Рынок есть результат исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования, основанным на частной собственности. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами.
Рынок – такая организация общественного производства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
Главные признаки (условия функционирования) рынка:
- многообразие форм собственности и видов предприятий при обязательном наличии и преобладании частной формы собственности;
- экономическая свобода и самостоятельность субъектов хозяйствования (в сочетании с экономической ответственностью вплоть до банкротства);
- поддержка и развитие конкуренции;
- установление равновесных цен в зависимости от спроса и предложения;
- обеспечение принципа примата потребителя;
- устойчивость финансовой и денежной систем;
- открытость экономики, обеспечивающая перелив через границы материальных, финансовых, трудовых ресурсов, товаров и услуг;
- наличие развитой рыночной инфраструктуры.
Рынок выполняет следующие функции:
– регулирующая – через рынок осуществляется регулирование общественного производства, решаются проблемы: что, как и для кого производить;
– посредническая – через рынок устанавливается связь между производителями и потребителями, между спросом и предложением;
– учетная – через рынок происходит учет затрат на производство продукции;
– ценообразующая – на рынке устанавливаются цены под влиянием спроса и предложения;
– дифференцирующая – в процессе конкуренции выживают фирмы, у которых затраты на производство продукции меньше рыночной цены;
– стимулирующая – рынок стимулирует производителей внедрять в производство достижения НТП с целью снижения издержек, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.
Различают следующие виды рынков:
– по объектам купли-продажи: товарные рынки, рынки труда, рынки капитала и рынки ресурсов;
– по географическому положению: местный, региональный, национальный и мировой;
– по отраслям: автомобильный, зерновой и т. д.;
– по объемам продаж: оптовый и розничный;
– по соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный («черный», «теневой»);
– по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигополистический, свободный и смешанный.
Современный рынок невозможен без развитой рыночной инфраструктуры – комплекса рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка. Основными элементами рыночной инфраструктуры являются торговая сеть, биржи, банки, системы связи и информирования, страховые компании, аудиторские службы, рекламные агентства, транспортные компании, системы водо-, электро- и газоснабжения.
Рыночная экономика имеет положительные и отрицательные черты.
К положительным чертам рынка относятся гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и прироста прибыли; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством. Несовершенство рынка проявляется в его негативных чертах:
- рынок не гарантирует право на труд и доход;
- содействует социальному неравенству и не устраняет социальную несправедливость и расслоение на богатых и бедных;
- не создает стимулов для производства товаров и услуг некоммерческого характера (образование, здравоохранение, культура, спорт);
- истощает и загрязняет природную среду;
- не заботится о финансировании фундаментальных научных исследований.
С целью нивелирования несовершенства рыночной экономики ее регулирование осуществляет государство. Экономические функции государства в современной экономике – создание условий для ее эффективного функционирования, поощрения экономического роста; разработка и реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны; прогнозирование и планирование темпов и пропорций экономического развития; обеспечение законодательной базы функционирования экономики; поддержка конкуренции, борьба с монополиями и ростом цен; обеспечение стабильной работы денежной системы; разработка и исполнение государственного бюджета; налаживание и регулирование внешнеэкономической деятельности; проведение социальной политики и социальной защиты.
Методы государственного регулирования экономики:
– правовые методы – установленные государством правила экономического поведения для производителей и потребителей (Конституция, налоговый, трудовой, таможенный кодексы и др.);
– административные методы – различные разрешения и запреты, лицензирование, квотирование, контроль над системообразующими ценами, валютным курсом и т. п.; эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и стимулы;
– экономические методы можно разделить на прямые (целевое финансирование из бюджета, дотации, пособия, льготные кредиты, доплаты) и косвенные (различные рычаги бюджетной, кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, внешнеэкономической, таможенно-тарифной, социальной политики).