Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

Рыночный спрос – 1) платежеспособная потребность, представленная на рынке; 2) сумма денег, которую покупатели готовы потратить на приобретение необходимых товаров и услуг. Он характеризует желание и способность покупателя приобрести товар.

Спрос может принимать различные формы. Нерегулярный спрос основан на сезонной, часовой потребности (незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы «пик»). Нерациональный спрос – спрос на вредные или антисоциальные товары (сигареты, наркотики). Отрицательный спрос – когда большая часть рынка недолюбливает товар (прививки, медицинские операции). Скрытый спрос возникает, когда потребители не могут его удовлетворить из-за дефицита товаров на рынке. Падающий спрос – постоянное спроса на товар или услугу (снижение посещаемости музеев). Различают также реализованный, ажиотажный, престижный, импульсный спрос и др.

Показатели спроса: объем спроса – количество товара, которое потребители согласны приобрести по определенной цене; цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара. Определяющим фактором рыночного спроса является цена. Чем выше цена, тем меньшее количество товара потребители могут приобрести, и наоборот. Эту зависимость выражает закон спроса: между ценой товара и объемом его покупок существует обратно пропорциональная связь. Графически взаимосвязь между спросом и ценой представлена на рисунке 4.1, где Р – цена товара, Q – количество товара.

 

Рисунок 4.1 – График спроса

 

Закон спроса выражает процесс постепенного убывания спроса. Это происходит не только в результате роста цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая покупка одного и того же товара приносит сравнительно меньшую выгоду, удовлетворение, чем раньше.

На динамику спроса, кроме цены, действуют неценовые факторы, которые двигают кривую спроса вправо при росте спроса или влево при его уменьшении: доходы потребителей; потребительские вкусы; число покупателей; цены на сопряженные товары; потребительские ожидания; степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре.

 




double arrow
Сейчас читают про: