Перевозка, хранение и раздача сжиженного и сжатого газов

Особенность сжиженных (нефтяных или природных) газов заключается в том, что они переходят из газообразного состояния в жидкое при обычной температуре и сравнительно низких давлениях. Поэтому их можно транспортировать и хранить в герметичных резервуарах или баллонах, рассчитанных на давление 1600–2000 кПа, и производить раздачу газа или наполнение им баллонов автомобиля в жидком виде. В качестве сжиженных газов для автомобильных двигателей применяют легкие углеводороды – пропан, бутан и их смеси (50 % пропана и 50 % бутана). При особо низких температурах применяют пропан с добавлением до 10 % этана или этилена. Давление сжиженного газа в баллоне зависит от состава газа и его температуры.

Заправляют автомобили сжиженным газом на газонаполнительных станциях путем слива или перетекания жидкого газа из резервуара, в котором он хранится, в автомобильные баллоны.

Баллоны для сжиженного газа, устанавливаемые на автомобилях, рассчитаны на давление 1600 кПа. Их наполняют газом не более чем на 90 % их объема для создания газовой подушки, предохраняющей баллоны от разрыва при колебаниях температуры. При заполнении баллоны снимают с автомобиля и устанавливают на весы, контролируя наполнение по весу.

Основные мероприятия по охране труда. При заправке баллонов автомобиля сжиженным газом на газонаполнительной станции автомобиль необходимо устанавливать на горизонтальной площадке с тем, чтобы уровень жидкости не превысил максимального значения (90 % объема баллона), иначе уменьшится объем паровой подушки (менее 10 %), отчего при нагреве может резко повыситься давление и произойти взрыв.

При заправке баллонов автомобиля сжиженным газом запрещается: стоять около газонаполнительного шланга, подтягивать гайки соединений и стучать металлическими предметами, курить, регулировать и ремонтировать двигатель. Если после заправки двигатель плохо пускается или работает с хлопками, его следует остановить и откатить автомобиль на расстояние не менее 15 м от газораздаточного устройства. Запрещается заправлять автомобиль при наличии в кузове взрывоопасного груза. При заправке сжиженными газами необходимо иметь в виду их свойство быстро испаряться и отнимать тепло от окружающего воздуха и предметов, с которыми они соприкасаются. Бурное испарение начинается при температуре кипения, которая составляет для пропана -41,5 °С, бутана +0,5 °С и пропано-бутановой смеси -20,5 °С. Поэтому при ремонте и наполнении баллонов во избежание обмораживания рук следует пользоваться рукавицами. Запрещается разборка и ремонт баллонов до полного выпуска сжиженного газа.

Газонаполнительные станции и автомобили должны быть оборудованы углекислотными огнетушителями и, кроме того, иметь ящики с песком и гидрант для воды.

Перевозка, хранение и раздача смазочных материалов

 

Организация хранения и раздачи смазочных материалов требует сохранения их качества, сокращения непроизводительных потерь при складских операциях.

Этим требованиям удовлетворяет централизованный способ доставки, хранения и раздачи смазочных материалов. При этом масла перевозят в автоцистернах, бочках или специальной таре, хранят в цистернах или других резервуарах вспециальных помещениях-складах и при раздаче подают их к постам смазки по трубопроводам. Жидкие масла доставляют в автомобилях-цистернах или металлических бочках, а консистентные смазки – в деревянных бочках, металлофанерных барабанах и металлических банках.

Склад масла располагается обычно в подвальных помещениях или в углублениях (приямках) первого этажа, что обеспечивает слив в складские емкости самотеком чистых масел из транспортной тары и отработанных с постов смазки. Для сокращения длины трубопроводов помещение склада располагают по возможности ближе к постам смазки. Для каждого сорта смазочного материала предусматривают отдельную емкость. Жидкие масла хранят в цистернах, а консистентные смазки – в металлических бочках или баках с крышками.

Отработанные масла хранят на складе (в цистерне) для последующей их регенерации в автохозяйстве или на стороне.

Жидкие масла из складских резервуаров подаются на посты смазки к раздаточным устройствам по трубопроводам сжатым воздухом, насосами или комбинированным способом (сжатым воздухом и насосами), а также самотеком. Преимущество следует отдать применению насосных установок. Для этой цели можно использовать ротационно-зубчатые насосы.

На складе смазочных материалов должно быть отведено место для хранения керосина, промывочной жидкости (для системы смазки двигателя), тормозной жидкости и антифриза.

Отработанные масла сливаются самотеком через воронки, расположенные на постах смазки в канавах или на специальных колонках при оборудовании постов подъемниками. Из воронки отработанное масло поступает самотеком в цистерну, откуда перекачивается насосом или подается под давлением сжатого воздуха по трубопроводу на регенерацию или в автомобиль-цистерну для вывоза с территории.

Для каждого сорта регенерируемого масла должна быть отдельная емкость.

Регенерация масел. Из существующих способов регенерации наиболее эффективным является отгон топлива, контактирование и фильтрация на установках ВИМЭ-2. Производительность установки 20–22 л/ч отработанного масла.

Если масло регенерируется на АТП, то при организации маслохранилища необходимо предусмотреть резервуар и соответствующие трубопроводы для смешивания чистого и регенерированного масел (в соотношении 1:3).

По условиям пожарной безопасности полы в маслохранилище должны быть цементными или из метлахской плитки. Склад, размещенный в пределах основного производственного здания гаража, должен иметь непосредственный выход наружу. Никаких посторонних предметов, опасных в пожарном отношении (например, обтирочные концы), на складе не должно быть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: