Неизбежность ответственности

Нынешняя политика России на постсоветском пространстве во многом обусловливается этим многогранным постбиполярным наследием. Векторы активности внешних игроков определены и не оспариваются с начала 2000-х годов. Россия вынуждена реализовывать свои национальные интересы на фоне военного присутствия США в Центральной Азии, усиления экономического влияния Китая, расширения форматов активности Евросоюза в западной части СНГ. Стремление к многовекторности внешней политики, желание самостоятельно определять дистанцию в отношениях с Россией характерно даже для государств, считающихся ее союзниками на постсоветском пространстве. В этих условиях целью российской внешней политики остается определение параметров многостороннего взаимодействия с регионом на основании собственных интересов, которые заключаются в поддержании национальной безопасности и формировании мирового экономического центра, способного повысить влияние России на мировой арене.

Как показали политические кризисы последних лет (в Молдавии, Грузии, Киргизии), Россия остается единственным игроком, способным взять на себя ответственность и гарантировать стабильность на постсоветском пространстве. Наряду с заметной интернационализацией процессов конфликтного урегулирования Россия по-прежнему является инициатором ключевых этапов этих процессов и во многом формирует международно-политическую рамку, в которой они разворачиваются. После непродолжительного общего недоумения, вызванного пятидневной войной августа 2008 г. и ее политическими результатами, заинтересованные игроки, так или иначе, признали право России определять механизмы и уровень внешней вовлеченности в ситуации конфликтного и постконфликтного урегулирования. На уровне политических деклараций приветствуется расширение круга посредников, поддерживается деятельность существующих многосторонних форматов и создание новых (например, Мезебергский меморандум о создании Комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне). Однако спектр инструментов российской внешней политики здесь вполне самодостаточен.

Продвижение интеграционных инициатив является способом приращения собственного экономического ресурса

Одновременно политические сюжеты поставлены в зависимость от прагматичной экономической заинтересованности, о чем открыто говорится в знаковых документах внешней политики России. Продвижение интеграционных инициатив является способом приращения собственного экономического ресурса, в частности за счет умножения совокупного потенциала, рационального использования среды многостороннего сотрудничества. При этом очевидно, что сложившаяся система внутренних взаимосвязей и внешнего влияния определяет основной парадокс нынешней ситуации: Россия выступает главным спонсором экономических и политических процессов в сфере своих привилегированных интересов и одновременно является их главным заложником. Кропотливо выстраиваемая цепь взаимозависимостей в рамках форматов коллективной безопасности (в первую очередь ОДКБ) и экономической конвергенции (Единое экономическое пространство с заявленной перспективой развития Евразийского союза может быть разорвана в одном из звеньев; государство-донор оказывается в ловушке необходимости ее поддержания любой ценой.

Главной интригой современного этапа развития политики России на постсоветском пространстве остается вопрос о возможности нахождения новой основы для взаимоотношений, не сформированной общностью прошлого, а задающей общность будущего. Интеграция как самоцель не имеет смысла и перспектив, а общее будущее должно учитывать направление вектора глобального развития, чтобы иметь потенциал влиять на него.

14) Внутренняя политика РФ. Исламский фактор на Северном Кавказе/О политике с Бузаровым


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: