По проведенной анкете были сделаны следующие выводы::
1. показатели, которые снижают экологический след
-выходя из комнаты, всегда гасят в ней свет -67 %
-на учебу ходят пешком -94%
-в отпуск с родителями в основном ездят на поезде, а не летают на самолете-39%
- для питания родители учащихся используют в основном свежие продукты, редко используя полуфабрикаты, свежезамороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве- 98%
- в питании мясо едят не 3 раза в день, реже -82%, есть и вегетарианцы- 5%
-для чтения берут книги в библиотеке или у знакомых – 41%
-из домашних отходов делают компост (летом) -55%
2.показатели, которые повышают экологический след
- большинство проживают в большой, просторной квартире -68%
-для отопления используют нефть (мазут как производная нефти)-97%
7
-бытовые приборы всегда выключают, не оставляя в дежурном режиме – всего 21%
- семья имеет легковой автомобиль- 45%, а 19% семей имеют мощный автомобиль с полным приводом
- душ принимают ежедневно- 79%
- используют воду для полива или мытья машины – 41%
|
|
- все создают массу отходов и мусора -100%
- из-за отсутствия в поселке возможности раздельного сбора мусора, отсутствия специальных контейнеров бутылки, макулатуру, консервные банки, плстиковые бутылки практически никто не сдает
По результатам исследования величина среднего экологического следа составила
3,5 га, в среднем учащийся использует для потребления почти 2 планеты..Для сравнения, в нынешней экологической ситуации на Земле средний след одного жителя составляет 2,1 га ( для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты)), а среднедушевой российский экослед — 3,7 мга, а по некоторым источникам даже 4.4 га (2.5 планеты). [4]
Для того, чтобы удовлетворить все наши ежегодные потребности, сейчас уже требуется ресурсы 1,5-2 планет Земля, а если наши аппетиты всё также будут расти, то к 2050 году нам потребуется уже 3 таких планеты Земля! [3]
Что делать? Ответ один- повышать экологическую культуру населения, перейти с позиции потребителей — гостей на планете — на позицию ее хозяев. Нужно по-хозяйски бережно относиться к энергии и другим ресурсам, помнить об их конечности. Сокращение потребления путем развития мышления и поведения хозяев — вот способ добиться уменьшения экологического следа. [ 5]
В первую очередь люди должны изменить свои бытовые привычки.
- после использования выключать из сети компьютер, телевизор, сетевые фильтры, любые приборы. Ведь оставленные даже в режиме ожидания они потребляют энергию.
|
|
-не забывать отсоединять зарядники сотовых телефонов.
-утеплить окна зимой, чтобы не пользоваться электронагревателями.
-пользоваться энергосберегающими лампочками.
- поставить счетчик воды.
-стирать бельё на экономичном режиме.
-прибить табличку на дверь с призывом: «Уходя, гасите свет!».
-максимально использовать естественное освещение.
8
-чаще протирать лампочки - пыль ухудшает освещение почти вдвое.
-не заслонять батарею мебелью или шторами.
-пользоваться настольными лампами и бра вместо того, чтобы освещать всю комнату.
-сортировать мусор (макулатуру, батарейки, др. можно сдавать в переработку).
-не выбрасывать ненужные вещи - отдавать нуждающимся.
-принимать душ вместо ванны.
-выключать воду в то время, когда намыливаюсь, во время чистки зубов.
-вовремя устранять протекания.
-покупать продукты питания и товары местного производства. Минимальная их
транспортировка снижает воздействие на окружающую среду.
-отказаться от пластиковых пакетов в супермаркете: пользоваться холщовой эко-
сумкой для всех нужд.
- не выбрасывать еду - покупать столько, сколько сможем съесть.
- избегать полуфабрикатов
-больше ходить пешком или ездить на велосипеде.
Вместе с учениками мы обсудили данные правила и пришли к выводу, что может быть, внедрить новые привычки сразу не получится, но это необходимо сделать, чтобы снизить интенсивность воздействия человека на природу.
.
9
Заключение
Мы изучили понятие «экологический след», узнали, из чего он складывается и как измеряется. Провели анкетирование учеников, по результатам которого узнали величину общего и индивидуального Экологического следа.
Полученные результаты о размерах экологического следа учеников школы помогли посмотреть как выглядит наша жизнь со стороны, узнали насколько наше потребление ресурсов превосходит возможности планеты, наглядно увидеть, что экологический след учащихся, проживающих не в крупном мегаполисе, а в небольшом поселке превышает биотический потенциал Земли.
Хочется надеяться, что анкета заставила учащихся задуматься о собственном влиянии на природу, возможно кто-то чаще будет выключать свет, выходя из помещения, выключать гаджеты из сети, экономить воду, использовать экологичные сумки, вместо пакетов, не выбрасывать использованные батарейки и старые телефоны, а если в нашем поселке появятся мусорные баки для разных отходов, то будут их сортировать. Таким образом, можно надеяться хоть и на незначительное, но снижение экологического следа.
10
Список использованной литературы
1.Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание, 2001 год, 306 стр.
2.Экологический след субъектов Российской Федерации / общ. ред. П. А. Боев. — Всемирный фонд дикой природы (WWF). — М.: WWF России, 2014. — 88 c.
Электронные ресурсы:
3. WWF Intl /сайт WWF России, 2008. Доклад «Живая планета – 2008».
4.https://new.wwf.ru/what-we-do/green-economy/ecological-footprint/ Сайт WWF, статья «Экологический след»
5..http://www.belyelebedi.lt/index.php/ru/statji/97-ekologsled
11
Приложения
Приложение 1 Анкета «Определение экологического следа потребления
Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение\вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.
Жилье.
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7
1.2 Большая, просторная квартира + 12
1.3 Коттедж на 2 семьи +23
Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.