты сегодня все дальше идут в регионы, где они сталкиваются с интересами местных региональных элит.

Во-вторых, таджикская экономика является «миграционной (грубо говоря, «гастарбайтерской») экономикой», или «экономикой денежных переводов», которые составляют 60% ВВП страны. По сути дела, это сырьевая экономика. В таджикском варианте в роли сырья выступают человеческие ресурсы. Так, по данным Всемирного банка на 2010 г., по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимал 1-е место в мире.

В 2014 г. таджикская экономика также выживает, по сути дела, благодаря экспорту трудовых ресурсов. При этом денежные переводы из России составляют боле 90% от объема всех переводов.

При этом Республика продает все, что только можно продать. Даже во вред собственному народу. Люди зимуют без отопления, электричество лишь на несколько часов в день, безработица, экстремисты, наркотики. О политической системе можно сказать одно – Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов) управляет страной с 1992 г. вместе с наиболее обеспеченной частью населения. Экономика давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике.

9-10) 2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

 I. СНГ и ООН.

СНГ поддерживает рабочие отношения с рядом международных организаций. С исполнительными органами некоторых из них установлены договорные отношения: с Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию, Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН, Отделением ООН в Женеве, Секретариатом Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Генеральным Секретариатом Латиноамериканской ассоциации интеграции, Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества.

В системе Организации Объединенных Наций наиболее продвинутые отношения сложились с Управлением ООН по наркотикам и преступности и с Европейской экономической комиссией ООН.

С Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) налажены устойчивые контакты, подписан Протокол о сотрудничестве. В 2007 году руководители обеих организаций провели три встречи (февраль и май – Вена, сентябрь – Нью-Йорк), в ходе которых состоялся обмен информацией и обсуждено сотрудничество в области борьбы с наркотиками и организованной преступностью.

Взаимодействие между исполнительными органами СНГ и Европейской экономической комиссией ООН осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве между Секретариатом ЕЭК и Исполнительным Секретариатом СНГ от 5 июня 1996 года, Меморандума о взаимодействии и Протокола об обмене информацией между МЭК и ЕЭК от 23 апреля 1997 года. В сентябре 1997 года подписано Совместное заявление Секретариата ЕЭК и МЭК, в котором стороны согласовали приоритеты в области сотрудничества – энергетика, транспорт, торговля, развитие промышленности и предпринимательства, экономический анализ и статистика, охрана окружающей среды. В соответствии с документами о сотрудничестве должностные лица исполнительных органов СНГ принимают участие в мероприятиях ЕЭК, в т.ч. в сессиях ЕЭК. В свою очередь представители ЕЭК участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках СНГ.Развивается сотрудничество с Секретариатом Совета Европы. Определены сферы сотрудничества, а именно: борьба с терроризмом, противодействие торговле людьми; гуманитарное направление – культура, образование, спорт,молодежь, туризм; социальное – трудовая миграция, здравоохранение. Отношения с Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества осуществляются главным образом в рамках подписанного 12 апреля 2005 года в Пекине Меморандума о взаимопонимании между Исполнительным комитетом СНГ и Секретариатом ШОС. Сложилась практика приглашения руководителей исполнительных секретариатов СНГ и ШОС на заседания высших органов организаций. Поддерживается систематический обмен информацией, информационно- аналитическими, правовыми и иными материалами по вопросам, представляющим взаимный интерес. Одним из направлений сотрудничества исполнительных органов обеих организаций является взаимодействие в избирательной сфере. Как правило, стороны обмениваются информацией об итогах наблюдения. Устойчиво развиваются отношения с Секретариатом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Представители Исполнительного комитета СНГ в свою очередь приняли участие в ряде организованных ОБСЕ международных форумов: ежегодной конференции по обзору проблем в области безопасности, конференции на тему «Предотвращение торговли людьми: проблемы и решения».

 Вошло в практику проведение встреч глав миссий наблюдателей от СНГ и ОБСЕ при осуществлении мониторинга в ходе избирательных кампаний в государствах – участниках СНГ.

На взаимной основе в рамках обмена информацией и участия в мероприятиях, представляющих интерес, осуществляются контакты с Комитетом Совета Безопасности ООН, Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, Международным центром по развитию миграционной политики Будапештского процесса, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и Международной организацией по миграции.Активно осуществляют деловые контакты с другими международными организациями уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ.Совет по сотрудничеству в области здравоохранения на постоянной основе сотрудничает со следующими международными учреждениями и организациями:

·   Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

·   Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС).

·   Сотрудничество осуществляется в рамках Программы неотложных мер государств – участников Содружества Независимых Государств по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД.

·   Со стороны ЮНЭЙДС (при поддержке Европейского регионального бюро ВОЗ) странам Содружества гарантировано содействие в переговорах с производителями антиретровирусных препаратов (применяются для лечения СПИД) в целях достижения максимально низких цен на эти препараты, а также техническая, организационная и финансовая поддержка;

·   Экономическая комиссия ООН по охране окружающей среды в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.

·   Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ представляет интересы СНГ во Всемирной Метеорологической Организации. Заключено рабочее соглашение между Межгосударственным советом по гидрометеорологии СНГ и Всемирной Метеорологической Организацией от 10–23 июля 1996 года.

·   Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ сотрудничает с Международной организацией труда через ее Субрегиональное бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

·   Начато практическое сотрудничество между Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и ЮНЕСКО. На стадии согласования проект Меморандума о взаимопонимании между ЮНЕСКО и МФГС, включающий базовые принципы и направления сотрудничества.

 II.Что такое Юнеско

Становится понятно из полного названия, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Оно и раскрывает сферу деятельности. Через решение различных задач в этих областях, организация стремится достичь процветания и мира на планете. Сначала, правда, решались лишь вопросы, связанные с образованием, т.к. его уровень сильно упал за годы второй мировой войны. Сейчас Юнеско сотрудничает с сотнями учреждений образования в различных странах мира. Проводя свои программы, организация устраняет безграмотность и повышает уровень образования среди взрослого населения, координирует обучение на всех стадиях, внедряет в образовательный процесс новые технологии. Главная цель этих программ – поднять общий уровень жизни, повысив конкурирующую способность на рынке труда некоторых слоев населения.

 Для недопущения новой мировой войны, и любых локальных конфликтов, Юнеско знакомит жителей разных стран с культурой других. Показывая отличия, выделяются положительные стороны каждого народа. Т.о. стремясь сохранить разнообразие форм культуры, организация объединяет различные народы. Для этой цели наиболее ценные памятники культуры и природы каждой страны заносятся в список всемирного наследия Юнеско. Выделяются памятники по нескольким критериям, которые различают памятники нематериальной (песни, танцы, обряды) и материальной культуры (замки, дворцы, церкви), природы (острова, леса, озера). Всемирное наследие, образованное этим этими памятниками, признается общечеловеческой ценностью и охраняется международным сообществом. Это приносит пользу государствам, на территории которых находятся памятники Юнеско. Поступают средства на охрану, реставрацию, развитие, привлекаются туристы.

Поддерживая науки, Юнеско дает направление развития мировому сообществу. Особое внимание организация отводит изучению этики и прав человека. Руководствуясь рекомендациями Юнеско, многие международные организации ведут свои дела.

III. ЕС и СНГ

1.Европейский Союз Европейский Союз как таковой был создан в 1993 году, однако истоки его создания лежат почти на полвека раньше – сваи единого европейского дома возвел Парижский договор 1951 года, на основе которого было создано Европейское Объединение Угля и Стали (ЕОУС). Ключевым, чрезвычайно важным аспектом этого договора явилось включение в состав одного объединения врагов по Второй Мировой Войне – его подписали бывшие страны Оси – Германия (ФРГ) и Италия, страны, официально сохранявшие нейтралитет (Нидерланды, Бельгия), и бывший участник Коалиционных сил – Франция. В основе парижского договора, конечно, прежде всего, лежали экономические причины – уголь и сталь являлись важнейшими ресурсами, и занимали центральное место в индустриальной промышленности, в том числе военной. Немаловажной причиной консолидации и объединения этих государств также была потенциальная угроза, исходящая от СССР и его сателлитов. Римский договор 1957-1958 годов провел дальнейшие шаги по объединению – в дополнение к ЕОУС были созданы Европейское Агентство по Атомной Энергии (Евратом), и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Целью европейских политиков была полная ликвидация препятствий на пути движения людей, товаров, услуг и капиталов – ее удалось успешно реализовать. Более того, по Брюссельскому договору, подписанному в 1960х годах, все эти объединения получали единую организационную структуру. Налицо тенденция к консолидации и объединению в тех сферах, где это необходимо, и также очевиден расчет, стоявший за этими решениями, и польза от их осуществления.

Поначалу сотрудничество носило больше экономический характер, вплоть до принятия Единого Европейского Акта 1986 года, положившего основу сотрудничеству политическому. Центральным звеном плеяды договоров, важных в истории ЕС, является Маастрихтский договор 1993 года. Было принято решение об официальном объединении Европы, созданию Европейского Союза как самостоятельного участника международных отношений. Важнейшими последствиями договора было введение евро как европейской валюты и установление трѐх основ союза — экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

Процесс объединения был постепенный, естественный, который шел своим чередом и пришел к логическому завершению спустя сорок лет после начала. ЕС сегодня – образование фактически надгосударственное, что позволяет максимально эффективно использовать объединенные возможности стран-участниц.

2.Содружество Независимых Государств СНГ было создано в 1991 году формально еще Советскими республиками (РСФСР, БССР, УССР). С момента своего создания СНГ было провозглашено «ни государством, ни надгосударственным образованием». Это было верным решением с точки зрения того, что государства – бывшие члены СССР обладали обостренным запалом освобождения от «гнета коммунизма», и положение, гарантирующее неприкосновенность их суверенитета – замечательная инициатива. С другой стороны, точек взаимодействия в СНГ настолько мало, что Содружество вышло несколько декларативным. Поэтому с целью хоть какой-то практической пользы члены СНГ вынуждены вступать в другие организации – как, например, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. — Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своѐ военное присутствие в Центральной Азии. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан — Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

 Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединѐнной организации ЦАС-ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.

 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина Союзное государство России и Белоруссии..

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

 Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ — организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий еѐ участников. Налицо нескоординированность действий и отсутствие эффективности структуры СНГ как таковой. Можно говорить о том, что СНГ является некоей рамочной конструкцией, которая обрастает другими соглашениями и организациями. Ценность такой конструкции весьма сомнительна. В рамках СНГ, например, действует сразу две военные структуры – Совет министров обороны СНГ и ОДКБ. Эффективности в военной сфере это также не добавляет. Созданное явным образом в противовес российскому влиянию СДВ вносит только дополнительную смуту в работу СНГ. Вместо того, чтобы консолидировать площадки для взаимодействия и обсуждения, мы наблюдаем «феодальную раздробленность», когда каждый «феодал» во главе своего государства не желает отколоть ни части своего суверенитета.

Позитивным моментом можно назвать факт того, что лидеры стран-членов Содружества осознают проблемы и некоторую неэффективность организации.

 IV. Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт в Париже Члены ОЭСР- сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС. На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам. Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Планы расширения организации

В 1996 году заявку на приѐм в члены ОЭСР подали постсоветские страны: Россия, Эстония, Латвия и Литва. ОЭСР ответила на них отказом. В июле 2005вступил Китай.

16 мая 2007 года по итогам двухдневного заседания ОЭСР в Париже для начала переговоров о членстве в Организации были приглашены: Эстония, Словения, Израиль и Чили, и в 2010 году все они были приняты в ОЭСР. Для переговоров о возможном расширении ОЭСР были приглашены Бразилия, Китай, Индия, Россия, Индонезия и Южно-Африканская Республика. ОЭСР публикует отчѐты по 40 странам каждые два года, и что эти отчеты включают широкий анализ состояния экономик стран-участниц. Они содержат объективные научные данные и предложения. Турция по итогам этих исследований признана страной с самой сильной экономикой в ОЭСР в 2010 году.

11) Российская Федерация в планах международных организаций:военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество.Планы НАТО в отношении России (1990-е гг.)

 

Россия -- один из ключевых участников международныхотношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Советабезопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержаниемеждународного мира и безопасности. Россия входит также в «Большуювосьмерку» экономически развитых государств, является членомзначительного числа других международных организаций, включая Совет

Европы и ОБСЕ

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россияприсоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года- Совет евроатлантического партнерства). В 1994 году Россия началаучаствовать в программе Партнерство ради мира.28 мая 2002 года на авиабазе «Пратика ди Мааре» под Римом (Италия)главы государств и правительств стран -- членов НАТО и РоссийскойФедерации подписали Римскую декларацию «Отношения Россия -- НАТО: новоекачество», официально учредив Совет Россия -- НАТО. Новая структуразаменила Совместный Постоянный Совет Россия -- НАТО, образованный в 1997году в соответствии с Основополагающим актом о взаимных отношениях,сотрудничестве и безопасности. Новый орган призван вывести отношениямежду Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договорана качественно более высокий уровень, обеспечив более эффективный, чемпрежде, «механизм для консультаций, выработки консенсуса,сотрудничества, совместных решений и совместных действий России игосударств -- членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности вевроатлантическом регионеНаряду с форумами, на которых принимаются важные решенияперспективного, стратегического плана (таких, как саммиты в Риме или вПраге), за последнее время прошел целый ряд мероприятий не стольмасштабных, характер которых однако позволил более детальнопроанализировать те или иные аспекты взаимоотношений России и НАТО. Ктаким мероприятиям относятся научные и научно-практические конференции,проведенные в том числе и по линии Министерства обороны РоссийскойФедерации. Так, 4 февраля 2002 г. в Риме и 9 декабря 2002 г. в Москвепод председательством министра обороны Российской Федерации иГенерального секретаря НАТО состоялись совместные конференции Совета

Россия -- НАТО на тему «Роль военных в борьбе с терроризмом»

Итоги конференций свидетельствуют о высоком уровне взаимопонимания,имеющемся, между их участниками. Российские военные и представители НАТОсовместными усилиями выработали целый пакет конкретных предложений,направленных на развитие взаимодействия между нами в области борьбы стерроризмом.

Оценивая позитивные или негативные тенденции в наших отношенияхнельзя обойти вопрос дальнейшего расширения блока и связанную с этимобстоятельством проблему его дальнейшей трансформации. Россия выразиласвое отношение к происходящему процессу, которое можно охарактеризоватькак «спокойно-отрицательное».

Очевидно, что расширение НАТО на восток осуществляется врамках военно-политического курса на глобализацию функций альянса изакрепление за ним роли ведущей военно-политической силы не только вЕвропе, но и во всем мире. Уже первый этап расширения НАТО, в результатекоторого в альянс были приняты Венгрия, Польша и Чехия, означал ломкутого миропорядка, который сложился после окончания Второй мировой войны.Саму логику расширения НАТО трудно воспринимать иначе, как стремлениедобиться дальнейшего ослабления позиций и роли России в международныхделах. Продвижение военных структур блока к российским границам -- этоочевидный и ничем не оправданный рецидив «холодной войны», какими быаргументами оно ни обосновывалось. Очередное расширениеСевероатлантического союза за счет новых членов негативно сказалось нагеополитическом и геостратегическом положении России, а это заставляетнас думать о мерах парирования этих действительно «новых» угрозЭкспансия НАТО на восток, увеличение военной мощи альянса объективноведут к образованию новых разделительных линий в Европе, деформациисистемы европейской безопасности. Чтобы избежать такого,Россия в свое время предлагала вариант так называемого «отложенногорешения», при котором вступление стран Балтии могло бы быть отнесено наболее поздний срок и синхронизировано по времени с реальным,качественным и необратимым улучшением отношений между НАТО и Россией.Однако руководство альянса, главы государств-кандидатовпроигнорировали озабоченность российской стороны. Теперь можноконстатировать, что «линии напряжения» стали ближе к нам, и ихотрицательное влияние на систему международных отношений безусловно ещепроявится в будущем

12) Отношения между Россией и НАТО пребывают в затяжном кризисе. 1 апреля 2014 года НАТО на фоне кризиса вокруг Украины объявило о приостановлении практического сотрудничества с Россией[1][2], сохранив при этом политический диалог на уровне послов и выше.

Россия и НАТО

25 декабря 2014 года президент Владимир Путин утвердил[3] новую редакцию военной доктрины России, в которой в качестве одной из внешних военных опасностей определено наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к российским границам[4].

В России неоднократно заявляли, что не Москва приостанавливала контакты с НАТО, поэтому именно альянс должен предпринимать шаги по реанимации взаимодействия. Как отмечают в МИД РФ, решения саммита НАТО в Брюсселе (2018) подтвердили линию на военно-политическое «сдерживание» России и продолжение долгосрочного курса на наращивание коалиционных возможностей НАТО по созданию группировок войск и дальнейшему совершенствованию военной инфраструктуры у российских границ[8].

Россия сохраняет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 22 января 2018 года возглавлял Александр Грушко[9][10] (с тех пор должность вакантна). Должность руководителя информационного бюро НАТО в Москве вакантна с 2015 года[11].

 



1991—2014

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет евроатлантического партнёрства)[12].

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира[12].

С подписанием в Париже в мае 1997 года «Основополагающего акта Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности»[13] был создан Совместный постоянный совет (СПС). Встречи Совета проходили в двустороннем формате «НАТО+1»[14]. Согласно «Основополагающему акту Россия — НАТО», альянс принял обязательство не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе. «Основополагающий акт» и Римская декларация предусматривали учреждение отдельного российского представительства при НАТО, включая аппарат главного военного представителя и группу связи при штабе стратегического командования операций ОВС НАТО, а в Москве — информационного бюро и военной миссии связи НАТО[15].

Дипломатическое представительство России при НАТО было учреждено в 1998 году[12].

В рамках контактов между Россией и НАТО функционировали рабочие группы по сотрудничеству:

  • в воздушном пространстве,
  • в области тыла и материально-технического обеспечения,
  • в области противоракетной обороны.

В начале 2000-х годов событием, предопределившим резкое сближение между НАТО (США) и Россией, стал террористический акт 11 сентября 2001 года, когда Россия без колебаний приняла сторону США. Кульминацией этого сближения стало участие России в антитеррористической коалиции и подписание так называемой Римской декларации «Отношения Россия — НАТО: новое качество». В соответствии с ней 28 мая 2002 года был создан Совет Россия-НАТО («Совет двадцати»)[14]. Целью нового органа была провозглашена отработка процедур совместного принятия консенсусных решений, после чего в принципе можно было ожидать перехода отношений России и НАТО на более высокий уровень с перспективой полноправного членства России в НАТО[16].

8 февраля 2003 года министром обороны России Сергеем Ивановым и генеральным секретарём НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» о сотрудничестве в области поиска и спасения экипажей подводных лодок[14][17][18].

Россия не только участвовала в совместных учениях, но и проводила совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России были подписаны договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решалась задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.

7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнёрство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».[19][20].

Осложнение отношений

Осложнение отношений между Россией и НАТО в начале 2008 года вызвало обсуждение в НАТО обращений Украины и Грузии о присоединении к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ)[31]. США приложили значительные усилия, чтобы убедить своих союзников по НАТО в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДПЧ на Бухарестском саммите альянса в апреле 2008 года. Позиция США была поддержана прибалтийскими странами, Болгарией, Румынией, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, а также Канадой. В то же время резкое противодействие подключению Украины и Грузии к ПДПЧ оказали Германия и Франция, которых поддержали Италия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Бельгия, Португалия[32]. Несмотря на то, что Грузия и Украина не получили официального приглашения стать участниками ПДПЧ, им дали понять, что дорога в НАТО для них расчищена и необходимо лишь немного подождать. Главы государств и правительств стран-членов НАТО заявили в Бухаресте, что Грузия и Украина станут членами НАТО[33], когда будут соответствовать предъявляемым требованиям к членству в этой организации[34]. Это решение было подтверждено на последующих встречах в верхах. Россия, однако, продолжает рассматривать продвижение НАТО на Восток как угрозу своим стратегическим интересам в Европе. По итогам апрельского саммита НАТО (2008) глава Генштаба РФ генерал Юрий Балуевский заявил, что, если Грузия и Украина присоединятся к НАТО, Россия будет вынуждена принять «военные и иные меры» для обеспечения своих интересов вблизи государственных границ[35]. Глава российского правительства Владимир Путин, со своей стороны, заявил о намерении «предметно поддержать» Абхазию и Южную Осетию, руководители которых обратились к нему с посланиями, выразив опасения по поводу принятого на саммите НАТО решения. Как было отмечено в заявлении российского МИД, «Россия своё отношение к курсу руководства Грузии на ускоренную атлантическую интеграцию доводила до сведения и грузинской стороны, и членов альянса. Любые попытки оказать политическое, экономическое, а тем более военное давление на Абхазию и Южную Осетию являются бесперспективными и контрпродуктивными»[36].

19 августа 2008 года по инициативе альянса, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом, деятельность Совета Россия — НАТО была приостановлена[37][38][39]. 22 августа российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО[37][40] (решение о восстановлении сотрудничества было принято в марте 2009 года, заседания Совета были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 — январе 2010 года[39]).

Программа SALIS

В связи с дефицитом транспортной авиации европейские страны НАТО сочли возможным привлечь тяжелую транспортную авиацию бывшего СССР для перевозок в интересах своих вооруженных сил. Программа получила название SALIS (англ. Strategic Airlift Interim Solution). Предполагалось что она станет временной до решения европейскими партнерами НАТО проблем с тяжелой транспортной авиацией. В 2003 году в Стамбуле был подписан протокол о намерениях.[51][52][53] Проведенный по этой программе в 2004 году тендер выиграла компания Ruslan SALIS GmbH — совместное предприятие авиакомпаний «Волга-Днепр» и «Antonov Airlines». В 2006 году подписан первый контракт.

В связи с событиями на Украине 2014 года авиакомпания Антонов отказалась участвовать в совместном с Россией проекте. В декабре 2016 года, при заключении очередного контракта в рамках SALIS, он был разделен на два отдельных контракта, один для старого партнера Ruslan SALIS GmbH, второй для вновь созданного представителя Авиалиний Антонова Antonov SALIS GmbH. 60 % законтрактованного летного времени отдано Ruslan SALIS GmbH, 40 % досталось Antonov SALIS GmbH.[54]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: