Философско-мировоззренческие представления об опасностях окружающего мира

Тема 1. Человек и среда обитания

 

1. Цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее место и роль дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе подготовки вуза. Основные термины и определения.

2. Философско-мировоззренческие представления об опасностях окружающего мира.

3. Опасность и безопасность. Параметры, характеризующие наличие опасности. Количественные оценки, характеризующие опасность.

4. Понятие об опасных и вредных производственных факторах.

5. Классификация опасностей.

6. Методы и средства обеспечения безопасности. Параметры, характеризующие наличие опасности.

7. Выработка готовности пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

8. Риск. Виды риска. Приемлемый риск.

9. Методические подходы к определению риска. Управление риском.

 

Цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее место и роль дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе подготовки вуза. Основные термины и определения.

С момента появления человека на Земле он живет и действует в условиях постоянно изменяющихся возможных опасностей (звери, стихийные бедствия, угрозы со стороны себе подобных). В настоящее время, кроме вышеперечисленных, появились новые виды опасностей: радиоактивное заражение, электромагнитное излучение, быстро движущиеся машины и механизмы и др. Таким образом, деятельность человека потенциально опасна.

Опасности реализуются в пространстве и во времени и причиняют вред здоровью человека вплоть до летального исхода. Предотвращение опасностей является государственной задачей.

Цель курса ознакомить студентов с существующими и потенциальными опасностями и по возможности научить защищаться от них для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Это приоритетная задача для отдельного человека в обществе и государства. Абсолютной безопасности не существует.

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, а также способ существования человека.

Первоначально планета Земля состояла из трех сфер: литосферы, гидросферы и атмосферы.

Затем появилась биосфера. Биосфера – это все виды жизни. Все эти сферы находились во взаимосвязи и динамическом равновесии.

Из биосферы выделился человек. Он создал техносферу. Техносфера отрицательно воздействует на все сферы, в том числе и на человека.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и техносферы.

Безопасность – состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью, исключено проявление опасности или отсутствие чрезмерной опасности.

Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку и разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Безопасность - это цель, а безопасность жизнедеятельности это средства, пути и методы ее достижения.

Цель безопасности жизнедеятельности - это достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных бедствий и других природных явлений, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.

Свои предметы изучения имеет и безопасность жизнедеятельности. К ним можно отнести физиологические и психологические возможности человека с точки зрения безопасности жизнедеятельности, формирование безопасных условий и оптимизации их и т.д.

Предмет изучения безопасности жизнедеятельности – все виды опасностей.

Рис. 1.1. Схема безопасности учебного заведения.

Опасность – явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Задачи, решаемые безопасностью жизнедеятельности:

1.Идентификация опасностей, т.е. распознавание образа, количественных характеристик и координат опасности.

2.Защита от опасностей.

3.Ликвидация опасностей.

Авария – это происшествие в технической системе без гибели людей.

Катастрофа – это та же авария, но с гибелью людей или пропавших без вести.

Стихийные бедствия – это происшествия, связанные с природными явлениями на Земле и приводящие к разрушению биосферы и гибели людей.

Техносфера – это регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия на него технических средств, в целях наилучшего соответствия своим материальным и другими потребностям. Короче, техносфера – это все, что создано руками человека.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельности человека.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным и негативным.

Характер взаимодействия определяют потоки вещества, энергии и информации.

Например, заасфальтировали дорожку, вспахали поле – это техносфера.

На рис. 1.2. показано схематично взаимодействие человека с биосферой и техносферой. Из него видно, что он в основном взаимодействует с техносферой и мало с биосферой (в основном на отдыхе).

 

Рис. 1.2. Взаимодействие человека с техносферой и биосферой.

Обозначения: 1 – мир человека (круг).

 

Человек непрерывно должен решать две основные задачи:

1. Обеспечивать себя водой, пищей и воздухом.

2. Защищать себя от негативных воздействий, как со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Урбанизация планеты и прирост населения, а также увеличение его плотности, повышают опасность жизни и увеличивают количество аварий и катастроф и жертв при них.

Например, волна цунами в Индийском океане в декабре 2004 года уничтожила около четверти миллиона человек. В среднем за год во всем мире от стихийных бедствий гибнет столько же.

Прежде, чем рассчитать риск, были разработаны аксиомы БЖД в техносфере:

1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере выходят за пределы пороговых или допустимых значений.

2. Источниками техногенных опасностей является элементы техносферы.

3. Техногенные опасности действуют постоянно в пространстве и во времени.

4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, на природную среду и элементы техносферы одновременно.

5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

6. Защита от техногенных опасностей достигается увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты и совершенствованием средств и мер защиты. Например, удаление человека от движущегося транспортного средства или от места взрыва увеличивает его безопасность.

 

Философско-мировоззренческие представления об опасностях окружающего мира

 

На протяжении веков общество заботилось о своих идеологических, религиозных основах, но в последнее время в плане создания некой идейной парадигмы развития общества демократия проявила такое свойство, как легковесность. Так, например, в эпоху развитого социализма в России проблема формирования мировоззренческой культуры личности сводилась к формированию коммунистического, атеистического и других типов мировоззрения. После того как коммунизм и антикоммунизм сошли со сцены как противоборствующие идеологемы, образовался вакуум, который начал активно заполняться мировоззренческим экстремизмом, последствием которого является терроризм, как болезнь современной эпохи.

Гуманистическое мировоззрение нельзя просто усвоить, «вычитать» из книг, его нельзя навязать кому-либо кем-то. Это личностные взгляды и убеждения, прочувствованные и глубоко осознанные, определяющие духовность, ценностные ориентации, собственное «Я», творческое и деятельное отношение к миру, к людям, к своему месту в обществе. Для этого нужны социальная среда, и образование, а также помощь молодым со стороны ученых в поисках истины своего бытия, своего мировоззрения.

Известно, что по форме существования мировоззрение может быть представлено как стихийной, так и организованной формой. Первое тесно связано с путем познания методом проб и ошибок, чаще всего личного житейского опыта, метода размышления «на досуге». Второе формируется в специально созданной для этого среде (научное, учебное учреждение, осмысление и усвоение обобщенных целенаправленно наукой фактов, законов, принципов и свойств явлений). В современном человеке поразительным образом сочетаются обе формы и связанные с ними пути выработки мировоззрений. Современные взгляды, суждения о явлениях мира по существу носят двойственный характер. Мы можем осмыслить любое явление с позиций двух «языков»: бытового житейского опыта и опыта, обобщенного поколениями в организованной научной форме. Часто эти два «языка» по-разному объясняют и квалифицируют одни и те же явления. Форма мировоззрения, которая вырабатывается у человека в специальных условиях, может быть названа также системной, если она опирается на организованное, научное изложение знаний.

Рассмотрим истоки научного мировоззрения, проследив его генезис с помощью таких понятий как мировоззрение, философия и культура. Как и любая другая форма общественного сознания, мировоззрение в историческом развитии прошло несколько фаз. Специфические особенности этих фаз, а также их взаимопереходы станут намного понятнее, если учесть положение К. Маркса о двух способах освоения материальной действительности: практически-духовного (мифологического, художественного) и теоретического (системно-рационализированного). Возникновение мировоззрения исторически связано, по крайней мере, с эпохой родового строя (ритуальное захоронение умерших сородичей, тотемизм и др.); ключ к раскрытию категориальных структур этого первобытного мировоззрения дает мифология, которая исторически предшествует философии.

Все сущее сопротивляется своему разрушению. Человека же отличает то, что за сохранение своей жизни, обеспечение своей безопасности он, как существо разумное, имеет возможность бороться сознательно, упреждающе, проблема лишь в том, как он использует эту возможность. Основным критерием для безопасности является чувство опасности или способность определять социальные или природные явления, которые могут нанести ущерб в настоящем и будущем. Таким образом, на современном этапе жизни нашего общества становится очевидным и актуальным направление формирования нового человека – побуждение личности к безопасному поведению в социуме и природе на основе формирования мировоззренческой устойчивости, как активности в поддержании безопасного общественного и личного бытия. Ведь главным объектом и субъектом безопасности является человек – самое ценное и уязвимое, но наиболее опасное для себя и среды обитания, что существует на Земле.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow