Министерство образования и науки
Российской Федерации
Рубцовский индустриальный институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический
Университет им. И.И. Ползунова»
В.В. Кузнецов
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Учебно-методическое пособие
для бакалавров всех направлений
Рубцовск 2014
ББК 63.(2)
Кузнецов В.В. Отечественная история: Учебно-методическое пособие для бакалавров всех направлений / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2014. – 33 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам-бакалаврам всех форм обучения при изучении курса истории, написании контрольных работ и подготовке к итоговой аттестации. Изложена программа курса, содержится учебная и дополнительная литература, словарь терминов, что помогает студенту при самостоятельной подготовке теоретического материала.
Рассмотрено и одобрено
на заседании НМС РИИ.
Протокол №9 от 26.12.14.
|
|
Рецензент: к.фсф.н. О.В. Боровкова
© Рубцовский индустриальный институт, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 4 |
Содержание дисциплины | 6 |
Тесты для самоконтроля | 8 |
Тематика контрольных работ, рефератов и требования к их выполнению | 14 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | 18 |
Словарь терминов по истории России | 21 |
Введение
Дисциплина составляет важнейшую часть всей гуманитарной подготовки студентов, основное ее звено. Она позволяет рассматривать историю Отечества в контексте европейской истории, осознавать место России в современном мире, формирует культуру мышления, навыки анализа и обобщения информации, вырабатывает у студентов чувства патриотизма и уважения к культурным традициям народов и обществ.
Цель данного курса – изучить основные вехи в истории России. Показать общие и отличительные черты на фоне общемировой (главным образом европейской истории). На базе полученных знаний помочь студентам овладеть искусством самостоятельно анализировать исторические факты и явления на основе научной методологии, оценивать историческую аргументацию в современной литературе и делать обоснованные выводы из исторического опыта.
Задачи:
· сформировать у студентов систему эмпирических, теоретических и аксиологических представлений об историческом процессе в России;
· активизировать познавательную деятельность студентов, обучить методам рационального объяснения исторических феноменов;
· воспитать чувство уважения к прошлому России;
|
|
· развить у студентов способность выбора личностных ориентаций социального поведения.
В результате освоения дисциплины у студентов должны сформироваться следующие компетенции:
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОК-1 | Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-3 | Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества |
ОК-14 | - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям |
ОК-15 | - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
· методы и источники изучения истории;
· основные события и процессы Отечественной истории, осознавать роль и место России в истории человечества и в современном мире;
· основные социальные и культурные различия образа жизни и особенности национального самосознания различных народов и культур;
· основные социальные и культурные различия образа жизни и особенности национального самосознания различных народов и культур;
· сущность, формы, функции исторического знания;
уметь:
· анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
· выявлять проблемы, причинно-следственные связи, закономерности и главные тенденции развития исторического процесса;
· использовать теоретические знания в области истории для выработки толерантного восприятия исторических и культурных традиций различных народов;
· анализировать факты и прогнозировать развитие общества;
владеть:
· методологией и теорией исторической науки;
· навыками использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации;
· основными понятиями, приемами и методами формирования уважительного и толерантного отношения к историческому прошлому и традициям своего Отечества, населяющих его народов;
· основами исторического мышления, навыками сбора, систематизации и самостоятельного анализа информации о социально-политических и экономических процессах.
Содержание дисциплины
Модуль 1
Возникновение и развитие Русского государства (IX в – 1917 г.)
Тема 1. Возникновение и развитие древнерусской народности и государственности
Расселение и объединение восточных славян на территории Древней Руси. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. Религиозные верования славян. Крещение Руси.
Тема 2. Русь в период феодальной раздробленности
Географические, экономические и исторические факторы феодальной раздробленности. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в. Монголо-татарское нашествие на Русь. Ордынское иго. Культура Древней Руси (VI-XIII вв.).
Тема 3. Формирование российского национального государства (XIV – XVI вв.).
Предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы за великое княжение Владимирское. Первые Московские князья. Куликовская битва. Свержение монгольского ига и завершение объединения русских земель.
Тема 4. Эпоха Ивана Грозного
Иван IV (Грозный) – первый российский царь. Социальный и политический строй России к середине XVI в. Период внутренних реформ и внешних политических успехов 40-х – 50-х годов. Опричнина – эпоха террора. Культура Руси XIV – начала XVI вв.
|
|