Взлет и падение Дервиша паши

 

Hardworking man, meticulous in his planning and careful in dealing with political problems. (Работящий человек, тщательно планирующий свою работу и умело решающий политические проблемы)

Британский посол Лелло про Дервиша пашу.

il Bostangì Bassì del Gran Signor huomo di natura perfida et mal affetto di questa casa [i.e., Venice] (Бостанджи баши Великого господина, человек коварный и не любящий нашу страну (т.е. Венецию)

- из отчета венецианского посланника

Приступаю к особенно сложной части моей работы по поводу судьбы исторического Дервиша паши. Проблема в том, что мой доступ к источникам по понятным причинам органичен. Я могу пользоваться лишь сведениями, доступными в интернете. Поэтому, в подготовке моего рассказа. я опиралась на двух вышеуказанных турецких историков, а также на цитируемые ими источники. Когда мы читаем слова «источник говорит» сразу создается впечатление, что сейчас мы узнаем, что же вправду произошло в интересующей нас истории. В самом деле это далеко не так. Не зря историков учат такому предмету, как критика источников. Так вот, в моем положении очень сложно было даже найти сведения об авторах источников. Источниковедческой части ни у того, ни у другого историка не было. За такие диссертации у нас на истфаке по головке бы не погладили... Ища в интернете, я нашла сведения о некоторых из них: Мехмет бин Мехмет Эр Руми придворный, много лет проработавший в бюрократическом аппарате османских султанов, Абдулькарим эфенди в интернете нашелся только один – османский принц, который жил в начале 20 века, Ибрагим Печеви, знаменитый летописец, вообще не был свидетелем данных событий и записывал их с чужих слов. Английский посол Генри Лелло, которого анализирует в своей работе Башак Челиктемель, был свидетелем событий, был лично знаком с Дервишем пашой, но написал свой отчет английскому правительству вернувшись в Англию, когда Дервиша уже не было ы живых, так что у него не было оснований кому -то льстить или искать от кого- то выгоды в отличие от представителей придворной бюрократии и духовенства, которые были лично заинтересованы в уничтожении Дервиша паши.

 Как я поняла, личность и деятельность Дервиша паши не особо интересовала историков, поэтому все они безоговорочно повторяли расхожую версию, которую вы и сейчас можете найти в Википедии. Но даже при таком ограниченном анализе, который смогла провести я, можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело с так называемой «черной легендой».

4. Черная легенда: Кто такой Дервиш паша – зарвавшийся разбойник или чересчур добросовестный чиновник?

Как вы помните, в истории Дервиш паша считается ставленником Валиде Хандан Султан. Он был приставлен к особе малолетнего султана Ахмеда с самыми широкими полномочиями. Как писали венецианские наблюдатели, Дервиш был постоянно «около уха султана». Но вот валиде умирает и Дервиш остается придворным без покровительства. До этого на войне уже погиб другой его покровитель и земляк Великий визирь Явуз Али паша. Что такое был султанский двор можно описать одним словом – гадюшник, где каждый мечтал подсидеть другого. При этом, у каждого из пашей или чиновников, много лет проведших при дворе, были свои партии на которые они могли опираться в подковерной борьбе. А Дервиш паша вышел из простых охранников и его единственной опорой были его бостанджи, которые как свидетельствует Лелло, любили и уважали его за храбрость. И тут Дервиш понял, что у него было два пути: или дать себя убить сразу или попытаться побороться и проложить себе путь наверх. Тем более, как мы видим из характеристики Лелло, приведенной в эпиграфе, он был способный человек и чувствовал себя в силах сделать что-то полезное для Османского государства, которое в это время находилось в плачевном положении: длилась Долгая война с Автрийской империей, Анатолию заполонили повстанцы Джелали. После неудачных действий Главного адмирала Джигалазаде Синана паши (кстати он находился на зарплате у Венеции, был ставленником Сафие султан и заклятым врагом Дервиша), восстали курды, да еще на повестке была и война против Персидского шаха. В прошлое правление, под влиянием Сафие султан, расцвела пышным цветом коррупция. И вот тут следует вспомнить термин английского историка Джона Линча «бюрократический компромисс». Со временем центральная власть заключает со своей бюрократией нечто вроде негласного договора: бюрократы правят как они привыкли, а власть закрывает на это глаза во имя стабильности в государстве. Так вот, главная вина Дервиша паши была в том, что он попытался нарушить это положение. Как писал хронист Печеви: «Придя к власти, Дервиш паша начал менять обычаи совета. Он угрожал служащим и говорил, что они получают слишком большое жалование и не работают». По мнению Лелло, Дервиш пытался создать менее корумпированную рабочую обстановку.

Первой задачей Дервиша было добиться окончания Долгой войны и ему это удалось: во время его пребывания на посту Великого визиря был заключен Житваторокский мир с Австрией, в то время как посланный им командир Ферхад паша успешно боролся с повстанцами Джелали. Как пишет Лелло, Дервиш обратился к нему за посредничеством, чтобы связаться с австрийским королем для окончания войны. Лелло посоветовал ему написать письмо к английскому королю с просьбой о посредничестве. Это письмо, написанное на итальянском языке, сохранилось в турецких архивах.

Второй задачей было пополнить государственную казну, опустевшую после многолетних войн. И тут Дервиш сталкивается с очень непростой ситуацией: провинции, из которых раньше шли деньги в султанский бюджет были разорены войной. Султан же, как пишет Борекчи, вместо того, чтобы потратить свои личные деньги на нужды государства устроил на них пышный хадж в Мекку. Единственным источником, как указывает Борекчи, где можно было раздобыть денег, были богатые столичные торговцы и улема (особый класс духовных лиц, которые как правило служили в государственном аппарате, преподавали в мусульманских учебных заведениях и управляли огромными денежными средствами, вакуфных фондов. Заметьте, что это еще и так называемые калемие (то есть люди пера) значит именно их перу и принадлежит большинство известных нам источников.

Как пишет Лелло, для того, чтобы пополнить государственную казну Дервиш попытался занять денег у улема и богатых еврейских торговцев. С другой стороны он ввел новые налоги, один из которых – налог на стамбульские балконы особенно ставят ему в строку. Но если мы почитаем историю любой из стран, то мы найдем там еще и не такие налоги (например Петр Первый ввел налоги на бороды и на бани). Налог на балконы, это то, что сейчас называется «налог на роскошь».

Итак: с одной стороны, Дервиш создал себе врагов среди могущественной придворной бюрократии, с другой стороны – среди богатых стамбульских торговцев и духовных лиц. И мало ему не показалось!

Что наговаривали султану про Дервиша:

Вот каковы были жалобы, призванные повлиять на султана и поколебать его доверие к Дервишу паше (на основании работы Борекчи и свидетельств Генри Лелло): Дервиш тайный христианин. У него дома висят иконы и он им поклоняется... Дервиш построил подземный ход по которому из дворца к нему ходят наложницы! И самое главное: Дервиш и сам желает стать султаном. Солдаты любят его за храбрость и готовы его поддержать. Один из его служащих уже называет его «тень бога на земле»!

Смерть Дервиша паши

Но самое главное: в своих карьерных перестановках Дервиш уволил с поста шейх уль ислама могущественного Синуллаха эфенди. Это был не простой человек. Как пишет Борекчи он был «лидером общественного мнения» и одно время сам кандидатом на османский трон. Но, сместив его, Дервиш нажил не одного врага, а двух: дело в том, что Синуллах был близким другом наставника султана Ахмеда и единственного, оставшегося в живых регента Мустафы эфенди. Так вот эти два могущественных человека и объединились, чтобы погубить Дервиша пашу... Хотя Синуллах был смещен и на пост шейх уль ислама был назначен Эбульямин эфенди, он скоро умер и султан возвратил должность Синуллаху. Как пишет Борекчи, это поизошло из-за суеверности султана Ахмеда: он считал, что Эбульямин умер, потому что смещенный с должности Синуллах проклял его и предсказал ему близкую смерть. Побоявшись того же для себя, султан поспешил задобрить опасного человека, вернув ему должность. Вот тут- то два друга и стали одолевать султана жалобами на произвол Дервиша паши и доносить до него уже упомянутые слухи.

Хотя Борекчи и считает, что казнь Дервиша была проявлением самостоятельности Ахмеда, но из его же работы очевидно, что 16 летний правитель сделал это под влиянием своего учителя и могущественного шейх уль ислама. Синуллах даже написал фетву на казнь паши! Если учесть, что фетвы раньше выдавались только на особенные деяния (например, на убийство султанских братьев), а великих визирей всегда резали за просто так, то это уже доказывает то, что Ахмед не был убежден в необходимости казни своего близкого друга и нужна была сильная воля, чтобы его на это подвигнуть. (Кстати, как пишет Борекчи, уже через два дня после казни султан пожалел об этом).

Исполнение казни было отложено на некоторое время «чтобы избежать беспорядков в столице»! Так что Лелло не зря говорил, что солдаты любили Дервиша и могли бы постоять за своего командира.

Вот как это было.

Здесь просто перескажу как описывает казнь Дервиша паши английский посол сэр Генри Лелло:

«Позже у султана была очередная регулярная встреча с Дервишем. Как только Дервиш вошел в комнату, его схватили. Когда Дервиш понял, что это было предательство, он начал отчаянно сопротивляться и ранил нескольких палачей своим кинжалом. Султан наблюдал за ним из своего окна. Когда он увидел, что палачи боролись с Дервишем, он приказал им чтоб они немедленно убили его, крича, что их силы недостаточно для того, чтобы убить одного неверного. Когда Дервиш это услышал, то он грустно вскрикнул: «Вы несправедливы и упрямы. Вы не заслуживаете того, чтобы жить». Однако султан продолжал кричать: «Убейте этого пса!». Наконец палачи убили его и пронесли его тело по улице. Его близкие друзья смогли получить его тело и похоронить его. Так как палачи не добили Дервиша, то султан Ахмед сам перерезал ему горло.» (Из работы Башака Челиктемеля).

Как пишет Борекчи, в отличие от других казненных визирей, безродный фаворит впавший в немилость, был похоронен на общем кладбище. Могила его не сохранилась. Так как султан по определению не может быть неправым, придворные историки и представители обиженного им класса калемие еще и ославили в веках человека, который лишь пытался добросовестно сделать свою работу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: