Раздел 3. Практика психологии в современной социокультурной ситуации

Лекция 1. Тема: Практика психологии в современной социокультурной ситуации.

1. Понятие социокультурного контекста.

Основателем социокультурного подхода в психологии является Л.С. Выготский, хотя сам Л.С. Выготский термина «социокультурный» не использовал. Вместо этого, он и его последователи обычно говорят о «социоисторическом» подходе. Цель социокультурного подхода, по мнению Дж. Верча, заключается в том, чтобы объяснить, как человеческая деятельность обусловливается культурными, историческими и институциональными факторами. Нет чисто культурного, или чисто исторического, или чисто институционального контекста человеческой деятельности, в том числе и психологической. Любой контекст имеет все три аспекта, три измерения.

2. Социокультурный контекст психологической практики.

Очевидным является также определенный социально-экономический контекст эпохи, на протяжении которой возникли основные источники, составившие в своей совокупности новую общественную практику и новый социальный институт. Начиная с конца XIX столетия и вплоть до 20-х годов ХХ века почти все из современных направлений психологической помощи возникли в результате промышленной революции: индустриализации, появления новых транспортных средств и новых профессий, повышения уровня напряженности в социальных отношениях и массовой безработицы, связанной с переселением больших масс людей в города. Кроме этого, огромную роль сыграли и такие обстоятельства, как завершение эпохи классической рациональности в научном познании, возникновение экзистенциализма. Это привело к осознанию необходимости существования в мире на основе нового принципа – личной ответственности и личного выбора. Наконец, появление в американском протестантизме религиозного попечительства и превращения его фактически в психологическое вспомоществование, хотя и на основании христианской этики, в сочетании с конкретной практикой социальной помощи. Все это составило тот фундамент, ту социально-культурную матрицу, в рамках которой психологическая помощь личности и сообществу получила развитие как особый социальный и профессиональный институт. Следует особо подчеркнуть параллель между развитием социума и развитием соответствующих духовно-практических способов деятельности.

Одной из характерных социокультурных особенностей данной ситуации является, та, что ХХ век с его социальными потрясениями, тоталитарными режимами, мировыми войнами, беспрестанным переделом границ и беспримерными жестокостями оказался бессильным в одном: несмотря на многократные и беспрецедентные попытки уничтожить культуру и науку как надгосударственное и общечеловеческое образование, он еще раз обнаружил и доказал неуничтожимость человеческой духовности, неподвластность культуры ни политическим, ни социальным потрясениям и гнету.

Также следует отметить, что к началу ХХ в. были разработаны различные формы психиатрической помощи, которая в конечной итоге сведена была к четырем пунктам: больница, колония, патронаж и нервно-психиатрический санаторий для пограничных случаев. Однако, XX век, еще задолго до империалистической войны, но особенно по ее окончании, выдвинул совершенно новый элемент общественной психиатрии: государственную профилактику душевных болезней. На становление психологической помощи оказали влияние и специфические проблемы возвращавшихся с полей первой мировой войны ветеранов. Многие из них переживали глубокую депрессию, потерю мотивации, тревожность, то, что позднее получит название «посттравматического стрессового расстройства» или «военного невроза». В 1918 г. на базе колледжа Смита в Бостоне была организована программа интенсивной подготовки социальных работников для обслуживания этой категории пациентов.

Еще одним направлением психологической помощи стала работа с детьми. В 1896 г. Л. Уитмер открыл первую детскую психиатрическую клинику при Пенсильванском университете. А 1921 г. по всей стране стали открываться существующие и поныне детские консультации-поликлиники, оказывавшие помощь детям с разной степенью психических расстройств и заболеваний, а также «трудным детям». Задача клиник состояла не только в медицинском обслуживании, но и в организации «правильного» процесса воспитания детей.

При этом нельзя не отметить любопытное обстоятельство, касающееся развития психологической помощи в тех или иных странах в зависимости от уровня экономического развития и качества жизни. Так, в развитых странах Европы и Америки, где после Второй мировой войны материальные проблемы существования в целом были разрешены, широкое распространение получила так называемая гуманистическая парадигма, в пределах которой отстаивались и служили рабочим материалом в практике психологической помощи экзистенциальные ценности и понятия. В странах же третьего мира и бывшего «социалистического лагеря» упор делался не столько на личность, сколько на социальные и социально-психологические аспекты бытия.

В развитии отечественной теории и практики психологической помощи довольно явственно прослеживаются определенные этапы, основания и следствия, восходящие к целостной социально-культурной ситуации, сложившейся на обширных пространствах в начале ХХ в. в Российской империи, затем – до начала 1990-х годов – в Советском Союзе и, наконец, в самом конце столетия в республиках Содружества. Множащиеся сейчас психологические службы – это не просто еще одна отрасль практической психологии. В них и через них отечественная психология наконец-то становится самостоятельной практической дисциплиной. Психологические службы не просто «важны» для психологии, а психологические службы для психологии то же, что школа для педагогики, клиника для медицины.

Лекция 2. Тема: Психическое здоровье человека и психологическая помощь.

1. Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному. Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни.

Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым (Брехман И.И.).

И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо болен.

Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у тяжелобольного есть некое количество здоровья, хотя его очень мало. Абсолютно полное исчезновение здоровья равнозначно смерти”.

В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.

Н.В.Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья, прослеживающихся в прикладных исследованиях. Одним из них является подход “от противного”, в котором здоровье рассматривается как отсутствие болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками. Естественно, такое рассмотрение феномена “здоровье” не может быть исчерпывающим. Разные авторы приводят следующие недостатки такого понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как неболезни изначально заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не может считаться полным; 2) данный подход - субъективен, так как в нем здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за бортом остаются все неизвестные болезни; 3) такое определение имеет описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику. Ю. П. Лисицын отмечает: “Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить.

2. Факторы и условия психического благополучия и риска.

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие.

С какими личностными особенностями связаны такая внутренняя картина мира личности и стиль, способ его жизни? Ответ на этот вопрос уже сложнее, поскольку разные исследователи, описывая даже схожие особенности личности, нередко пользуются разными понятиями, разным словарем.

В качестве базовых составляющих психологического благополучия (psychological well-being) человека К. Рифф выделила: позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.

Думается, что примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.

Понятие "психологическое благополучие" близко связано с такими понятиями, как душевное здоровье, осмысленность жизни, в меньшей степени с понятияем "личностная адекватность, а с понятием "психическое здоровье" - в малой степени.

Как бы разнообразно ни определяли исследователи психологическое благополучие, важнейшим вопросом является способ его измерения. В исследовании П.П. Фесенко определялся не объективными показателями и не рациональной оценкой, а скорее эмоциональной окраской чувств и ощущений по поводу собственной жизни. «Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий - преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья)».

Понятие «психологическое благополучие» задается в свою очередь двумя терминами: «психологическое» и «благополучие».

3. Модели психологической помощи по направленности (ориентированности): медицинская, педагогическая, социальная, диагностическая, психологическая.

Медицинская модель. Предполагается, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье – содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку памяток для родителей.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе с семьёй на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей.

Диагностическая модель. Она основывается на предположении наличия дефицита знаний у родителей о ребёнке или своей семье. Объектом наблюдения является семья, а также дети и подростки с нарушениями поведения. Предоставленные семье результаты диагностики помогут семье в решении семейных проблем.

Психологическая (психотерапевтическая) модель. Существуют различные подходы к психотерапии семьи, акцентирующие различные особенности жизнедеятельности семьи и расходящиеся в понимании задач и способов психодиагностики.

В реальной практике оказания помощи семье в большинстве случаев используется несколько моделей одновременно: диагностическая, социальная, психологическая. Условиями эффективности оказания помощи современной семье является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: