Общая характеристика курса

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

 

«Введение в экологию.

Наша прекрасная планета»

 

Класс

Программу составила

 учитель начальных классов

 –Акиева О.Н.

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным

предметам начального общего образования Министерства образования и науки РФ 2011г., с учетом требований ФГОС начального общего образования

Составители (авторы): Е.С. Савинова

Год издания программы: 2013

Учебник (учебное пособие): « Введение в экологию. Наша прекрасная планета»

Автор учебника (учебного пособия): Воробьева Е.С.

Год издания: 2012

По учебному плану: всего – 34 часа в год; в неделю -1 час

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373. При составлении программы учтены рекомендации, изложенные в методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. В программе использованы материалы «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» (авт. Е.С.Савинова).

    Современный этап развития природы и общества характеризуется усилением антропогенного воздействия на окружающую среду, обусловленного демографическим прессом и ускорением научно технических преобразований во всех сферах общественной жизни. В этих условиях формирование экологического мировоззрения личности и общества становится основой успешного решения практических задач экологии: сохранение видового разнообразия и естественных природных ландшафтов, уменьшения техногенной нагрузки и загрязнения окружающей среды и др.

    Экологическое мировоззрение предполагает ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных принципов и правовых норм природопользования, пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы.

Формирование экологического мировоззрения – фундаментальная цель современного экологического образования, которое базируется на основных представлениях современной естественно-научной картины мира:

- представлении о целостности окружающего мира как системы;

- представлении о ценностном отношении к окружающему миру природы, человеку и результатам его практической и интеллектуальной деятельности;

- представлении об эволюционном развитии окружающей природы;

- экоцентрическом экологическом сознании.

    Взаимоотношения природы и общества неразрывно связаны с межличностными, социальными и производственными отношениями и охватывают все сферы сознания: научную, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Таким образом, организация взаимосвязанной исследовательской, творческой и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и оптимизацию отношений между природой и человеком, выступает необходимым условием экологического образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

    Целью реализации курса «Введение в экологию» в начальной школе является формирование экологического сознания и экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста:

- формирование системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

- воспитание ценностного отношения природе, окружающей среде, формирование потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности по охране окружающей среды;

- развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

 

    Основными задачами экологического образования в начальной школе являются:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

- формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих не развитие живых организмов; влиянии человека на природу, традициях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальных средах;

- формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и

общества;

- воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;

- воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте;

- формирование на основе личностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;

- развитие у обучающихся начал системного мышления, умений выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;

- развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;

- усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях (в том числе в семье при поддержке родителей (законных представителей);

- формирование первоначального опыта участия в экологических проектах, природоохранительной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

 

    Особенности содержания предлагаемой программы:

- формирование экологического стиля мышления и эмоционально-нравственного отношения обучающихся к окружающей среде в соответствии с конкретными знаниями о природе;

- практический, деятельностный подход к освоению системы экологических знаний;

- включение элементов опережающего обучения естественно-научных курсов как подготовка к усвоению системы знаний о природе.

 

    В процессе реализации содержания курса «Введение в экологию» могут применяться различные формы организации занятий: экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, экологическое и социальное проектирование.

    Рекомендуемые виды совместной деятельности педагога и обучающихся:

- художественное творчество (изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, художественное фотографирование);

- трудовая и природоохранительная деятельность (обучение детей уходу за растениями и животными в уголке живой природы, на пришкольном участке, изготовление совместно с родителями (опекунами) и социально значимыми взрослыми кормушек для птиц, ограждений для муравейников и т.п.);

- исследовательская деятельность (совместное наблюдение за природными явлениями и объектами природы в уголке живой природы, на пришкольном участке, во время прогулок и экскурсий; постановка элементарных экологических опытов);

- проектировочная деятельность (подготовка, презентация, практическая реализация проектов экологической направленности);

- игровая деятельность (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные игры экологической тематики);

- организация литературных и экологических праздников, участие в выставках, конкурсах рисунков экологической тематики.

 

    Направленность содержания курса 1 класса «Наша прекрасная планета» - формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, ознакомление с разнообразием мира природы, выявление элементарных связей между объектами и явлениями неживой и живой природы и человеком.

 

    Содержание программы раскрывается в следующих темах: «Природа - наш общий дом», «Мир живой природы», «Природа и человек». Учащиеся знакомятся с неповторимым миром природы нашей планеты, разнообразием условий и форм жизни, получают начальное представление об экологических факторах и их влиянии на развитие живой природы.

    Все содержание программы раскрывается на личностно-ценностном для детей младшего школьного возраста материале, включающем наблюдения в природе и опыты, иллюстрирующие изучаемые природные явления и закономерности.

    Содержание учебного материала и характер познавательной деятельности обеспечивает яркую эмоциональную окрашенность обучения, сопровождающего эмоциями удивления, радости, восхищения. В организации занятий преобладающими видами деятельности являются дидактические игры, изобразительная деятельность, разнообразные наблюдения и простейшие опыты, продуктивная деятельность экологической направленности.

    Во 2 и 3 классах обучающиеся знакомятся с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с условиями окружающей среды.

    Содержание программы 2 класса «Зеленый наряд планеты» представлено темами «Растение – живой организм», «Условия среды обитания растений», «Растения и человек».

    В 3 классе программа «Удивительный мир животных» объединяет следующие темы: «Приспособленность животных к условиям обитания», «Взаимоотношения в мире животных», «Животный мир планеты», «Взаимоотношения человека и животных». Первоначальные представления учащихся о разнообразии мира растений и животных на Земле, полученные ранее при изучении других естественно-научных учебных дисциплин и курсов, расширяются, углубляются и наполняются экологической составляющей. Черты приспособленности растений и животных к условиям окружающей среды раскрываются на фоне постоянно возрастающего влияния человека на естественную среду обитания живых организмов. Включение в программу информационного и исследовательского компонентов, посвященных природе своей местности, нацелено на усиление личностной значимости изучаемого материала, формирование ценностного отношения к родному краю и его природе, потребности в созидательной деятельности экологической направленности в пространстве своего дома, двора, образовательного учреждения, населенного пункта.

    Содержание курса отличается акцентуализацией на формирование ценностного и ответственного отношения младших школьников к окружающему миру природы. Среди видов познавательной деятельности возрастает роль наблюдений в природе, экологических исследований на доступном для учащихся материале, практическая деятельность (уход за растениями и животными в живом уголке, на пришкольном участке, в экологическом центре), продуктивная природоохранительная деятельность.

    Содержание курса 4 класса «Человек на планете Земля» ориентировано на формирование у младших школьников установки на экологически целесообразное поведение, экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды. Учащиеся в процессе освоения материала, представленного темами «Человек и хозяйственная деятельность», «Загрязнение и охрана окружающей среды», «Организация охраны природы», рассматривают хозяйственную деятельность людей в контексте рационального и экологически целесообразного природопользования. В содержание включен материал о глобальных и региональных экологических проблемах, экологическом равновесии, губительных последствиях нарушения сложившихся в природе связей из-за необдуманной деятельности людей. Школьники знакомятся с экокультурными традициями народов России и других стран, этическими и правовыми нормами взаимоотношений человека и природы, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

    Значительную роль в проведении занятий отводится проектировочной деятельности обучающихся, способствующей трансформации экологических знаний и ценностных ориентаций в устойчивые убеждения, мотивы поведения и потребности.

    Освоения программного материала курса «Ведение в экологию» предполагает реализацию педагогических принципов:

1) принципа научности, предъявляющего требования к содержанию учебного материала, отражающего современный уровень развития науки с использованием современной терминологии, понятий и фактов, и педагогическим технологиям, соответствующим как закономерностям возрастного развития школьников, так и условиям осуществления учебно-воспитательного процесса;

2) принципа сознательности и активности, ориентирующего на формирование осознанного отношения школьников к предстоящей деятельности, ее целям и результатам, активизацию волевых и интеллектуальных усилий при решении исследовательских и практических задач, формирование навыков самоанализа и планирования своих действий;

3) принципа системности и последовательности, который обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием отдельных звеньев программы, содержанием образовательно-развивающей практики, технологиями формирования экологической культуры в системе общего образования учащихся;

4) принципа доступности, индивидуализации и вариативности, который обеспечивается дифференцированием содержания образования, средств и форм организации процесса обучения в зависимости от возрастных, физических и интеллектуальных возможностей школьников, направленности интересов детей, вида учебного учреждения и материально-технической оснащенности учебного процесса, физико-географических особенностей региона;

5) принципа прочности и прогрессирования, направленного на перевод содержания образования в элементы личностного опыта учащихся с последующей реализацией полученных теоретических знаний и практических умений в планировании и осуществлении экологически грамотной и целесообразной деятельности в течение всей жизни;

6) принципа положительного эмоционального фона обучения. Способствующего формированию у обучающихся позитивного отношения к окружающей действительности;

7) принципа творческой направленности, ориентирующего педагогический процесс на формирование у учащихся потребности в продуктивной деятельности, создание на основе приобретенного витагенного опыта нового продукта;

8) принципа диалогического общения, предусматривающего организацию учебного процесса средствами свободного, равноправного межсубъектного взаимодействия, играющего большую роль в формировании ценностных отношений младших школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: