Человек – часть природы

Человек – живой организм, часть природы. Признаки, объединяющие человека с живой природой и отличающие его от других живых организмов (биологические и социальные признаки и свойства человека). Природа и человек. Зависимость человека от живой и неживой природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов природы посредством практической деятельности. Влияние деятельности человека на природу (на примере своей местности), природоохранительная деятельность человека. Личный вклад каждого человека в сохранение природы.

Мир родного края

Родина, родной край. Природа родного края: объекты неживой и живой природы. Красота родного края, природные и исторические достопримечательности. Забота о Родине, родном крае – долг и жизненная необходимость каждого человека.

Класс – «Зеленый наряд планеты»

Растение – живой организм

Корень, стебель и листок, а на стебельке – цветок

Растение – живая система. Работа с гербарием – изучение вешнего строения растений. Растение как компонент живой природы, часть системы (природного сообщества). Основные признаки и свойства растений, определяющие особенности их взаимоотношений с окружающей средой.

Есть ли у растений дом?

Среда обитания растений. Условия среды обитания растений. Экологическая ниша. Экология растений – наука о взаимоотношении растений и среды обитания. Экскурсия на пришкольный участок, в дендрологический парк, ботанический сад и т.п.

Условия среды обитания растений

Тепло – холодно

Тепло в жизни растений. Изменение количества тепла в течение суток. Количество тепла в разные сезоны года. Влияние температуры на распространение растений. Как помочь теплолюбивым растениям пережить холода и заморозки. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Воздействие на растения высоких и низких температур. Приспособленность растений к высоким и низким температурам, сезонным колебаниям температур. Покой растений. Работа с гербарием: экологические особенности растений тундры. Красота и ранимость растительного мира тундры. Хозяйственная деятельность человека в тундре, ее последствия.

Растения – дети Солнца

Свет в жизни растений. Различия в условиях освещенности разных сред обитания растений. Влияние света на рост и развитие растений. Приспособленность растений к условиям недостаточного и избыточного количества солнечного света. Листовая мозаика. Фотопериодизм. Растения – биологические часы. Как выбрать правильное место для выращивания растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

На свету и в тени

Экологические группы растений по отношению к свету; их особенности. Растения светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые. Экологические особенности растений лесов и открытых пространств суши. Экскурсия на пришкольный участок, в дендрологический парк, ботанический сад и т.п. хозяйственная деятельность человека в лесной зоне и степи, ее последствия.

Этажи леса

Лес как сообщество. Ярусность в растительных сообществах. Наблюдение за ярусностью растительных сообществ на примере пришкольного участка, парка, участка леса. Смена лиственных и хвойных лесов. Роль леса в сохранении чистоты воздуха. Сокращение площади лесов на планете. Леса родного края. Меры по сохранению лесов.

Как растения добывают воду?

Вода в жизни растений. Как растения получают воду? Приспособленность растений к условиям недостатка воды, сезонным изменениям увлажненности территории. Работа с гербарием: экологические особенности растений засушливых мест обитания (степей или пустынь по выбору учителя). Значение воды как экологического фактора в распространении растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Где вода – там и верба

Экологические группы растений по отношению к водному режиму и их особенности. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Совместное воздействие влажности и температуры на развитие растительного покрова. Как помочь растениям пережить недостаток влаги? Правила полива растений. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

В царстве водяного

Растительные сообщества увлажненности территорий. Знакомство с растениями водоемов (рек, озер, болот – по выбору учителя), в том числе на примере своего родного края. Приспособленность растений к условиям избытка воды. Экологические особенности растений болот и водоемов. Роль водоемов и болот в формировании микроклимата территории. Последствия осушения болот. Наблюдение за водными растениями (растения аквариума).

Нужен ли растениям воздух?

Воздух в жизни растений. Опыление растений и распространение семян с помощью ветра. Дыхание растений. Ограничения в количестве растений, выращиваемых в жилом помещении. Определение загрязнения воздуха по растительному покрову. Наблюдение и уход за комнатными растениями пришкольного участка.

Без доброй землицы урожай не родится

Почва в жизни растений. Почва, ее состав и основное свойство – плодородие. Определение свойств почвы по растительному покрову. Значение почвы в жизни растений. Роль растений в формировании плодородного слоя почвы. Правила обработки почвы. Наблюдение и уход за комнатными растениями, растениями пришкольного участка.

Дружат ли растения друг с другом?

Растительное сообщество. Взаимное влияние растений внутри растительногосообщества. Взаимоотношения растений, приносящие обоюдную выгоду, одностороннюю выгоду. Сорные и паразитические растения. Правила размещения и ухода за комнатными растениями, растениями пришкольного участка. Экскурсия на пришкольный участок, в дендрологический парк, ботанический сад и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: