Групповая деятельность, ее особенности. Взаимоотношения людей в коллективе

 

Обычно работа производится группой или коллективно. В настоящее время, как правило, задачи ставятся крупные. Для их решения создаются большие коллективы. Естественно в них возникают конфликты, вплоть до забастовок.

Трудно создать благоприятный психологический климат, как в большом, так и в малом коллективе. Возникает проблема психологической совместимости. Особенно ярко она проявляется в случаях длительного пребывания малого коллектива в замкнутом пространстве: на подводных лодках, в космических кораблях, в экспедициях, даже на малых надводных кораблях. Существует понятие психологической дистанции, то есть люди периодически встречаются на короткое время, а потом расстаются. Это, как аккумуляторы. Они, как бы скучают друг по другу и накапливают новую информацию. Для космонавтов и подводников проводятся специальные тесты на психологическую совместимость.

Коллективы можно разделить на 5 типов:

Очень малые (до 5 человек). Это может быть экипаж космических кораблей, команда двойки с рулевым в академической гребле и даже семья. Члены коллектива отлично знают друг друга, пристрастия, сильные и слабые стороны и т.п.

Маленькие (до 30 человек). В них люди знают друг друга по именам, могут собраться за одним столом. Это учебная группа, класс в школе, взвод в армии, бригада на заводе.

Средние (до 100 человек). В этом коллективе его участники в основном знают друг друга по фамилиям и по должностям. Это лекционный поток, школьная параллель, цех на заводе.

Крупные (до 1000 человек). Люди знают друг друга только по должностям и главное начальство по фамилиям. Создаются внутри средние и малые коллективы. Это факультет, батальон в армии, школа.

Очень большие (более 1000 человек). В них создаются свои более мелкие коллективы. Это университет, завод и т.д.

При создании коллектива, выстраивается иерархическая лестница.

Различают 3 способа управленческого влияния на личность и коллектив: принуждение, побуждение и убеждение.

Для успешного решения задач руководителю желательно создать дружный коллектив. В то же время полезно проводить политику «кнута и пряника», используя принцип «разделяй и властвуй». При этом поощрять работу полезнее, чем ругать.

Практически в любом коллективе могут появиться конфликты между отдельными личностями. Есть личности, которые хотят быть во главе коллектива, то есть быть неформальным авторитетом (лидером).

При руководстве коллективом необходимо выявлять такие личности и нейтрализовывать их. Безусловно, необходимо уметь идти на компромиссы, то есть помнить, что плохой мир лучше хорошей ссоры, но уступки не должны носить принципиального характера.

Человек – существо социальное, так завелось испокон веков, и изменить это невозможно. Взаимоотношения друг с другом занимают львиную долю времени и сил в нашей жизни. И не удивительно, что человек, стремиться упорядочить свои наблюдения и найти правила, которым бы подчинялись взаимоотношения в обществе.

Одни – общительны и не мыслят своей жизни без регулярного обмена информацией и эмоциями, другие – замкнуты и аскетичны, тщательно отбирают свой круг общения и следят за временем, которое этому уделяют.

Чтобы глубже разобраться в межличностных связях и установить вид взаимоотношений применяют множество различных методов. К примеру, психолог из Америки Дж. Морено впервые предложил использовать метод выбора. Это метод идеален, если требуется определить объективное место конкретного человека в деловых и личностных отношениях, при условии, что исследуемая группа людей хорошо знакома и отношения на данный момент уже сложились.

Достаточно провести анкетирование людей на тему их желаемых совместных мероприятий или трудовой деятельности. При этом вопросы условно должны делиться на две категории – сильные, выявляющие стабильные отношения, и слабые – свидетельствующие об отношениях поверхностных. Так задав вопросы, «с кем из сотрудников Вы хотели бы оказаться в одной лодке» или «кого бы Вы подвезли до дома на своем автомобиле», можно выяснить предпочтения человека к длительным, существенным или же однократным и неглубоким отношениям.

Очень важно знать и регулировать отношения в коллективе. Для этого стоит определить психологическую совместимость между его членами, и научиться балансировать особенностями характера и привычками.

Современный руководитель коллектива должен хорошо знать основы педагогики и психологии, уметь общаться с подчиненными и вышестоящим начальством. В этом залог его успешной деятельности руководителя.

Такие знания помогут выявить потенциальные разлады и образование нежелательных группировок, или же, наоборот, помогут создать наиболее благоприятное сочетание людей в группе, а также, не упустить момент, когда члены группы станут взаимно неинтересными, и тем самым поддерживать благоприятную и продуктивную обстановку в коллективе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: