Понятие и классификация рынков. Необходимость государственного регулирования экономики

Рынок есть результат исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования, основанным на частной собственности. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами.

Рынок – такая организация общественного производства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Главные признаки (условия функционирования) рынка:

- многообразие форм собственности и видов предприятий при обязательном наличии и преобладании частной формы собственности;

- экономическая свобода и самостоятельность субъектов хозяйствования (в сочетании с экономической ответственностью вплоть до банкротства);

- поддержка и развитие конкуренции;

- установление равновесных цен в зависимости от спроса и предложения;

- обеспечение принципа примата потребителя;

- устойчивость финансовой и денежной систем;

- открытость экономики, обеспечивающая перелив через границы материальных, финансовых, трудовых ресурсов, товаров и услуг;

- наличие развитой рыночной инфраструктуры.

Рынок выполняет следующие функции:

– регулирующая – через рынок осуществляется регулирование общественного производства, решаются проблемы: что, как и для кого производить;

– посредническая – через рынок устанавливается связь между производителями и потребителями, между спросом и предложением;

– учетная – через рынок происходит учет затрат на производство продукции;

– ценообразующая – на рынке устанавливаются цены под влиянием спроса и предложения;

– дифференцирующая – в процессе конкуренции выживают фирмы, у которых затраты на производство продукции меньше рыночной цены;

– стимулирующая – рынок стимулирует производителей внедрять в производство достижения НТП с целью снижения издержек, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Различают следующие виды рынков:

– по объектам купли-продажи: товарные рынки, рынки труда, рынки капитала и рынки ресурсов;

– по географическому положению: местный, региональный, национальный и мировой;

– по отраслям: автомобильный, зерновой и т. д.;

– по объемам продаж: оптовый и розничный;

– по соответствию действующему законодательству: легальный и нелегальный («черный», «теневой»);

– по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигополистический, свободный и смешанный.

Современный рынок невозможен без развитой рыночной инфраструктуры – комплекса рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка. Основными элементами рыночной инфраструктуры являются торговая сеть, биржи, банки, системы связи и информирования, страховые компании, аудиторские службы, рекламные агентства, транспортные компании, системы водо-, электро- и газоснабжения.

Рыночная экономика имеет положительные и отрицательные черты.

К положительным чертам рынка относятся гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и прироста прибыли; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством. Несовершенство рынка проявляется в его негативных чертах:

- рынок не гарантирует право на труд и доход;

- содействует социальному неравенству и не устраняет социальную несправедливость и расслоение на богатых и бедных;

- не создает стимулов для производства товаров и услуг некоммерческого характера (образование, здравоохранение, культура, спорт);

- истощает и загрязняет природную среду;

- не заботится о финансировании фундаментальных научных исследований.

С целью нивелирования несовершенства рыночной экономики ее регулирование осуществляет государство. Экономические функции государства в современной экономике – создание условий для ее эффективного функционирования, поощрения экономического роста; разработка и реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны; прогнозирование и планирование темпов и пропорций экономического развития; обеспечение законодательной базы функционирования экономики; поддержка конкуренции, борьба с монополиями и ростом цен; обеспечение стабильной работы денежной системы; разработка и исполнение государственного бюджета; налаживание и регулирование внешнеэкономической деятельности; проведение социальной политики и социальной защиты.

Методы государственного регулирования экономики:

– правовые методы – установленные государством правила экономического поведения для производителей и потребителей (Конституция, налоговый, трудовой, таможенный кодексы и др.);

– административные методы – различные разрешения и запреты, лицензирование, квотирование, контроль над системообразующими ценами, валютным курсом и т. п.; эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и стимулы;

– экономические методы можно разделить на прямые (целевое финансирование из бюджета, дотации, пособия, льготные кредиты, доплаты) и косвенные (различные рычаги бюджетной, кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, внешнеэкономической, таможенно-тарифной, социальной политики).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: