Резервы организма. Гомеостаз, иммунитет, толерантность, адаптация. Мутации. Болезни. Эпидемии

Тема 2. Восприятие человеком негативных факторов окружающей среды

1. Понятие о здоровье. Факторы, определяющие здоровье населения. Виды здоровья. Здоровый образ жизни.

2. Резервы организма. Гомеостаз, иммунитет, толерантность, адаптация. Мутации. Болезни. Эпидемии.

3. Заболеваемость и травматизм как неблагоприятные последствия воздействия негативных факторов.

4. Причины возникновения болезней.

5. Периоды болезней. Исход заболеваний.

6. Врожденная и приобретенная система защиты человека от опасностей.

7. Факторы, определяющие предрасположенность человека к травматизму.

8. Стрессы в жизни человека. Ганс Селье о стрессе. Триада изменений в организме при стрессе.

9. Эвстресс и дистресс. Стадии стресса. Методы выхода из стресса.

10. Проблемы выживаемости. Условия выживаемости человеческих сообществ.

11. Выживаемость отдельных индивидуумов в экстремальных ситуациях.

12. Возможные последствия аварий и катастроф и способы защиты от них.

Понятие о здоровье. Факторы, определяющие здоровье населения. Виды здоровья. Здоровый образ жизни.

 

На земном шаре в настоящее время проживает около 7 млрд. человек и почти все они болеют разными болезнями, по крайней мере, имеют отклонения от нормы.

Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

В соответствии с определением академика РАМН Казначеева В.П., здоровье индивида – это динамическое состояние (процесс) сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности, репродуктивности при максимальной продолжительности активной жизни. Уровень здоровья значительно отличается в зависимости от цикла жизни, что очевидно влияет на выбор критериев и оценку уровня здоровья в соответствии с возрастным периодом жизни человека.

Цель здоровья - обеспечение максимальной продолжительности активной жизни при оптимальных условиях трудоспособности и социальной активности, при сохранении и развитии биологических, психических и физиологических функций в соответствии с возрастно-нормативными моделями развития человека.

Вообще понятие здоровья является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных (приспособительных) возможностей организма.

К факторам, определяющим здоровье населения, относятся:

1) величина реальной заработной платы,

2) продолжительность рабочего дня,

3) степень интенсивности и условия труда,

4) наличие профессиональных вредностей,

5) уровень и характер питания,

6) жилищные условия,

7) образ жизни,

8) состояние здравоохранения в стране

9) санитарно-гигиеническое состояние страны.

Различают физическое, психическое, нравственное, социальное и духовное здоровье.

Физическое здоровье – это естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания умственной и физической работы.

Здоровье психическое (mental health) — это состояние психики, обеспечивающее гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование в трудных ситуациях.

Рассматриваются модели психического здоровья основанные на

а) позитивном определении здоровья, включающем обобщенные характеристики полноценного психического функционирования индивида;

(б) сравнении и противопоставлении патологии (традиционные медицинские классификации психического здоровья).

Психическое здоровье - это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго — изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас — как вариант сексуальной адаптации.

Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения и развития субъективные представления других людей о внешнем мире и их роли в нем. Социальное здоровье измеряется способностью выживания и развития в социально-экономической и политической среде. Может быть выражена отношением того, что личность получает от общества, на единицу того, что она дает обществу.

Нравственное здоровье определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни. Нравственно-здоровый человек, должен сознательно относиться к труду.

По существу все преступники (воры, мошенники, киллеры, фальшивомонетчики и др.) являются нравственно больными людьми.

Духовное здоровье наиболее трудное для определения составляющее здоровья. По определению американского эндокринолога, приверженца многовековой традиции индийской медицины – Аюрведы, доктора Дипак Чопра духовное здоровье – это состояние, в котором индивид чувствует в каждый момент жизни радость и интерес к жизни, гармонию с окружающим миром; состояние, в котором индивид чувствует себя всегда молодым, счастливым, жизнерадостным. Духовно здоровый человек способен использовать творчество и самосозидание, осознавать свою ответственность, соблюдать грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой.

Для обеспечения здоровья необходима активная жизнь и проведение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это активная деятельность людей, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Он включает рационально-организационный активный, трудовой и закаливающий процессы.

В то же время необходима защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Это позволяет сохранять нравственное, физические и психическое здоровье до глубокой старости. ЗОЖ — поведение, укрепляющее или поддерживающее здоровье с объективной и субъективной точки зрения.

Кроме того, ЗОЖ - социологическое понятие, характеризующее: а) степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья; б) степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни; в) степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья.

Понятие ЗОЖ включает плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, а также питания, искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Рациональное питание должно быть умеренным. Считают, что в среднем возрасте на 1 кг массы тела расходуется 7 килокалорий в час. Исходя из этого, человек массой в 50 кг должен в сутки употреблять 8400 ккал, а массой 70 кг – около 12000 ккал.

 

Резервы организма. Гомеостаз, иммунитет, толерантность, адаптация. Мутации. Болезни. Эпидемии.

 

Различают 3 вида резервов организма:

Биохимические резервы - это возможности увеличения скорости протекания и объема биохимических процессов, связанных с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией. Их ослабление приводит к потере иммунитета и развитию аллергии.

Физиологические резервы могут рассматриваться как скрытые возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой с целью достижения оптимального для данных конкретных условий уровня функционирования организма и эффективности деятельности.

Психологические резервы представляют собой врожденные и приобретенные возможности психики, связанные с проявлением психических качеств (память, внимание, мышление и т.д.), с мотивацией деятельности человека и определяющие его тактику и особенности поведения. Они выступают и как механизм мобилизации физиолого-биохимических резервов организма.

Гомеостаз или гомеостазис в физиологии, относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма человека, животных и растений. Термин "гомеостаз" предложен американским физиологом У. Кенноном в 1929 году. Гомеостаз обеспечивается нейро-гуморальными, гормональными, барьерными и выделительными механизмами. Так, например, выравнивание артериального давления осуществляется регуляторными механизмами, вступающими в действие по принципу цепных реакций с обратными связями (изменение давления крови воспринимается барорецепторами сосудов, сигнал о нём передаётся в сосудистые центры, изменение состояния которых ведёт к изменению тонуса сосудов и сердечной деятельности; одновременно раздражаются и хеморецепторы сосудов, включающие систему нейро-гуморальной регуляции, и кровяное давление возвращается к норме). Пример гомеостаза у растений — сохранение постоянства оводнённости листьев путём открывания и закрывания устьиц.

Иммунитет (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо), невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы, несущим чужеродную генетическую информацию. Наиболее частым проявлением иммунитета является невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.

Врождённый иммунитет (неспецифический, конституциональный, видовой) — невосприимчивость, связанная с врождёнными биологическими (наследственно закрепленными) особенностями организма, например иммунитет человека к чуме собак и чуме рогатого скота или иммунитет животных к гонорее и проказе.

Приобретённый иммунитет (специфический) — невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, возникающая в течение жизни организма. Различают естественный и искусственный приобретённый иммунитет. Обе эти формы иммунитета могут быть активными (организм сам вырабатывает антитела после перенесённого заболевания или активной иммунизации) и пассивными (за счёт готовых антител, искусственно вводимых при пассивной иммунизации, например при введении противодифтерийной сыворотки или при проникновении их к плоду от матери через плаценту или к ребёнку через материнское молоко). Активный иммунитет более стойкий и более длительный. При некоторых заболеваниях (например, оспе) он сохраняется всю жизнь, при других (например, корь, скарлатина и т. п.) — многие годы, но по наследству не передаётся.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) иммунологическая - отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности ко всем прочим антигенам. Термины "иммунологический паралич", "арсактивность", "антигенная перегрузка" обозначают разные формы толерантности. Благодаря толерантности к собственным антигенам иммунная система здорового организма не образует антител, которые могли бы повредить клетки и ткани организма. При пересадке органов нет отторжения донорского органа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: