Психосоциальное развитие человека в юношеском возрасте

  ПОНОМАРЕВА:  Уточните, пожалуйста, чьей периодизацией развития пользоваться.

Ответ: В классическом варианте ПР мы опираемся на периодизацию Выготского. Есть период 0-1 год – младенчества, в котором выделяют период новорожденности, как кризисный период (первые 10-15 дней).Также есть период раннего детства (1-3). Дошкольное (среднее) детство от 3 до 6-7. Младший школьный возраст от 6-7 до 10-11лет, подростковый с 11 до 16, юность с 16 до 20.

Дошкольный просто не включили в билеты, поэтому не выделен отдельно. Рекомендую опираться на периодизацию Выготского. Рекомендует опираться на методичку Сорокоумова Возрастная психология. 

---

В периодизации жизненного цикла Б. Ньюмен и П. Ньюмена, разработанной на основе концепции Э. Эриксона юношеский возраст— 18-22 лет. Эльконин рассматривает с 15 до 17 лет период ранней юнности.

В юности психосоциальный кризис предполагает выбор между личностной идентичностью и диффузией, а задачи развития — авто-номизацию от родителей, достижение идентичности, включая идентичность социальных ролей, интериоризацию моральных норм, выбор профессиональной карьеры и начало ее реализации (получе ние образования).
Период юности (18-21 год) традиционно рассматривается, начиная с работ Л. С. Выготского, как начальная фаза вступления во взрослость.


Когнитивные особенности.

Особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Развитие познавательных функций и интеллекта в юности имеет количественную и качественную стороны. Первая отражает тот факт, что юношеский интеллект более быстр, подвижен, эффективен, чем интеллект подростка. Качественные изменения — это сдвиги в самой структуре мыслительных процессов: важно не то, с какими задачами справляется юношеский интеллект, а то, каким образом он это делает.

Психосоциальное развитие

Социальная ситуация развития в юности характеризуется рядом специфических особенностей. Эти особенности связаны с изменением положения и статуса юношей в школе, семье, обществе.

Вступление в самостоятельную жизнь предполагает решение острого для старшеклассников вопроса об определении дальнейшего жизненного пути, об избрании для себя той или иной профессии. Л.И. Божович подчеркивает, в связи с этим, что личность старшеклассника обращена в будущее. Поэтому у него развивается новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональной.

Профессиональное самоопределение требует определенного самоограничения и критичного соотнесения собственных возможностей, интересов, способностей с возможностями и ограничениями профессии.

Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются:

- развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания;

- формирование мировоззрения;

- развитие активной жизненной позиции, самоопределения;

- преобразование эмоциональной сферы личности.

Э. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача юноши состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность идеалам, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Моральное развитие

По Кольбергу, в отношении морального развития, в юношестве наступает стадия социального закона и порядка, человек (15-17 лет) основным приоритетом считает установленный по конвенции закон. Законы и правила должны выполняться, кром е тех неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными обязанностями. Право человека соотносится с социальным, групповым и институциональным правом. Человек, моральное развитие которого соответствует этой стадии, поддерживает функционирование социальных институтов, старается не нарушать правила системы, построенной на всеобщем выполнении правил.
Следующая стадия морального развития человека, это период, который включает стадию социального контракта на основе учета прав личности и стадию универсальных этических принципов. Стадия социального контракта в развитии морального сознания достигается не всеми людьми в юношеском возрасте. Стадия социального контракта характеризуется убежденностью в том, что люди придерживаются различных ценностей и мнений. Различные социальные группы имеют разные ценностные приоритеты, придерживаются различных правил, которые всегда должны соблюдаться в интересах справедливости. Существуют всеобщие ценности и права, такие как жизнь, свобода, которые приоритетны в любом обществе вне зависимости от мнения большинства.


Новообразования

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Главное приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Самоопределени е становится важнейшим новообразованием возраста, являясь выбором будущего пути, определением цели и смысла будущей жизни [12]; формирование целостной смысловой системы «Я и общество» предполагает выбор профессии, но к нему не сводится. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и предполагает активное определение подростком своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и смысла своего существования [32].

Одним из важнейших новообразований интеллектуально-когнитивной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний.

Важными новообразованиями когнитивной сферы являются становление формально-логического интеллекта, гипотетико-дедук-тивного мышления, когнитивного стиля, дивергентного мышления, рефлексии, основанной на формальном интеллекте. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: