Рабочее тело в конце процесса наполнения представляет собой смесь воздуха и остаточных газов, а в бензиновом двигателе смесь воздуха, топлива и остаточных газов. Эту смесь принято называть рабочей. Температура поступающего в цилиндр воздуха повышается за счет подогрева его от соприкосновения со стенками и смешения с остаточными газами. Учет подогрева заряда от соприкосновения с горячими поверхностями был введен советским ученым Е. К. Мазингом в качестве дополнения к методу В. И. Гриневецкого.
Подогрев заряда зависит:
— от температуры поступающего воздуха и температуры стенок;
— от размеров цилиндра;
— от режима работы двигателя;
— от условий охлаждения цилиндра.
По опытным данным:
— для четырехтактных двигателей с наддувом (без промежуточного охлаждения воздуха) 0 10°;
— для дизелей без наддува 10 30°;
— для двухтактных дизелей 5 10°.
Температуру рабочей смеси в конце наполнения можно определить из уравнения теплового баланса. Пренебрегая продувкой и дозарядкой цилиндра, можно записать уравнение теплового баланса в виде
(3.7)
где — соответственно число молей, температура и мольная теплоемкость воздуха;
— соответственно число молей, температура и мольная теплоемкость остаточных газов;
— температура и мольная теплоемкость рабочей
смеси в конце наполнения.
Различие в теплоемкостях воздуха, остаточных газов и рабочей смеси не превышает 10%. Учитывая, что содержание остаточных газов в рабочей смеси невелико (порядка 3—6%), можно пренебречь различием теплоемкостей и получить расчетное выражение для .
(3.8)
Давление воздуха в цилиндре в процессе наполнения не равно давлению на впуске , а всегда меньше на величину , которая зависит от гидравлических сопротивлений системы впуска, режима работы двигателя и площади проходных сечений системы впуска. Так как точный учет всех факторов невозможен, то при определении величины ориентируются на опытные данные и принимают для дизелей без наддува
. (3.9)
Для увеличением давления на впуске относительныепотериво впускных органах уменьшаются и поэтому для двигателей с наддувом принимают
. (3.10)
Для двухтактных быстроходных дизелей
.