«Определение просадки и безопасной скорости движения судов и составов на мелководье»
Целью лабораторной работы является закрепление и углубление теоретических знаний по обеспечению безопасности движения судов и составов на мелководных участках внутренних водных путей.
Для обеспечения безопасности плавания практический интерес представляет определение безопасной скорости движения судна (состава) при прохождении мелководных участков, которая влияет на величину просадки судна, а также определение величины падения скорости судна на мелководье.
Скорость движения на мелководье определяется по выражению:
.
| (15.1) |
Величину просадки речных судов и толкаемых составов по корме можно определить по формуле:
,
| (15.2) |
где
– числовой коэффициент:
для речных самоходных судов при водоизмещении менее 2000 т
;
| (15.3) |
для грузовых судов и составов водоизмещением более 2000 т
.
| (15.4) |
Для судов средних размеров
=80
115 м, эксплуатируемых в бассейнах сибирских рек:
для грузовых теплоходов
;
| (15.5) |
для пассажирских судов
.
| (15.6) |
Здесь
и
числовые коэффициенты, определяемые по выражениям:
;
| (15.7) |
.
| (15.8) |
Данные расчетные зависимости справедливы для
.
Для крупнотоннажных речных и «река-море» плавания судов уточненная зависимость, учитывающая форму судовых обводов, имеет вид:
,
| (15.9) |
где
– отношение коэффициента полноты носовой и кормовой половин диаметрального батокса корпуса судна;
– число Фруда.
Значение коэффициента полноты кормовой части диаметрального батокса для толкаемого состава определяется по формуле:
,
| (15.10) |
где
,
– длина и осадка толкача, м;
,
– длина и осадка барж, м.
С достаточной точностью величину безопасной скорости движения
при условии некасания дна водоема днищем корпуса судна можно определить по выражению, м/с:
,
| (15.11) |
где
;
| (15.12) |
;
| (15.13) |
.
| (15.14) |
– длина судна или состава, м;
– скорость течения, м/с;
– глубина на участке, м;
– ширина судна, м;
– осадка судна, м;
– количество рядов в составе (для одиночных судов
= 1);
– количество барж в ряду (для одиночных судов
= 1);
– коэффициент полноты водоизмещения судна или баржи;
– коэффициент стеснения потока.
;
| (15.15) |
– площадь сечения русла,
;
– коэффициент полноты поперечного сечения стесненного русла. В расчетах можно принять
= 0,7;
– ширина русла по «зеркалу», м;
– коэффициент полноты мидель-шпангоута;
– первая критическая скорость, м/c;
| (15.16) |
При расхождении судов (составов) влияние судна-партнера на динамическую просадку рассматриваемого судна сводится главным образом к дополнительному стеснению потока. Поэтому безопасные скорости движения при расхождении с однотипными судами или составами могут быть рассчитаны по выражению (15.11) с той лишь разницей, что в формулах (15.12-15.15) величина стеснения
должна быть удвоена.
Расчеты провести для
=0,7; 0,8; 0,9 и трех режимах работы движителей
;
;
и ширине русла по «зеркалу»
= 200; 400; 600; 800 м. По результатам расчетов построить графическую зависимость
.
Контрольные вопросы к лабораторной работе №15
1. Что такое безопасная скорость?
2. Факторы выбора безопасной скорости?
3. В чем проявляется влияние мелководья на движущееся судно?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технико-эксплуатационные характеристики судов
| Наименование Исходных данных | Сормовский | Сормовский (Португ.) | Волга | Сибирский | Сибирский | Морской | Нижегородец |
| 1557 | 488АМ | 19610 | 02225 | 292 | 1814 | 16511 | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1. Основные размеры (расчетные) и характеристики судна: | |||||||
1.1. Длина, , м
| 110,5 | 112,5 | 134,5 | 121,7 | 124,0 | 83,3 | 99,0 |
1.2. Ширина, , м
| 13,0 | 13,0 | 16,4 | 15,6 | 15,4 | 12,0 | 16,2 |
1.3. Осадка, , м
| 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,2 | 3,0 | 3,3 | 3,5 |
1.4. Коэффициент полноты ватерлинии,
| 0,891 | 0,845 | 0,860 | 0,895 | 0,895 | 0,880 | 0,868 |
1.5. Коэффициент водоизмещения,
| 0,818 | 0,782 | 0,830 | 0,910 | 0,920 | 0,809 | 0,792 |
1.6. Коэффициент мидель-шпангоута,
| 0,990 | 0,987 | 0,980 | 0,990 | 0,990 | 0,895 | 0,993 |
1.7. Коэффициент диаметрального батокса,
| 0,920 | 0,900 | 0,900 | 0,840 | 0,830 | 0,890 | 0,910 |
1.8. Боковая площадь парусности, , м
| 480 | 490 | 580 | 542 | 525 | 320 | 520 |
1.9. Отстояние ЦП от ЦМ, , м
| -3,5 | -4,0 | -4,0 | -3,5 | -3,5 | -2,1 | -3,0 |
1.10. Мощность главных двигателей, , кВт
| 970 | 1275 | 1940 | 1324 | 1324 | 1030 | 1800 |
1.11. Число главных двигателей, , ед.
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
1.12. Частота вращения главных двигателей, об/мин.
| 330 | 375 | 320 | 300 | 300 | 300 | 375 |
1.13. Диаметр винта, , м
| 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,500 | 1,70 | 1,9 | 2,2 |
Продолжение табл.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.14. Шаг винта, , м
| 1,8 | 1,4 | 1,6 | 1,572 | 1,23 | 1,4 | 1,97 |
1.15. Дисковое отношение,
| 0,502 | 0,631 | 0,745 | 0,630 | 0,640 | 0,502 | 0,680 |
1.16. Число винтов, , ед.
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. Тип органа управления | * | * | * | * | * | * | * |
1.18. Скорость движения, , км/ч
| 21,0 | 21,0 | 21,5 | 19,10 | 20,5 | 20,5 | 21,5 |
1.19. Сопротивление воды движению судна, , кН
| 95,0 | 110,0 | 165,0 | 168,0 | 171,0 | 76,0 | 120,0 |
1.20. Масса якоря, , т
| 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 1,4 | 2,5 |
1.21. Калибр якорной цепи, , мм
| 43 | 43 | 43 | 43 | 43 | 41 | 43 |
1.22. Отношение коэффициента полноты носовой и кормовой половин диаметрального батокса
| 1,035 | 1,024 |
Примечание:
1. * Рули (2), насадки (2)+средний руль.
2. Тип рулевого органа судна задается преподавателем.
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | ||||
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
| И. Щепетов | Ладога | Ладога | Ладога | Сормовский | |
| 1810 | 16511 | 16511 | 16510 | 289 | |
| 1.1. | 100,0 | 78,0 | 77,6 | 79,4 | 110,2 |
| 1.2. | 16,0 | 11,8 | 12,0 | 11,8 | 13,0 |
| 1.3. | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,75 |
| 1.4 | 0,794 | 0,848 | 0,848 | 0,848 | 0,891 |
| 1.5. | 0,784 | 0,744 | 0,760 | 0,780 | 0,818 |
| 1.6. | 0,993 | 0,990 | 0,990 | 0,990 | 0,997 |
| 1.7. | 0,920 | 0,900 | 0,920 | 0,900 | 0,920 |
| 1.8. | 540 | 280 | 280 | 320 | 510 |
| 1.9. | -3,0 | -3,0 | -3,0 | -3,5 | -3,6 |
| 1.10. | 1800 | 1280 | 1280 | 862 | 975 |
| 1.11. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 375 | 300 | 300 | 300 | 320 |
| 1.13. | 2,2 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,9 |
| 1.14. | 1,97 | 1,26 | 1,32 | 1,35 | 1,8 |
| 1.15. | 0,660 | 0,540 | 0,540 | 0,540 | 0,560 |
| 1.16. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | * | * | * | * | * |
| 1.18. | 21,8 | 22,5 | 23,0 | 19,8 | 20,0 |
| 1.19. | 120,0 | 86,0 | 93,0 | 71,0 | 97,0 |
| 1.20. | 2,5 | 1,75 | 1,75 | 1,75 | 1,5 |
| 1.21. | 43 | 43 | 43 | 43 | 43 |
| 1.22. | |||||
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | ||||
| 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
| Балтийский | Балтийский | Волго-Балт | Волго-Балт | Якутск | |
| 613 | 781Э | 791 | 2-95А | 1743 | |
| 1.1. | 90,2 | 92,1 | 110,2 | 110,6 | 105,0 |
| 1.2. | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 14,8 |
| 1.3. | 3,4 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,0 |
| 1.4 | 0,760 | 0,875 | 0,887 | 0,904 | 0,880 |
| 1.5. | 0,762 | 0,780 | 0,816 | 0,825 | 0,827 |
| 1.6. | 0,990 | 0,970 | 0,998 | 0,994 | 0,998 |
| 1.7. | 0,880 | 0,900 | 0,900 | 0,910 | 0,905 |
| 1.8. | 410 | 395 | 440 | 510 | 373 |
| 1.9. | -3,5 | -1,8 | -5,2 | -4,9 | -1,8 |
| 1.10. | 1280 | 882 | 882 | 1030 | 1030 |
| 1.11. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 330 | 300 | 300 | 300 | 300 |
| 1.13. | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 1,65 | 1,7 |
| 1.14. | 1,6 | 1,76 | 1,75 | 2,0 | 1,65 |
| 1.15. | 0,561 | 0,510 | 0,510 | 0,581 | 0,58 |
| 1.16. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | * | * | * | * | * |
| 1.18. | 23,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,8 |
| 1.19. | 97,9 | 71,0 | 75,0 | 94,0 | 105,0 |
| 1.20. | 1,5 | 1,5 | 1,75 | 1,75 | 1,5 |
| 1.21. | 43 | 43 | 43 | 43 | 43 |
| 1.22. | 1,032 | 1,065 | |||
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | ||||
| 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
| Волго-Балт (Чеш.) | Амур | Волжский (укороч.) | СТК | Контейнеровоз | |
| КУ92-040 | 925А | 0574-АМ | 326.1 | 326 | |
| 1.1. | 112,4 | 112,4 | 103,8 | 78,0 | 78,1 |
| 1.2. | 13,0 | 13,0 | 16,5 | 11,6 | 11,6 |
| 1.3. | 3,5 | 3,5 | 3,49 | 3,2 | 3,0 |
| 1.4. | 0,895 | 0,875 | 0,945 | 0,925 | 0,945 |
| 1.5. | 0,920 | 0,920 | 0,830 | 0,837 | 0,833 |
| 1.6. | 0,990 | 0,990 | 0,996 | 0,990 | 0,990 |
| 1.7. | 0,895 | 0,895 | 0,854 | 0,940 | 0,940 |
| 1.8. | 660 | 750 | 800 | 600 | 600 |
| 1.9. | -3,5 | -3,5 | -2,6 | -1,0 | -1,0 |
| 1.10. | 1030 | 1030 | 1765 | 882 | 882 |
| 1.11. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 300 | 300 | 375 | 250 | 250 |
| 1.13. | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,79 | 1,79 |
| 1.14. | 1,7 | 1,7 | 1,5 | 1,86 | 1,80 |
| 1.15. | 0,641 | 0,641 | 0,621 | 2,59 | 2,59 |
| 1.16. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | * | * | * | Комплекс
Энкеля
= 2,59
| Комплекс
Энкеля
=2,59
|
| 1.18. | 19,0 | 19,0 | 21,0 | 21,5 | 21,0 |
| 1.19. | 100,0 | 103,0 | 130,0 | 90,0 | 80,0 |
| 1.20. | 1,75 | 1,75 | 2,0 | 1,25 | 1,2 |
| 1.21. | 43 | 43 | 43 | 34 | 34 |
| 1.22. | |||||
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | |||||
| 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
| Овощевоз | Финский 1000/800 | Онего | Нефтерудовоз | Волго-нефть | Волго-нефть | |
| 19620 | ТУ-3-100А | 1553 | 1577 | 550А | ||
| 1.1. | 83,0 | 78,0 | 72,0 | 115,3 | 128,6 | 128,6 |
| 1.2. | 12,0 | 11,0 | 11,0 | 13,2 | 16,5 | 16,5 |
| 1.3. | 1,8 | 2,4 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
| 1.4. | 0,933 | 0,891 | 0,738 | 0,893 | 0,902 | 0,902 |
| 1.5. | 0,857 | 0,824 | 0,765 | 0,823 | 0,845 | 0,825 |
| 1.6. | 0,998 | 0,995 | 0,992 | 0,998 | 0,998 | 0,998 |
| 1.7. | 0,975 | 0,910 | 0,900 | 0,905 | 0,915 | 0,915 |
| 1.8. | 620 | 272 | 320 | 560 | 540 | 580 |
| 1.9. | +2,0 | -1,8 | -1,5 | -5,1 | -5,1 | -5,1 |
| 1.10. | 880 | 588 | 1370 | 882 | 1470 | 1470 |
| 1.11. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 250 | 350 | 350 | 300 | 375 | 375 |
| 1.13. | 1,7 | 1,5 | 1,8 | 1,7 | 1,55 | 1,55 |
| 1.14. | 1,7 | 1,43 | 1,85 | 1,75 | 1,5 | 1,50 |
| 1.15. | 0,610 | 0,450 | 0,720 | 0,720 | 0,620 | 0,620 |
| 1.16. | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | * | * | * | * | * | * |
| 1.18. | 18,0 | 19,0 | 22,0 | 20,3 | 20,0 | 20,0 |
| 1.19. | 70,0 | 55,0 | 94,0 | 99,0 | 130,0 | 115,0 |
| 1.20. | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,75 | 2,0 | 2,0 |
| 1.21. | 34 | 34 | 34 | 43 | 43 | 43 |
| 1.22. | 1,028 | 1,066 | ||||
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | |||
| 29 | 30 | 31 | 32 | |
| Волгонефть | Ленанефть | Ленанефть | Волго-Дон | |
| 630 | 621 | Р-77 | 507Б | |
| 1.1. | 134,1 | 117,7 | 105,0 | 135,0 |
| 1.2. | 16,5 | 14,8 | 14,0 | 16,5 |
| 1.3. | 3,5 | 3,1 | 2,5 | 3,5 |
| 1.4. | 0,914 | 0,898 | 0,880 | 0,935 |
| 1.5. | 0,843 | 0,856 | 0,827 | 0,851 |
| 1.6. | 0,999 | 0,998 | 0,993 | 0,996 |
| 1.7. | 0,920 | 0,950 | 0,880 | 0,905 |
| 1.8. | 600 | 368 | 368 | 630 |
| 1.9. | -4,5 | -2,1 | -2,1 | -5,3 |
| 1.10. | 1765 | 970 | 970 | 1475 |
| 1.11. | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 375 | 330 | 330 | 375 |
| 1.13. | 1,7 | 1,7 | 1,7 | 1,8 |
| 1.14. | 1,307 | 1,65 | 1,65 | 1,5 |
| 1.15. | 0,872 | 0,724 | 0,724 | 0,621 |
| 1.16. | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | * | * | * | * |
| 1.18. | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 20,0 |
| 1.19. | 142,0 | 125,0 | 85,0 | 145,0 |
| 1.20. | 2,25 | 2,0 | 1,5 | 1,75 |
| 1.21. | 46 | 46 | 43 | 43 |
| 1.22. | 1,090 | |||
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | ||||
| 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | |
| Волго-Дон | Волжский без приставки | Волжский с приставкой | Калининград | Шестая пятилетка | |
| 1565 | 05074 | 05074 | 05074-М | 21-88 | |
| 1.1. | 135,0 | 135,0 | 256,0 | 100,0 | 90,0 |
| 1.2. | 16,5 | 16,4 | 16,5 | 12,2 | 13,0 |
| 1.3. | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 2,8 | 2,9 |
| 1.4. | 0,935 | 0,935 | 0,935 | 0,903 | 0,902 |
| 1.5. | 0,841 | 0,851 | 0,851 | 0,818 | 0,837 |
| 1.6. | 0,996 | 0,997 | 0,997 | 0,997 | 0,998 |
| 1.7. | 0,905 | 0,910 | 0,910 | 0,920 | 0,900 |
| 1.8. | 580 | 800 | 1200 | 267 | 253 |
| 1.9. | -5,5 | -5,6 | -4,8 | -1,2 | -1,0 |
| 1.10. | 1322 | 1765 | 1765 | 773 | 735 |
| 1.11. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 375 | 375 | 375 | 300 | 350 |
| 1.13. | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,7 | 1,63 |
| 1.14. | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,89 | 1,47 |
| 1.15. | 0,621 | 0,621 | 0,621 | 0,551 | 0,452 |
| 1.16. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | * | * | * | * | * |
| 1.18. | 20,0 | 20,0 | 19,0 | 20,0 | 19,0 |
| 1.19. | 145,0 | 150,0 | 170,0 | 98,0 | 72,0 |
| 1.20. | 1,75 | 1,75 | 1,75 | 1,75 | 1,2 |
| 1.21. | 43 | 43 | 43 | 43 | 34 |
| 1.22. | 1,083 | 1,037 | |||
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | ||||
| 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | |
| Окский | Русь | В. Ильич | М.Горький | В.Куйбышев | |
| Р-97Т | 302 | 301 | Q-040 | 92016 | |
| 1.1. | 90,0 | 124,5 | 118,0 | 102,9 | 126,5 |
| 1.2. | 15,0 | 16,0 | 16,0 | 12,8 | 16,0 |
| 1.3. | 2,3 | 3,0 | 2,8 | 2,2 | 2,85 |
| 1.4. | 0,887 | 0,867 | 0,862 | 0,800 | 0,810 |
| 1.5. | 0,813 | 0,675 | 0,677 | 0,700 | 0,700 |
| 1.6. | 0,995 | 0,898 | 0,888 | 0,965 | 0,970 |
| 1.7. | 0,920 | 0,910 | 0,900 | 0,920 | 0,910 |
| 1.8. | 265 | - | 1200 | - | 1300 |
| 1.9. | -2,2 | - | +2,0 | - | +1,5 |
| 1.10. | 558 | 2208 | 2208 | 1325 | 2208 |
| 1.11. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
| 1.12. | 300 | 375 | 375 | 375 | 350 |
| 1.13. | 1,2 | 1,8 | 1,8 | 1,75 | 1,9 |
| 1.14. | 1,05 | 1,675 | 1,600 | 1,280 | 1,450 |
| 1.15. | 0,481 | 0,652 | 0.673 | 0,650 | 0,625 |
| 1.16. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
| 1.17. | * | рули (5)
комплекс Энкеля =2,6
| рули (5)
комплекс Энкеля =2,6
| рули (2) | рули (3) |
| 1.18. | 16,5 | 25,4 | 25,4 | 22,0 | 26,1 |
| 1.19. | 64,0 | 138,0 | 144,0 | 69,0 | 160,4 |
| 1.20. | 1,0 | 1,6 | 1,62 | 1,25 | 1,75 |
| 1.21. | 25 | 47 | 47 | 37 | 46 |
| 1.22. | 1,017 | 1,078 | 1,034 | 1,041 | |
Продолжение табл.
|
№ | Тип и проект судна, вариант | |||
| 43 | 44 | 45 | 46 | |
| С. Есенин | Севан | Родина | А.Никитин | |
| Q-065 | 646 | 588 | 26-37 | |
| 1.1. | 83,0 | 62,0 | 90,0 | 90 |
| 1.2. | 13,0 | 9,4 | 12,0 | 11,65 |
| 1.3. | 1,65 | 2,2 | 2,2 | 2,2 |
| 1.4. | 0,805 | 0,765 | 0,775 | 0,780 |
| 1.5. | 0,670 | 0,600 | 0,570 | 0,560 |
| 1.6. | 0,980 | 0,845 | 0,860 | 0,866 |
| 1.7. | 0,920 | 0,900 | 0,900 | 0,910 |
| 1.8. | - | - | 850 | 870 |
| 1.9. | - | - | +1,9 | +1,4 |
| 1.10. | 658 | 588 | 882 | 1158 |
| 1.11. | 2 | 2 | 3 | 3 |
| 1.12. | 420 | 300 | 250 | 570 |
| 1.13. | 1,25 | 1,25 | 1,6 | 1,68 |
| 1.14. | 1,125 | 1,40 | 2,0 | 1,73 |
| 1.15. | 0,625 | 0,553 | 0,550 | 0,499 |
| 1.16. | 3 | 2 | 3 | 3 |
| 1.17. | Рули (3) | Рули (2) | Рули (3) | Рули (3) |
| 1.18. | 22,6 | 22,0 | 25,0 | 26,0 |
| 1.19. | 70,0 | 44,0 | 79,0 | 82,0 |
| 1.20. | 1,46 | 1,40 | 1,35 | 1,35 |
| 1.21. | 37 | 34 | 34 | 34 |
| 1.22. | 1,215 | |||
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | ||
| 47 | 48 | 49 | |
| Композитор Глазунов | Дунай | ОТ2400+4 секции | |
| 785 | 305 | Н3291+1787У | |
| 1.1. | 76,0 | 76,0 | 275,8 |
| 1.2. | 9,6 | 10,5 | 28,0 |
| 1.3. | 1,9 | 1,4 | 3,5 |
| 1.4. | 0,810 | 0,800 | 0,983 |
| 1.5. | 0,710 | 0,740 | 0,900 |
| 1.6. | 0,990 | 0,970 | 0,997 |
| 1.7. | 0,920 | 0,900 | 0,920 |
| 1.8. | 620 | 600 | - |
| 1.9. | +1,2 | +2,5 | - |
| 1.10. | 588 | 588 | 1766 |
| 1.11. | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 275 | 275 | 375 |
| 1.13. | 1,5 | 1,1 | 1,85 |
| 1.14. | 2,2 | 1,1 | 1,52 |
| 1.15. | 0,550 | 0,650 | 0,891 |
| 1.16. | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | Рули (2) | Рули (2) | Рули (2) |
| 1.18. | 20,0 | 19,0 | 15,8 |
| 1.19. | 38,0 | 40,0 | 260,0 |
| 1.20. | 0,6 | 1,25 | 1,75 |
| 1.21. | 34 | 34 | 43 |
| 1.22. | 1,05 | ||
Продолжение табл.
| № | Тип и проект судна, вариант | |||
| 50 | 51 | 52 | 53 | |
| ОТ2000+ 4 секции | ОТ2000 + 2 секции | Дунайский+ 2 секции | Дунайский+ 2 секции | |
| 428+1787 | 428+1787 | 749; 112+1787 | 749; 112+Р-79А | |
| 1.1. | 237,2 | 237,2 | 232,8 | 135,6 |
| 1.2. | 28,0 | 14,0 | 14,0 | 28,0 |
| 1.3. | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 |
| 1.4. | 0,953 | 0,953 | 0,953 | 0,972 |
| 1.5. | 0,904 | 0,904 | 0,904 | 0,897 |
| 1.6. | 0,997 | 0,997 | 0,997 | 0,998 |
| 1.7. | 0,920 | 0,920 | 0,920 | 0,930 |
| 1.8. | - | - | - | - |
| 1.9. | - | - | - | - |
| 1.10. | 1470 | 1470 | 985 | 985 |
| 1.11. | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 375 | 375 | 350 | 350 |
| 1.13. | 1,71 | 1,71 | 1,87 | 1,87 |
| 1.14. | 1,64 | 1,64 | 1,69 | 1,69 |
| 1.15. | 0,840 | 0,840 | 0,450 | 0,579 |
| 1.16. | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | Насадки (2) | Насадки (2) | Насадки (2) | Насадки (2) |
| 1.18. | 14,4 | 17,5 | 14,9 | 14,0 |
| 1.19. | 170,0 | 120,0 | 100,0 | 120,0 |
| 1.20. | 1,75 | 1,75 | 1,75 | 1,75 |
| 1.21. | 43 | 43 | 43 | 43 |
Продолжение табл.
|
№ | Тип и проект судна, вариант | ||
| 54 | 55 | 56 | |
| ОТ-1500+2секции | ОТ-800+1секция | Волгарь+1секция | |
| Р-153+Р-79А | 758+81500 | Р45Б+1745 | |
| 1.1. | 231,8 | 120,5 | 140,0 |
| 1.2. | 14,0 | 14,0 | 14,0 |
| 1.3. | 3,7 | 3,5 | 3,5 |
| 1.4. | 0,972 | 0,942 | 0,943 |
| 1.5. | 0,897 | 0,872 | 0,863 |
| 1.6. | 0,998 | 0,995 | 0,999 |
| 1.7. | 0,930 | 0,930 | 0,925 |
| 1.8. | - | - | - |
| 1.9. | - | - | - |
| 1.10. | 1102 | 588 | 442 |
| 1.11. | 2 | 2 | 2 |
| 1.12. | 350 | 275 | 350 |
| 1.13. | 2,1 | 1,66 | 1,40 |
| 1.14. | 2,35 | 1,69 | 1,34 |
| 1.15. | 0,480 | 0,450 | 0,525 |
| 1.16. | 2 | 2 | 2 |
| 1.17. | Насадки (2) | Насадки (2) | Насадки (2) |
| 1.18. | 17,5 | 14,2 | 14,8 |
| 1.19. | 130,0 | 60,0 | 52,0 |
| 1.20. | 1,75 | 1,5 | 1,5 |
| 1.21. | 43 | 34 | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Зависимость коэффициентов упора
и момента
винта
на швартовых от шагового отношения
:
1 – винт в насадке; 2 – винт без насадки
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Варианты задания к лабораторной работе № 10
«Крепление груза при плавании в штормовых условиях»
Место установки: Верхняя палуба
| № варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
, м
| 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 6 | 3 | 4 | 5 |
, м
| 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
, т
| 6 | 6 | 18 | 18 | 16 | 14 | 11 | 21 | 10 | 15 |
, сек
| 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 | 7 | 7 | 7 | 6 |
, м
| 2,5 | 3 | 2,5 | 2,5 | 3 | 2,5 | 3 | 3 | 3 | 3,5 |
, м
| 0,9 | 0,8 | 0,5 | 1,2 | 1,0 | 0,6 | 0,7 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
, м
| 3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 |
, м
| 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 |
, м
| 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 |
, сек
| 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5,5 | 6 | 5,5 | 5,5 | 6 |
, м
| 40 | 20 | 35 | 30 | 15 | 25 | 30 | 20 | 42 | 44 |
, м
| 2 | 2 | 1,5 | 1,5 | 2 | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 1,8 | 1,5 |
, град
| 60 | 50 | 45 | 45 | 30 | 60 | 50 | 35 | 60 | 45 |
| 30 | 35 | 25 | 30 | 30 | 30 | 30 | 35 | 35 | 30 |
| 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
,град
| 60 | 50 | 45 | 45 | 30 | 60 | 50 | 35 | 60 | 45 |
| № варианта | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
, м
| 6 | 3 | 4 | 6 | 5 | 3 | 5 | 4 | 6 | 3 |
, м
| 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 4 | 2 |
, т
| 18 | 20 | 15 | 25 | 20 | 17 | 18 | 20 | 21 | 15 |
, сек
| 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 8 |
, м
| 3 | 3 | 4 | 2,5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
, м
| 0,4 | 1,1 | 1,0 | 0,5 | 0,6 | 1,0 | 1,2 | 0,8 | 1,0 | 1,0 |
, м
| 5 | 3 | 5 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 |
, м
| 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 |
, м
| 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 |
, сек
| 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 |
, м
| 35 | 30 | 35 | 40 | 43 | 40 | 35 | 35 | 45 | 42 |
, м
| 1,6 | 2,0 | 2,0 | 2,2 | 2,4 | 2,5 | 3,0 | 2,0 | 1,9 | 2,2 |
, град
| 50 | 45 | 50 | 35 | 40 | 45 | 35 | 40 | 50 | 55 |
| 35 | 30 | 35 | 30 | 35 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
| 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
,град
| 50 | 45 | 50 | 35 | 40 | 45 | 35 | 40 | 50 | 55 |
Характеристики тросов по ГОСТ 7665-80
| ЛК 6 | ЛК 6 | ||
| Диаметр, мм | Разрывное усилие, кН | Диаметр, мм | Разрывное усилие, кН |
| 17 19 20,5 22,5 24,5 26 28 30 32 33,5 37,5 41 45 | 93,40 115,00 139,00 165,50 194,50 226,00 258,00 294,50 333,00 372,50 461,00 558,00 663,50 | 19 22 24 26 28 30 32 35 37 39 43 47 52 | 116,00 144,00 174,00 207,00 243,50 282,50 323,00 368,50 416,50 466,00 576,00 697,00 829,50 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Варианты задания к лабораторной работе № 11
«Плавание в штормовых условиях»
| № варианта | Проект судна | Длина
волны , м
| Поперечная
метацентрическая
высота , м
|
| 1 | КУ92-040 | 80 | 1,9 |
| 2 | 488АМ | 70 | 1,6 |
| 3 | 1570 | 90 | 1,4 |
| 4 | 1557 | 70 | 2,2 |
| 5 | 1810 | 60 | 2,2 |
| 6 | 507Б | 70 | 1,6 |
| 7 | 05074 | 90 | 1,9 |
| 8 | 1577 | 90 | 2,2 |
| 9 | 19610 | 60 | 2,1 |
| 10 | 02225 | 70 | 1,8 |
| 11 | 781Э | 80 | 1,6 |
| 12 | Р-77 | 80 | 1,8 |
| 13 | 488АМ | 70 | 2,0 |
| 14 | 613 | 90 | 2,1 |
| 15 | 791 | 90 | 2,2 |
| 16 | 925А | 80 | 2,7 |
| 17 | 292 | 70 | 2,6 |
| 18 | 16511 | 80 | 2,4 |
| 19 | 0574-АМ | 70 | 2,7 |
| 20 | 1810 | 90 | 2,1 |

Рис.П.4. Универсальная штормовая диаграмма Ю.В. Ремеза
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Варианты задания к лабораторной работе № 12
«Буксировка судов морем»
| № варианта | Проект судна | Высота
волны , м
| Скорость встречного ветра , м/с
|
| 1 | КУ92-040 | 3,8 | 14 |
| 2 | 488АМ | 3,3 | 12 |
| 3 | 1570 | 3,2 | 15 |
| 4 | 1557 | 2,8 | 11 |
| 5 | 1810 | 3,4 | 10 |
| 6 | 507Б | 3,6 | 13 |
| 7 | 05074 | 3,5 | 12 |
| 8 | 1577 | 3,4 | 11 |
| 9 | 19610 | 3,2 | 15 |
| 10 | 02225 | 2,9 | 12 |
| 11 | 781Э | 2,8 | 13 |
| 12 | Р-77 | 3,1 | 14 |
| 13 | 488АМ | 3,0 | 11 |
| 14 | 613 | 3,9 | 17 |
| 15 | 791 | 3,6 | 16 |
| 16 | 925А | 3,4 | 14 |
| 17 | 292 | 3,5 | 12 |
| 18 | 16511 | 2,9 | 13 |
| 19 | 0574-АМ | 3,7 | 15 |
| 20 | 1810 | 3,9 | 15 |
Характеристика снабжения судна
| Характеристика снабжения, | Становые якоря | Масса стоп-анкера, кг | Цепи для становых якорей | |||||
| Более | Не более | Число | Масса каждого якоря, кг | Суммарная длина обеих цепей, м | Калибр | |||
| Категория 1, мм | Категория 2, мм | Категория 3, мм | ||||||
| 10 15 20 | 15 20 25 | 2 2 2 | 35 50 65 | – – – | 110 137,5 165 | – – – | – – – | – – – |
| 25 30 40 | 30 40 50 | 2 2 2 | 80 105 135 | – 35 45 | 165 192,5 192,5 | 11,0
11,0
12,5
Сейчас читают про:
| ||
.
,
;
.
;
.
;
.
,
,
,
;
;
.
;
, м
, м
, м
, м
, м
, кВт
, ед.
об/мин.
, м
, м
, ед.
, км/ч
, кН
, т
, мм
= 2,59
=2,59
, м
, м
, т
, сек
, м
, м
, м
, м
, м
, сек
, м
, м
, град
,град
24
7 ОС (шестипрядный, по 24 проволоки в пряди, с 7 органическими сердечниками)
30
7 ОС (шестипрядный, по 30 проволок в пряди, с 7 органическими сердечниками)
, м
, м
, м
, м/с







