Распределение прибыли

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законода­тельно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разного уровня в виде налогов и других обязательных платежей. В соответствии с законодатель­ством налогооблагаемая прибыль за вычетом всех налогов на при­быль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
9
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  
распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Распре­деление чистой прибыли предприятия в общем виде представлено на рис.2.

Существует и более простой вариант использования чистой прибыли, когда не образуются плановые фонды накопления и по­требления (рис.3). Формирование фонда накопления и фонда потребления представлено на рис.4.

 

Рис.2. Распределение прибыли предприятия

 

Рис.3. Механизм использования чистой прибыли.

 

Чистая прибыль направляется на финансирование производ­ственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальных нужд, финансирование социально-культурной сфе­ры, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и др.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
10
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  
Часть чистой прибыли может быть направлена на благотворитель­ные нужды, оказание помощи театральным коллективам, органи­зацию художественных выставок и т. д. Однако не вся величина чистой прибыли используется предприятием по собственному ус­мотрению. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов.

 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
11
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  
Рис.4. Формирование фонда накопления и фонда потребления.

 

Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капи­талу предприятия. Распределение и использование прибыли имеют особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятий (акционерные общества, кооперативы и т. д.).

Прибыль, как уже отмечалось, является основным фактором экономического и социального развития не только для предпри­ятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение.


 

Прибыль (убыток) планируется раздельно по видам, а именно:

• от продажи продукции и товаров;

• от реализации прочей продукции и услуг нетовар л ого харак­тера;

• от реализации основных средств;

• от продажи другого имущества и имущественных прав;

• от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т. д.;

• от внереализационных операций.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
12
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  


Методы планирования прибыли

 

Основными методами планирования прибыли являются метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах, за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (Я) ведется по формуле

где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в нату­ральном выражении; Ц — цена на единицу продукции (за вы­четом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (77ш) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого пе­риода:

где Цш стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Сш полная себестоимость товарной про­дукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товар­ный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой про­дукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Ярп) в общем виде рассчитывается по формуле

где Брп планируемая выручка от реализации продукции в дейст­вующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых ски­док); Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется как сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода (Яон) плюс прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде тп) за вычетом прибыли от остатков нереализованной продукции в конце планового периода (Яок) по формуле

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
13
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  

Данная методика расчета применима для укрупненного метода прямого счета в планировании прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. Разно­видностью метода прямого счета является метод поассортимент-ного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату при­бавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализован­ной на начало планируемого периода.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как до­полнение к методу прямого счета, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналити­ческом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду вы­пускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции опреде­ляется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

1) определение базовой рентабельности как частного от деле­ния ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом пе­риоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов (снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т, д.).

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции. Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как уже отме­чалось, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализаци­онные доходы и расходы. Прибыль от прочей реализации (продук­ции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, ка­питального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным. Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятель­ности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
14
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  
Кроме изложенных способов планирования прибыли (метода прямого счета и аналитического метода) существует так называ­емый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плано­вую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

 


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
15
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  
1.3 Показатели рентабельности

    Рентабельность — это относительный показатель эффек­тивности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

В основе построения коэффици­ентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в рас­чет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к акти­вам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Группы, на которые делятся пока­затели рентабельности показаны в табл. 2.

 

Наиболее часто используются показатели рентабельности акти­вов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 5 и 6.

 


 

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
16
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  
Табл. 2 Показатели рентабельности.


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
17
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 19.5 и 19.6.
Рис.5 Схема взаимосвязи показателей рентабельности

Рис.6. Рентабельность реализации (продаж)

 


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
18
КП 210414.01.131.05.07 ПЗ  
2. Практическая часть













double arrow
Сейчас читают про: