Раздел 2. Теоретические подходы к пониманию и реализации психологической помощи

Лекция 1. Тема 1: Множественность теоретических подходов к пониманию и реализации психологической помощи

1. Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи.

Практика и теория оказывают взаимное влияние друг на друга. Исследования, непосредственная практика создают основания для построения теории. Процесс развития теории предполагает постоянную проверку ее верности и формулирование новых гипотез и уточнений. Развитие практической психологии определяется, с одной стороны, интенсивным развитием психологической теории, с другой – социальным заказом общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера. Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности, основу которых составляют теоретические принципы и методы психологического познания, закономерности существования и развития психической реальности. В круг основных задач практической психологии входят познание психической реальности и выработка средств практической помощи и психологической поддержки личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, в организации оптимальных  условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социальной и психологической адаптации.

Важно понимать, что теоретические конструкции могут строиться в разных системах координат и на разном концептуально-понятийном аппарате. Существующее на сегодняшний день многообразие теорий и подходов в оказании психологической помощи не позволяет выделить какую-либо одну, устраивающую всех описательную и объяснительную модель. Говоря о теориях вообще, необходимо помнить, что, во-первых, все они являются различными способами видения реальности, не являющимися этой реальностью. Во-вторых, любая теория – это лишь частичное объяснение, т.к. фокусируясь на одних аспектах проблемной области, она оставляет вне своих рамок другие аспекты. В-третьих, все теории являются абстракциями реальности, имеющими под собой некоторые основания в реальной практике. Поэтому, несмотря на то, что теоретики подчеркивают различия между разными школами и системами психологической помощи, многие практики широко заимствуют друг у друга методы работы. Даже если же психолог строго придерживается единственной теории, он должен помнить об ограничениях любых теоретических построений. Альтернативные теории психологической помощи не должны рассматриваться в рамках подхода «какая теория вернее, правильнее и лучше». Наличие альтернатив предоставляет дополнительные возможности в углублении представлений о клиенте и особенностях его психологической реальности.

2. Теоретические подходы к пониманию психологической помощи.

В настоящее время известно более двухсот различных техник, используемых в психологическом консультировании и терапии. Удивление вызывает даже не столько разнообразие и количество подходов, сколько то обстоятельство, что все они не только находят своих приверженцев, но при этом и “работают”. Как показывает анализ, происхождение подходов и, соответственно, способов воздействия имеет различные источники: “от” собственно науки; “от” собственно психотерапевтической практики; “от” религиозной психотехники; “от” народной фольклорной психотехники (например, традиция причитаний и плачей), а также “от” определенных социокультурных форм общения. Анализ свидетельствует также и о том, что все они, по крайней мере, из первых двух позиций имеют некоторые общие основания, в частности, относящиеся к наиболее общим концептуальным моделям, составляющим, так сказать, прототип теории. Обратимся вначале к характеристике наиболее известных традиций в консультативной психологии и психотерапии, чтобы затем рассмотреть их базисные основы.

Исходя из информационно-ориентировочной целесообразности, попытаемся раскрыть сущностные стороны каждого из них через характеристику основных проблем (идей), понятий и методологических основ психотехник.

При всей неизбежной фрагментарности подробного описания жертва, приносимая нами, на наш взгляд, оправдана тем, что в отечественной литературе пока еще попросту не существует сколько-нибудь систематического изложения контекста существования и развития современной консультативной психологии. Это обстоятельство не позволяет обеспечить приемлемой ориентировочной основой студентов и психологов-практиков, специализирующихся в данной научно-практической области.

Лекция 2. Тема: Психодинамический подход к пониманию психологической помощи

1. Основные теоретические конструкты психодинамического подхода к пониманию психологической помощи.

Термин “психодинамика” был введен, как известно, в 1918 г. Р. Вудвортсом, однако в современной психологии объем и содержание соответствующего понятия в основном определяются психоаналитическими концепциями и индивидуальной психологией А. Адлера. Согласно определению, в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики — мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного “Я”.

Базисные теоретические конструкты психодинамики. Бессознательное и классификация видов бессознательного. Тревога и способы ее преодоления как центральные этиологические факторы неврозов. Тревога, страх, боязнь и испуг. Классификации видов тревоги. Механизм защиты и их место в структуре невроза. Взаимодействие тревоги и защиты. Защита и сопротивление. Виды сопротивления. Топография и структура личности. Межличностные и внутриличностные отношения личности: интрапсихологические и интерпсихические процессы и структуры. Отношение в процессе терапии: контракт, трансференция, контртрансференция, рабочий альянс, реальные отношения, тестирующие отношения. Проблема характера и анализа характера. Вопросы нарцистизма и развития самости.

Методология психодинамической психотерапии. Психоанализ как метод изучения личности и бессознательного человека в многообразии проявлений. Использование толкования сновидения для диагностических и терапевтических целей. Анализ экспрессивного поведения и ошибочных действий (парапраксисов) в ходе психотерапии. Использование проективных методов для диагностических целей в ходе психотерапии.

2. Психодинамическое понимание сущности и целей психологической помощи.

Представление о человеке. Человек — природное существо, которым управляют влечения (непознаваемые мотивы, биологические потребности и инстинкты), а также специфические психосексуальные переживания, относящиеся к первым шести годам жизни. Концепция З. Фрейда детерминистична, она восходит в своих основах к смешанной объяснительной модели в теории познания, которая сочетает в себе одновременно взгляды Локка и Канта, т.е. подчиняется: а) принципу иерархичности и прямой зависимости “высших” переменных от “низших”; б) принципу, согласно которому наиболее сложные вещи (значения) наиболее абстрактны, а находящиеся в их основании наиболее простые вещи (значения) наименее абстрактны (принцип линейной зависимости).

Лекция 3. Тема: Бихевиоральный подход к пониманию психологической помощи.

1. Научение как базовый концепт бихевиоризма.

Сторонники бихевиоральной модели психологической помощи считают, что их практика тесно связана с разработанными в ходе эксперимента принципами научения. Термин научение подразумевает приобретение и, в различной степени, сохранение определенных навыков поведения.

Понятие научения первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Эдуарда Ли Торндайка, который в 1898 г. одним из первых провел научные эксперименты по исследованию научения через наблюдение. В 1908 году Джон Бродес Уотсон повторил эксперименты Э. Торндайка. Э. Торндайк, и Дж.Б. Уотсон пришли к заключению о том, что научение может быть только результатом непосредственного опыта. Их эмпирические исследования убедительно свидетельствовали о том, что научение происходит только через взаимодействие организма со средой, а не в результате наблюдения за действиями другого.

Много внимания данному вопросу уделил в своих исследованиях Жан Пиаже. Он, изучая особенности мышления и поведения маленьких детей, пришел к выводу о невозможности научения через наблюдение. Ж. Пиаже считал, что детям необходимо иметь в своем распоряжении конкретный материальный опыт, а не его иллюстрацию. Дети должны иметь возможность выдвигать гипотезы и проверять их посредством собственных активных действий. Наблюдения за деятельностью других не формируют новых представлений у ребенка.

Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) у человека и новые формы поведения у животных. Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. Оно рассматривается как появление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей, иными словами, научение является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Научение выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи бихевиорального направления психологической помощи.

Бихевиоральное направление психологической помощи по сути представляет собой практическое использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма.

Центральное место в этих теориях занимают процессы классического обусловливания и оперантного обусловливания и обучение по моделям. В соответствии с этим выделяют три типа научения:

1. Научение типа S,

2. Научение типа R и

3. Социальное научение(или моделирование).

Первые два типа научения базируются на различных видах обусловливания. В основе научения типа S лежит классическое обусловливание, связанное с именем Ивана Петровича Павлова, который внес основополагающий вклад в теорию классических условных рефлексов.

Основная схема условного рефлекса S – R, где S – стимул, R – реакция (поведение). В классической Павловской схеме реакции возникают только в ответ на воздействие какого-либо стимула, т.е. безусловного или условного раздражителя. Результатом или продуктом научения по такой схеме является респондентное поведение – поведение вызванное определенным стимулом (S). Подкрепление связано со стимулом (S), поэтому такой тип научения, в процессе которого образуется связь между стимулами, обозначается как научение типа S.

2. Цели и задачи бихевиорального направления психологической помощи. Область применения.

Цели психологической помощи. В соответствии с общей направленностью бихевиоральной психотерапии, главная цель психологической помощи — обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового обусловливания и на этой основе помощь в овладении новым поведением. Частные цели могут включать в себя: формирование новых социальных умений, овладение психологическими целями саморегуляции, преодоление вредных привычек и снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.п.

Лекция 4. Тема: Когнитивный подход к пониманию психологической помощи

1. Основные теоретические конструкты когнитивного направления психологической помощи.

Основные теоретические положения концепции. Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии — это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как “иррациональное мышление и поведение”. Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие “ловушка” — все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный “кодекс невротика” — ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: “Я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают — это ужасно”; “Я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “Лучше всего — ничего не делать, пусть жизнь решает сама”. А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А+В+С+D — теория). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А — активирующее событие, В (belief) — мнение о событии, С (consequence) — последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) — последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) — завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: “событие+восприятие+реакция+обдумывание+вывод” обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие: 1) признание личной ответственности за свои проблемы; 2) принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; 3) признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений; 4) обнаружение (осознавание) этих представлений; 5) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений; 6) согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями; 7) согласие на использование РЭТ.

2. Цели и задачи психологической помощи в рамках когнитивного подхода.

Цели психологической помощи. Главная цель — помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель — освобождение от идеи самообвинения. А. Эллис, кроме того, сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых может выступить конкретной целью консультативной или психотерапевтической работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, вовлеченность, самопринятие, способность к риску, реализм (не впадение в утопию).

Лекция 5. Тема: Гуманистический подход к пониманию психологической помощи.

1. Теоретические предпосылки гуманистического подхода: ценностный подход к проблеме человеческого существования.

Гуманистическое направление психологической помощи базируется на определенном наборе идей гуманистической психологии, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма). Ключевым для нее является понимание того, что каждый человек уникален, неповторим. Исходная метафора гуманистического подхода – метафора зерна или желудя. Зерно будет прорастать при наличии соответствующей почвы, влаги, воздуха. Человек будет «произрастать» (развиваться, реализовываться) при наличии внимания, эмпатии, принятия и т.д. Согласно представлениям гуманистических психологов, высшая ценность – это жизнь конкретного частного человека и его самоактуализация, т.е. способность по максимуму реализовать свои способности и стремления. Поэтому для психолога имеют значение не только общие, но и частные случаи.

В снове гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология – описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и сейчас») как основному феномену в изучении и понимании человека. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистическая психология провозгласила свой собственный подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальное, целостное образование, понять которую за счет анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку как уникальной личности является одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства – стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования. Личность рассматривается как постоянно развивающаяся, стремящаяся к своему «полному функционированию», не как нечто заранее данное, а как возможность самоактуализации. Основные принципы гуманистической психологии формулируются следующим образом: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.

Одно из базовых убеждений гуманистически ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе оказания психологической помощи.

2. Различия директивного и недирективного подхода к оказанию психологической помощи.

Важная особенность недирективного подхода – глобальное доверие к человеку, тогда как для директивного подхода в целом характерно столь же глобальное недоверие к человеку. Сам человек традиционно рассматривается как изначально, от природы неуправляемый, ленивый, нелюбознательный, больной, эгоистичный, аморальный и греховный, как тот, кто должен находиться под постоянным внешним попечительством и присмотром. Недирективный подход рассматривает человека совершенно иначе, постулирует существующую в каждом человеке актуализирующую тенденцию – тенденцию расти, развиваться, реализовывать весь свой потенциал. Тем самым данный подход доверяет конструктивному и направленному движению человека ко все более полному развитию и стремится высвободить это движение. Основные положения недирективного подхода состоят в том, что, во-первых, внутренняя природа (или сущность) человека позитивна, конструктивна и социальна и, во-вторых, эта природа начинает обнаруживать и проявлять себя в человеке каждый раз, когда в его взаимоотношениях с другим человеком (или другими людьми) существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самопредъявления.

Одна из гипотез недирективного подхода состоит в том, что человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. К. Роджерс считает, что именно у самого клиента находятся ключи от решения его проблем. Психолог может лишь помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше ими пользоваться.

При этом главная задача психолога – установление дружеского творческого сотрудничества с клиентом и создание такой атмосферы психологического комфорта и защищенности, в которой клиент сам начнет «высвобождать» и реализовывать потенциальные возможности своего истинного «Я».

По мнению К. Роджерса, существуют три условия, которые образуют такой климат, обеспечивающий рост и развитие, – идет ли речь об отношении между психологом и клиентом, родителем и ребенком, лидером и группой, учителем и учащимся, руководителем и подчиненным. В действительности эти условия применимы в любой ситуации, в которой целью является развитие человека. Первый элемент – это подлинность, искренность или конгруэнтность. Второй по важности установкой для создания климата, благоприятствующего изменению, является принятие, забота или признание – безусловное позитивное принятие. Третий благоприятствующий аспект отношения – эмпатическое понимание.

Как свидетельствуют результаты многочисленных эмпирических исследований, проводившихся в течение полувека в США и других странах, всякий раз, когда возникают все эти условия, способствующие личностному росту, наблюдаются позитивные поведенческие и личностные изменения. Контекст этих изменений может быть очень разным – от психологического консультирования и преподавания до практики переговорных процессов и психотерапии психозов.

Лекция 6. Тема: Экзистенциальный подход к пониманию психологической помощи

1. Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода.

Представление о человеке. Пожалуй, наиболее емкое определение отличительного признака в представлениях о человеке в экзистенциализме принадлежит Ж.+П. Сартру (1905—1980): “Бытие предшествует сущности”. Следовательно, человек изначально свободен. Свободен от любых внешних детерминаций. Человек способен “детерминировать” себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, он ответственен. Поскольку человек не предопределен в своих действиях, он открыт будущему, но “Будущее не позднее бывшего, а последнее не ранее настоящего. Времяположенность обнаруживает себя как будущее, пребывающее в прошлом и настоящем” (см. Ярошевский М., с. 70). Иначе говоря: будущее налично в настоящем, а прошлое не властно ни над настоящим, ни над будущим. Что же тогда “определяет” человеческое бытие? Смысл. Смысл, однако, в экзистенциальной картине мира не есть некая рационалистически истолкованная цель деятельности, как это было в немецкой классической философии.

Смысл — категория не деятельности, а бытия, заданная не в плоскости достижения, а в плоскости полноты и глубины отношения к жизни, проживания ее как целостности и ценности. Можно сказать, что экзистенциализм внес новые изменения в бытие человека как личности: свобода и ответственность; поиски смысла, бессмысленность жизни; полнота бытия (самореализации) и осознание смерти и небытия; осознание одиночества, заброшенности и переживание общения как ценности, а также — переживание персонального “Я” как ценности.

2. Экзистенциальные данности как содержание психологической помощи.

В основу экзистенциального направления психологической помощи положены следующие базисные понятия: диалог (встреча), опыт, переживание, аутентичность (подлинность), самоактуализация, ценность, бытие (в мире), жизненный (феноменологический) мир, событие (жизненная ситуация). Рассмотрим их подробнее.

Диалог (встреча) – понятие, выдвинутое и разработанное немецким экзистенциальным философом Мартином Бубером в начале 1920-х годов. Центральная идея философии М. Бубера – фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью (Я и Ты), существования, как «со-бытия» с другими людьми, т.е. не изолированный индивид, не «человек-одиночка» и не человек, растворившийся в массе, в коллективе, а человек, стремящийся к постоянному диалогу с Другим, к диалогу Я с вечным ТЫ. Относиться к другому, как к «Ты», и ни в коем случае, не как к объекту, – таково первое и основное условие буберовской диалогической философии. «Всякая подлинная жизнь есть встреча», – писал М. Бубер. Встреча (т.е. диалог «Я» и «Ты») и есть, по М. Буберу, подлинное, наполненное настоящее.

Опыт – фундаментальное понятие в философии американского философа и педагога Джона Дьюи. Понятие опыта включает в себя все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное. Дж. Дьюи считал, что нужно помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее.

Переживание – понятие, характеризующее особый способ или состояние бытия. Это понятие было предложено в 1961 г. американским философом, психологом и психотерапевтом Юджином Джендлином, и описывается автором следующим образом: 1) переживание скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; 2) переживание происходит в непосредственно сиюминутном настоящем. Особое значение в парадигме придается «пиковым переживаниям», сопровождающим «самоактуализацию», рост личности. «Пиковые переживания» – максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

Аутентичность (подлинность) – понятие, введенное Мартином Хайдеггером и развитое Карлом Ясперсом в связи с центральной проблемой его философии человека, а именно: проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Впрочем, различение аутентичного и неаутентичного существования человека, противопоставление, в этой связи, «самости» и аутентичности конформистскому, безличному и безответственному существованию «как все», является общим для всего экзистенциального направления психологической помощи.

Самоактуализация, по мнению А. Маслоу, выступает в одном синонимичном ряду с такими, как рост, саморазвитие, индивидуация, и определяется двумя существенными признаками: а) принятием и выражением внутреннего ядра (самости) – актуализацией латентных способностей, потенциала; б) минимальным наличием нездоровья (неврозов, психозов и других потерь дееспособности). Самоактуализация выступает как предпосылка жизнедеятельности человека на уровне Бытия, что связанно с коренными изменениями, происходящими в его личности.

Лекция 7. Тема: Постмодернистское направление психологической помощи.

1. Постмодернистское видение реальности. Контекстуальный характер проблемы.

Во второй половине ХХ в. в западных странах развивается интеллектуальное течение, получившее в конце 1970-х гг. название постмодернизма. Этот термин… Постмодернизм не является какой-то оформленной научной школой, это скорее… Впервые термин «постмодернизм» употребляется применительно к выражению «духа времени» в книге «Состояние постмодерн»…

2. Социальный конструкционизм как методологическое основание постмодернистского подхода к пониманию психологической помощи.

К. Герген начал с идеи о том, что социально-психологическое исследование (позднее он распространил ее на всю психологию) есть по преимуществу… Сама идея социального конструкционизма разработана в социологии, в частности,… Социальный конструкционизм предстает как альтернатива и бихевиоризму, и когнитивизму, т.к. они недооценивают значение…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: