Основные положения по установлению водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Р. Липки в границах Красногорского района Московской области

Так как предметом исследования является установление водоохранных зон поверхностных водотоков на примере территории в границах нижнего течения р. Липка, стоит подробнее остановиться на понятии «водоохранная зона».

Данное определение закреплено в статье 65 ВК РФ и гласит, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В таблице 2 приведены регламенты деятельности в границах водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос, в соответствии с действующим Водным кодексом РФ [2].

Таблица 2 - Установленные регламенты хозяйственной деятельности водоохранных зон и прибрежных защитных полос

Зоны Запрещается Допускается
ВОЗ -использования сточных вод в целях регулирования плодородия; -размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления. -проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации ширина водоохранной зоны устанавливается в зависимости от протяженности реки от истока до устья. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

¾ до 10 км - 50 м;

¾ от 10 до 50 км - 100 м;

¾ от 50 и более - 200 м;

Так как р. Липка имеет протяженность 827 км, то для нее необходимой шириной водоохранной зоны является ширина 200м. Указанная ширина водоохранных зон может быть изменена при разработке проектов зон специализированными организациями, исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденным Генеральным планом.

В пределах водоохранной зоны выделяется прибрежная защитная полоса, имеющая более строгий режим хозяйственной деятельности.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос назначается в зависимости от крутизны склонов и может составить от 30 до 50 м. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Данные о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, бассейновых округах, речных бассейнах, водохозяйственных участках, гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования, о местоположении береговой линии (границы водного объекта) и другие сведения о водных объектах подлежат фиксации в Государственном водном реестре.

Согласно ст. 31 ВК РФ Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах [2].

Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос [3].

Установление границ осуществляется:

– органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, за исключением водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ;

– Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей [3].

Установление знаков закрепления выполнено в местах предполагаемой установки информационных знаков водоохранная зона и прибрежная защитная полоса. Места установки знаков, в основном, выбраны у автодорог (а в населенных пунктах на улицах), имеющих выезд к реке.

По данным рекогносцировочного обследования, проведенного 15.05.18 г, знаков, указывающих на прибрежную защитную полосу, на исследуемой территории не обнаружено. В городской черте города Красногорска, на всех доступных для отдыха участках прибрежных территорий, наблюдается захламление побережья, рассредоточенное загрязнение водных объектов, несанкционированное обустройство костровищ.

По правому берегу реки Липка находится большое количество свалок бытового и строительного мусора и металлолома, в числе которого остовы речных судов.

На основании ВК РФ была создана схема расположения водоохранных зон в нижнем течении реки Липка в границах городской черты. При разработке проектов установления водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос рекомендуется совмещать границы водоохранных зон с естественными и искусственными рубежами или препятствиями, перехватывающими поверхностный сток с вышележащих примыкающих территорий (бровками речных долин, дорожно-транспортной сетью, нагорными каналами, мелиоративной сетью).

В данном случае водоохранная зона проектировалась с учетом расположения на данной территории гидротехнического сооружения II класса (ограждающей дамбы Красногорского района).

В связи с ограничением хозяйственной деятельности, мероприятия по сбросу сточных вод, а также работы по изменению дна должны быть согласованы в исполнительных органах государственной власти. В данном случае на проведение таких мероприятий на исследуемой территории Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Московской области были выданы соответствующие разрешения.

Таким образом, в данном разделе рассмотрены основные нормативные положения по установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Выявлены установленные регламенты хозяйственной деятельности в данных зонах. Также была рассмотрена деятельность по исследуемому вопросу, проводимая ранее и проведен мониторинг текущего состояния территории. В результате на основании ВК РФ создана схема расположения водоохранных зон в нижнем течении реки Липка в границах городской черты.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе рассмотрены основные проблемы установления водоохранных зон в границах нижнего течения реки Липка. В качестве основных проблем при установлении водоохранных зон выявлены следующие:

1. Проблема определения правового режима водоохранных зон, в связи с изменениями в законодательстве.

2.  «Белые пятна» в правилах установления водоохранных зон,

заключающиеся в отсутствии в водном законодательстве РФ гидрологического, либо физико-географического подхода к выделению охранной зоны.

3. Отсутствие методики определения водоохранных зон.

Таким образом, правовое регулирование установления водоохранных зон изучается в теории, однако в большинстве городов России, включая город Красногорск, в настоящий момент наблюдается отсутствие скоординированной работы между органами Федерального и местного самоуправления в части организации практических мер. Это приводит к ненадлежащему исполнению законодательных актов и, как следствие, к ухудшению состояния водных ресурсов.

В ходе проведенных исследований были изучены и проанализированы геоэкологические особенности территории, а именно геологическое строение, гидрологические и экологические условия территории, а также ее современное использование. Это позволило получить наиболее полное представление об исследуемой территории. Кроме того, квалификационная работа содержит обобщенные актуализированные сведения о существующем законодательстве в области установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек.

В качестве основных выводов сформулированы мероприятия, выполнение которых будет способствовать нормализации и улучшению гидрологического режима и экологического состояния р. Липка и прибрежной территорий путем восстановления и охраны природных комплексов в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. К таким мероприятия относятся:

1. Решение проблемы сброса неочищенных сточных вод через систему дождевой канализации.

2. Ликвидация свалок хозяйственно-бытового и строительного мусора.

3. Расчистка русла р. Липка от хозяйственно-бытового мусора

4. Обустройство неорганизованных зон отдыха

5. Приведение границ частных усадеб и дачных участков в соответствие с планами землеустройства.

6. Строительство и оборудование площадок для сбора хозяйственно- бытового мусора.

7. Строительство водонепроницаемых выгребов для туалетов и бань в пределах территориальных зон.

8. Организация в пределах водоохранных зон стоянок транспортных средств в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

9. Закрепление на местности границ ВЗ специальными информационными знаками.

На исследуемой территории предлагается организовать 3 зоны отдыха населения и 6 стоянок транспортных средств, имеющих твердое покрытие. Кроме того, обеспечить данную территорию контейнерными площадками для сбора мусора в количестве 8 штук и для закрепления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос установить 12 знаков «Водоохранная зона» и 12 знаков «Прибрежная защитная полоса». При размещении объектов учитывается текущая планировка территории.

 

Практическая составляющая исследования включает создание схемы установления водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы на правом берегу реки Липка в границах города Красногорска и разработку мероприятий по улучшению экологического состояния берега реки Липка в границах водоохранной зоны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: