Понятие «экологический след»

Экологический след учеников нашей школы

Исследовательская работа

 

                                                                 Выполнена ученицей муниципального               

                                                                 бюджетного общеобразовательного

                                                                 учреждения  «Савинская средняя      

                                                                 школа»  Плесецкого района

                                                                  Исаковой Викторией Леонидовной

                                                                                 

                                                                 Научный руководитель учитель биологии                               

                                                                 муниципального бюджетного

                                                                  общеобразовательного            

                                                                 учреждения «Савинская средняя

                                                                 школа» Плесецкого района

                                                                 Николаева Людмила Евгеньевна

 

 

п. Савинский  , 2020

 

Содержание

1.Введение

1.1 Актуальность темы ………………………………………………………....3                                                                       

1.2  Цель ……………………………………………………………….……...….3                                                                                                     

 1.3 Задачи……………………………………………………………………….3                                                                                                  

1.4 Гипотеза…………………………………………………………………..….3                                                                                               

1.5 Предмет исследования…………………………………………………..….3                                                                       

1.6 Объект исследования………………………………………………………..3                                                                         

1.7 Методы исследования …………………………………………………....3-4                                                                       

1.8 Практическая значимость полученных результатов…………………….4             

2.Основная часть

2.1 Понятие «экологический след»…………………………………………………5

2.2.Величина экологического следа в разных странах………………………….6

2.3 Измерение экологического следа методом тестирования учащихся нашей школы...7

2.4 Анализ полученных результатов тестирования…………………………….…7-9

3. Заключение………………………………………………………………………….10                                                                                           

4. Список  использованной литературы…………………………………………….11                                                                              

5 Приложения

5.1 Приложение 1 Анкета «Определение экологического следа потребления»…12

5.2 Приложение 2 Итоги анкетирования (графики) ………………………………...14

 

                                                                             

 

Введение

Актуальность темы

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что проблемы экологии – одни из самых насущных в современном мире.

Вы когда-нибудь задумывались, насколько человек зависим от природы? Мы постоянно смотрим прогноз погоды, выбираем подходящий климат, нуждаемся в чистой воде и здоровых продуктах, нам нужен чистый воздух и электричество, при этом мы производим невероятное количество отходов! Но взамен природа совершенно ничего от нас не получает. Мы оказываем на природу слишком большое воздействие. [2]

Люди потребляют ресурсы быстрее, чем природа может восстанавливаться, приблизительно на 50%. Потребительское общество, потребительское поведение, конечно, двигают вперед экономику, но это движение оставляет на окружающей среде неизгладимый след.  И оказалось, что существует универсальный инструмент для измерения ущерба, наносимого человеком Природе. Это – Экологический след. Эта тема широко рассматривается и в литературе, и в сети Интернет, подсчет экологического следа проводится и на уровне целых государств, и индивидуально.   .
Мне захотелось узнать, как именно мы влияем на окружающий мир, а для этого вычислить наш экологический след потребления.

 

1.2 Цель: определение методом тестирования экологического   следа потребления учеников  нашей школы с целью наглядно показать наше влияние на окружающую природу


Задачи

1. Изучить  понятие «экологический след»

2. Сравнить величину экологического следа в разных странах

3. Провести измерение экологического следа потребления методом тестирования учащихся нашей школы

4. Проанализировать полученные результаты тестирования и оценить наше влияние на окружающую природу.

1.4 Гипотеза: Если мы вычислим экологический след потребления, оставляемый нашими учениками, то сможем оценить насколько велико наше влияние на окружающую природу.

1.5 Предмет исследования: вычисление экологического следа потребления

1.6 Объект моего исследования: экологический след потребления

1.7 Методы исследования:

                                                                  3

1. Анализ и синтез (анализ позволит изучить проблему детально – теоретически, через изучение специальной литературы и практически, а синтез позволит соединить полученные при анализе данные)

2. Сравнение (позволит установить закономерности, выявить общее в исследуемой проблеме)

3.Анкетирование - сбор количественных данных

4.Метод визуализации данных (графики - математический метод позволит наглядно представить состояние проблемы и полученные материалы исследования)

1.8 Практическая значимость экспериментального исследования:

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материал может быть использован на уроках географии и биологии, для занятий экологического кружка, для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий экологической направленности, т.е для формирования экологической культуры школьников.

Обзор литературы

По данным доклада некоммерческой организации Global Footprint Network и WWF за 2014 год, на протяжении более чем 40 лет потребление человечеством природных ресурсов превосходило способность Земли к воспроизводству, что привело к дефициту биоёмкости.

В 1995 году Вакернагель и Риз издали книгу «Наш экологический след: Снижение антропогенного воздействия на Землю». Первоначально исследователи использовали понятие «адаптированной пропускной способности» (англ. appropriated carrying capacity), но позднее, чтобы сделать идею более доступной, Рис предложил термин «экологический след».  Концепция расчёта экологического следа быстро распространилось благодаря регулярным докладам Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Живая планета» (Living Planet Report)

Началом практических шагов в практической реализации устойчивого развития послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими учеными во главе с Д. Форрестером, Д. Медоузом и др., теория «пределов роста». В целом модели развития человечества Форрестера и Медоуза были первыми после Мальтуса трудами, в которых делается попытка выработать опережающее мышление, предусмотреть последствия экономического роста.

П.А.Боев, Д.П. Буренко в книге «Экологический след субъектов РФ, основные выводы и рекомендации» представили показатели биологической емкости и антропогенной нагрузки по Федеральным округам.

4

Основная часть

Понятие «экологический след»

Экологический след человека представляет собой площадь биологически продуктивной земной и водной территории, какая требуется для воспроизводства ресурсов, потребляемых людьми, и поглощения образуемых ими отходов.

Человек оказывает выраженное влияние на окружающую среду. Постоянно повышается число людей на Земле, увеличивается уровень потребления, повышается объем отходов. На протяжении множества лет экологический след как спрос человечества на ресурсы природы был выше биоемкости нашей планеты — ее способности к восстановлению.

Концепцию экологического следа создали в 1995 г. канадские ученые. Это были Mathis Wackernagel и William Rees из университета Британской Колумбии. Спустя десятилетие, в 2003 году, М. Вакернагель основал международную организацию «Global Footprint Network» — ее миссией стало продвижение этой концепции. В том же году филиал организации открылся в России.

Единица измерения этого показателя: «Глобальный гектар» это условная единица, которая равна гектару природной территории со среднемировой способностью воспроизводства природных ресурсов.[1]

Расчетами экоследа человека занимается Global Footprint Network, GFN — Глобальная сеть экологического следа. Данная организация представляет собой международный научно-исследовательский институт, у которого есть филиалы на территории Северной Америки, Азии и Европы. В определенных странах, включая Россию, эта деятельность ведется в сотрудничестве с WWF.

Ежегодно в «Global Footprint Network» вычисляют размер экоследа — в отдельных странах и мире в целом, рассылают отчеты. Методику для подсчета показателя постоянно модифицируют.

При помощи комплекса методик, разрабатываемых GFN, в странах, регионах, домохозяйствах тоже измеряют уровни потребления природных ресурсов и сопоставляют их с объемами наличествующих возобновляемых запасов.

Экослед является условным понятием, которое раскрывает величину потребления людьми ресурсов биосферы. Согласно статистической информации, в 2005 году среднюю величину экоследа одного человека покрывал 2,7 га. А Земля способна предоставлять каждому из людей всего 2,1 га. То есть, уже тогда были превышены возможности планеты. Сейчас ситуация изменилась, к сожалению, в худшую сторону. Но в наших силах препятствовать этому.

 

5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: