При условии отсутствия гидравлических потерь на впуске в цилиндр (при бесконечно медленном перемещении поршня на малой скорости воздуха и газа) и равенства температур воздуха и стенок цилиндра параметры свежего заряда р 0, Т 0 (для 4-х тактного двигателя без наддува) или р к, Т к (для 4-х тактного двигателя с наддувом и 2-х тактного двигателя) в конце процесса наполнения были бы такими же, как и во впускном коллекторе. В цилиндр двигателя при этих условиях поступил бы теоретический весовой заряд
(3.2)
где — плотность воздуха на впуске(при р 0, Т 0 или р к, Т к.).
В действительности процесс наполнения является весьма сложным процессом, характер которого зависит от многих факторов.
Сложность процесса обусловлена следующими обстоятельствами:
1) процесс является неустановившимся, так как скорость свежего заряда в процессе наполнения непрерывно меняется, что обусловлено переменной скоростью поршня и непрерывно изменяющейся площадью проходных сечений органов впуска;
|
|
2) процесс наполнения сопровождается теплообменом воздуха с нагретыми поверхностями,, причем теплообмен носит неустановившийся характер вследствие непрерывного изменения как температуры воздуха, так и температуры поверхности теплообмена;
3) в процессе наполнения происходит перемешивание поступающего свежего заряда и остаточных газов, которые также участвуют в теплообмене;
4) процесс наполнения сопровождается гидравлическими потерями во впускной системе;
5) протекание процесса наполнения зависит от процессов, происходящих в системе выпуска.
Перечисленные явления, сопровождающие процесс наполнения, приводят к тому, что давление воздуха в цилиндре в процессе наполнения оказывается меньше, а температура больше, чем во впускном коллекторе, и поэтому, действительный весовой заряд цилиндра оказывается меньше теоретического.
Качество процесса наполнения оценивается коэффициентом наполнения.
Коэффициентом наполнения называется отношение количества воздуха (в килограммах или молях), действительно поступившего в цилиндр и оставшегося после закрытия органов газораспределения, к тому количеству воздуха, которое могло бы поместиться в рабочем объеме цилиндрa при давлении и температуре среды перед впускными органами:
(3.3)
где и - соответственно количество киломолей и масса, кг, свежего заряда; -объем свежего заряда приведенный к условиям на впуске(р 0, Т 0 или р к, Т к ), м3; и -количество киломолей и масса, кг, свежего заряда, теоретически способного заполнить рабочий объем цилиндра; — плотность воздуха на впуске(при р 0, Т 0 или р к, Т к.); -рабочий объем цилиндра.
|
|
Количество воздуха, поступившего в цилиндр и оставшееся в нем после закрытия органов газораспределения, называется действительным или индикаторным весовым зарядом.
Для бензинового двигателя при подсчете коэффициента наполнения пренебрегают топливом, содержащим в смеси, и учитывают только воздух, что мало сказывается на получаемом значении
В отличие от индикаторного полным весовым зарядом gвп называется количество воздуха, которое прошло в цилиндр через органы впуска в течение всего процесса наполнения.
Отношение полного заряда к индикаторному называется коэффициентом продувки:
По опытным данным для четырехтактных двигателей без наддува
= 0,8 0,9; == 1,0 1,05;
для четырехтактных двигателей с наддувом
=0,85 0,95; = 1,05 1,3.