Тема 4. Эпоха Ивана Грозного

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Рубцовский индустриальный институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический

Университет им. И.И. Ползунова»

 

В.В. Кузнецов

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие

для бакалавров всех направлений

 

Рубцовск 2014

 

 


ББК 63.(2)

 

Кузнецов В.В. Отечественная история: Учебно-методическое пособие  для бакалавров всех направлений / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2014. – 33 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам-бакалаврам всех форм обучения при изучении курса истории, написании контрольных работ и подготовке к итоговой аттестации. Изложена программа курса, содержится учебная и дополнительная литература, словарь терминов, что помогает студенту при самостоятельной подготовке теоретического материала.

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании НМС РИИ.

Протокол №9 от 26.12.14.

 

Рецензент:      к.фсф.н.                                 О.В. Боровкова

 

 

© Рубцовский индустриальный институт, 2014




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4
  Содержание дисциплины   6
Тесты для самоконтроля 8
Тематика контрольных работ, рефератов и требования к их выполнению   14
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины   18
  Словарь терминов по истории России   21

 

 


 


Введение

 

Дисциплина составляет важнейшую часть всей гуманитарной подготовки студентов, основное ее звено. Она позволяет рассматривать историю Отечества в контексте европейской истории, осознавать место России в современном мире, формирует культуру мышления, навыки анализа и обобщения информации, вырабатывает у студентов чувства патриотизма и уважения к культурным традициям народов и обществ.

Цель данного курса – изучить основные вехи в истории России. Показать общие и отличительные черты на фоне общемировой (главным образом европейской истории). На базе полученных знаний помочь студентам овладеть искусством самостоятельно анализировать исторические факты и явления на основе научной методологии, оценивать историческую аргументацию в современной литературе и делать обоснованные выводы из исторического опыта.

Задачи:

·  сформировать у студентов систему эмпирических, теоретических и аксиологических представлений об историческом процессе в России;

·  активизировать познавательную деятельность студентов, обучить методам рационального объяснения исторических феноменов;

·  воспитать чувство уважения к прошлому России;

·  развить у студентов способность выбора личностных ориентаций социального поведения.

 

В результате освоения дисциплины у студентов должны сформироваться следующие компетенции:

 

Код компетенции Формулировка компетенции
ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-3 Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества
ОК-14 - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям  
ОК-15 - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества

 

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

·  методы и источники изучения истории;

·  основные события и процессы Отечественной истории, осознавать роль и место России в истории человечества и в современном мире;

·  основные социальные и культурные различия образа жизни и особенности национального самосознания различных народов и культур;

·  основные социальные и культурные различия образа жизни и особенности национального самосознания различных народов и культур;

·  сущность, формы, функции исторического знания;

 

уметь:

·  анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

·  выявлять проблемы, причинно-следственные связи, закономерности и главные тенденции развития исторического процесса;

·  использовать теоретические знания в области истории для выработки толерантного восприятия исторических и культурных традиций различных народов;

·  анализировать факты и прогнозировать развитие общества;

 

владеть:

·  методологией и теорией исторической науки;

·  навыками использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации;

·  основными понятиями, приемами и методами формирования уважительного и толерантного отношения к историческому прошлому и традициям своего Отечества, населяющих его народов;

·  основами исторического мышления, навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации о социально-политических и экономических процессах.

 

 


 


Содержание дисциплины

 

Модуль 1

Возникновение и развитие Русского государства (IX в – 1917 г.)

Тема 1. Возникновение и развитие древнерусской народности и государственности

Расселение и объединение восточных славян на территории Древней Руси. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. Религиозные верования славян. Крещение Руси.

Тема 2. Русь в период феодальной раздробленности

Географические, экономические и исторические факторы феодальной раздробленности. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в. Монголо-татарское нашествие на Русь. Ордынское иго. Культура Древней Руси (VI-XIII вв.).

 

Тема 3. Формирование российского национального государства (XIV – XVI вв.).

Предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы за великое княжение Владимирское. Первые Московские князья. Куликовская битва. Свержение монгольского ига и завершение объединения русских земель.

 

Тема 4. Эпоха Ивана Грозного

Иван IV (Грозный) – первый российский царь. Социальный и политический строй России к середине XVI в. Период внутренних реформ и внешних политических успехов 40-х – 50-х годов. Опричнина – эпоха террора. Культура Руси XIV – начала XVI вв.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: