Вопрос: Это только рассказ про детские кризисы?

Ответ: Сказать, что кризы развития встречаются на всем пути развития личности. Привести в пример Эриксона с его теорией. Дальше сказать о Выготском и его взгляде, зачем нужен кризис в детском возрасте, назвать критические (литические) периоды и рассказать о новообразованиях, возникающих в результате кризисов. Сначала сказать о всех периодах, а затем перейти к детству.

---

Кризис – переломный этап онтогенетического развития.
Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.
Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах своей личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер.

Динамика изменений:
1)стабильные возраста (микроизменения накапливаются до известного предела, а затем обнаруживаются)
2) кризисы (бурно происходят резкие изменения ребенка; в отличии от стабильных возрастов носят переходный характер)






Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая меняет отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.

Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Эти процессы обратного развития и отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в эти критические периоды мы наблюдаем конструктивную работу развития кризиса.

Л. С. Выготский выделяется следующие особенности кризиса:

 - размытость временных границ;

 - наличие в середине кризиса резкого обострения (кульминация кризиса);

 - конфликтная природа кризисов, поскольку новообразования формируются в результате единства и борьбы противоположностей;

 - негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.

Виды кризисов:

 - кризис новорожденности. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново. Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения, следовательно, он беспомощен. C самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы, но должна установиться социальная ситуация развития, появиться единство ребенка и матери. Кризис заканчивается Комплексом оживления: ребенок начинает реагировать и призывать взрослого на какие то действия, конец кризиса – улыбка.

 - кризис одного года, когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивирующих представлений распадается прежняя социальная ситуация развития «Пра-Мы» и создается основа выделения самого себя. Второй момент относится к речи. Здесь опять мы имеем такой процесс в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Этот процесс тоже не совершается в один день. Это латентный период становления речи, который длится примерно 3 месяца.

Третий момент - со стороны аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими реакциями. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим, "невоздержания", на языке семейного авторитарного воспитания. Эти явления Кречмер и предложил назвать гипобулическими в том смысле, что они, относясь к волевой реакции, представляют качественно совершенно другую ступень в развитии волевых действий и не дифференцированы по воле и аффекту. Новообразования 1 года считают мотивируемые представления, активность. Переломный момент – самостоятельность, отделение себя от взрослого.

 - кризис трех лет. Ребенок отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых, проявляет негативизм, упрямство, настаивает на своем требовании, на своем решении. Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Протест против существующих дома порядков, стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого - ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».

 - кризис семи лет. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом, осуществляющим обязательную деятельность. Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Выдвигаются требования к нему, нужна дисциплина. Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

 - кризис подросткового возраста. Поворот ребенка на самого себя в учебной деятельности, и как следствие этого, возникновение вопроса: «Кто я?». Ребенок уже примерил какие то роли: друг, сын, ученик и др. и он пытается выстоить целостную картину того, какой он, кто он, исходя из этих ролей. Кризис ознаменовывается трудностями отношений со взрослыми, некоторыми сверстниками. Он требует нового к себе отношения со стороны взрослого. Новообразования данного возраста: развитие рефлексии, и на ее основе – самосознания.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: