Снабжение оборудованием постов приемки на ТО и ремонт

Лекция № 8

ОБЕСПЕЧЕНИЕ автомобильных предприятий

Технологическим оборудованием

 

8.1. Снабжение оборудованием постов приемки на ТО и ремонт.

8.2. Снабжение оборудованием участка диагностики.

8.3. Обеспечение комплектом слесарного ручного инструмента.

8.4. Снабжение оборудованием постов шиномонтажа и шиноремонта.

 

Снабжение оборудованием постов приемки на ТО и ремонт

 

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом.

Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению). Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума). Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Любое предприятие, как производственное, так и транспортное, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий народного потребления, - службу снабжения. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

- элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

- самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая связанные с поставкой товаров технико-технологические и экономические вопросы, а также вопросы планирования. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает "ввязывание" предприятия в макрологистическую систему.

Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников – требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия как ее элемента.

Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение – производство – сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.

Цепь снабжение – производство – сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в конкретном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. В западной практике закупочной деятельности выработан ряд "общих правил" или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положении компании, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы партнерства.

Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции, оказания услуг (при прочих равных условиях) лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны. В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких основных принципов:

- обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;- не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

- знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;- проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

- соблюдать принятые на себя обязательства;

- учитывать в деловой практике интересы поставщика;

- поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщика для компании.

Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумя методами. Первый метод – анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму. Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля качества продукции. Существует и третий путь, который применяется в основном для обеспечения снабжения компании с нового, плохо изученного рынка. Подобная ситуация может сложится в результате возникновения потребности в принципиально новом для компании сырье и комплектующих. Такая потребность появляется при диверсификации производства и разработке принципиально новой продукции (услуги), а также осуществлении закупок по импорту или в не изученном фирмой регионе и тому подобных ситуациях. В этих случаях отдел закупок или торговый агент чаще всего обращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, оперативности реализации полученных заказов.

На выбор поставщика существенное влияние оказывает результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых материалов – к резкому падению прибыли). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки. Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Приведем пример расчета рейтинга поставщика. Допустим, что предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же, как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками службы снабжения. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнения полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску.

В случае несостоятельности и недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, запанные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов.

Отечественные фирмы при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживших доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляются по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующем в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

Одной из относительно новых форм снабжения является также создание на фирмах центров по закупкам. При анализе факторов, влияющих на формирование состава такого центра, необходимо учитывать, что степень вовлеченности персонала фирмы в закупочный процесс меняется на различных его стадиях. Так, при первичной закупке, когда наблюдается заинтересованность в этом процессе большинства функциональных подразделений, их представители принимают участие в работе центра. По мере того, как процесс закупки переходит от стадии осознания потребности в данной закупке к конечной стадии – заключению договора с поставщиком, ответственность за принятие решения переносится на руководство отделом снабжения. Долгосрочная кооперация с поставщиками, характерная для современного рынка товаров производственно-технического назначения в странах Западной Европы, ставит перед отделами снабжения фирм еще одну задачу – определение баланса между ресурсами поставщика и потребителя, т.е. реализацию концепции управления совместными ресурсами.

В качестве примера можно рассмотреть шведскую компанию "Эриксон информейшн системс" (ЭИС), которая разработала свою систему снабжения. Согласно этой системе центр по закупкам компании подключается к разработке новой продукции с самых первых шагов. В компании считается, что ее успешное функционирование в будущем зависит от умения центра по закупкам создать адекватную структуру поставок. Это означает, что центр по закупкам начинает выбор поставщиков на стадии разработки продукции с учетом интересов будущих ведущих потребителей. Компания использует возможности поставщиков принять участие в разработке продукции, необходимой для ЭИС (это стремление определяется ограниченностью ресурсов самой компании).

Система снабжения, основывающаяся на использовании потенциала поставщиков, в целом была принята компанией ЭИС. Уже через год после ее внедрения ЭИС сумела реализовать проект, в котором поставщики принимали самое активное участие и в разработке, и в производстве продукции в рамках кооперации. В настоящее время закупочные группы компании работают в разных странах мира, заключая контракты с внешними поставщиками. Новая стратегия радикально изменила роль центра по закупкам в компании ЭИС, сделав его ведущим звеном на стадии как разработки продукции, так и ее производства.

В компании "Сааб-Сканиа" (Швеция) в задачу отдела снабжения входят такие функции, как: разработка основы технического решения предъявляемых требований, выдвижение конкретных предложений по технологии разработок, обеспечение тестирования компонентов в лабораториях компании. В "Сааб-Сканиа" принято, что отдел снабжения отвечает за все контакты с поставщиками, он также служит связующим звеном по передаче запросов и результатов совместной деятельности между компанией и поставщиком. Кроме того, одной из важнейших задач отдела снабжения в ближайшем будущем должна стать направленная работа с поставщиками по ориентации их технических разработок, исходя из интересов компании.

Это требует от сотрудников отдела знаний о потенциальных возможностях поставщиков, их умении и готовности осуществить необходимую адаптацию разрабатываемой продукции. В связи с этим вырисовываются и совершенно новые задачи отдела снабжения: анализ и координация внутренних функций компании – дизайна, производства и снабжения в сравнении с аналогичными функциями поставщиков; систематический анализ соотношений между возможностями и целями внутренних и внешних процессов разработки продукции. Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения фирм в западных странах – качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на внутреннем и международном рынке, проблема качества материальных ресурсов стоит достаточно остро. Наиболее солидные западноевропейские, американские и японские компании, борющиеся за рынки сбыта, разрабатывают и скрупулезно выполняют программы по поддержанию и повышению качества своей продукции.

Значительное внимание в них уделяется качеству источников поставок. Характерным примером в этом деле может являться опыт компании "ИТТ Кэннон Норт Америка" (США). В структуре управления компанией так называемая "группа по отбору поставщика", в которую входят представители системы материально-технического снабжения компании, финансовой службы, производственного отдела и пр. Группа отбирает в качестве поставщиков лишь тех, кто проявил или может проявить способность удовлетворить уровень запросов, предъявляемых компанией. Группа выдвигает технические требования к предметам закупок, основанные на технических требованиях к конечной продукции, которые передаются поставщику. При рассмотрении возможностей поставщика на первое место выдвигаются следующие требования:

- наличие оборудования для производства продукции необходимого качества;

- возможность проводить испытания качества по заданной программе и с помощью необходимых приборов;- контроль и аттестация входящих сырья и материалов;

- наличие необходимых документов и инструкций, определяющих количество рабочих операций и их контроль;

- наличие маршрутных документов, подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству и контролю.

Программы поддержания качества закупаемых комплектующих и сырья тщательно продумываются, в расчет берется даже организация учебы персонала поставщиков-смежников. Задачей обучения, как правило, является повышение уровня знаний персонала, который информирует о новейших технологиях и процессах, чтобы сделать обслуживание станков и приборов квалифицированным и эффективным.

В практике материально-технического снабжения встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества. В связи с этим принимаются различные экономические меры, направленные на снижение объема поставок низкокачественных товаров.

В большинстве случаев некондиционные товары возвращаются компании-виновнику, оплата за них не производится, возможны и штрафные санкции.

На участке обслуживания и ремонта автомобилей выполняются работы по техническому обслуживанию автомобиля, снятию и установке деталей, узлов и агрегатов. Рабочие места участка ТО и ремонта называются стандартными. Оборудование: контейнер для снятых деталей, ларь для отходов, верстак слесар­ный, станок точильно-шлифовальный, передвижная тележка для ин­струмента, стенка для документации, шкаф для смазочных материалов, пожарный щит, подставка гидравлическая для снятия агрегатов, стел­лаж для колес, подъемник, подставка под двигатель, тележка.

Оборудование для поста приемки.

Тестер суммарного схождения: необходим для предварительного экспресс-контроля углов схождения передних и задних колес автомобиля и принятия решения о направлении автомобиля на участок регулировки углов установки колес.

Тестер проверки подвески и амортизаторов: определяет эффективность работы подвески и дает возможность оценить вероятность замены амортизаторов и пружин подвески.

Роликовый тормозной стенд: определяет эффективность работы основной, аварийной и стояночной тормозных систем.

Центральная диагностическая стойка имеет программное обеспечение для сбора, отображения и регистрации измеренных параметров от периферийных контрольных устройств участка и управления их работой, а также для регистрации автомобиля на автосервисе и принтер для распечатки результатов анализа и базы данных с эталонными значениями.

Дымомер - для контроля дизельных автомобилей.

Газоанализатор для бензиновых двигателей (четырехкомпонентный, так как только по 4 компонентам выхлопа можно верно судить о правильной работе двигателя).

Ножничный подъемник с двойным выходом для визуальной оценки состояния нижней части автомобиля и его подвески.

Пульт управления подъемника с гидравлической станцией.

Люфтдетектор с вибрирующими площадками и фонарем подсветки — для оценки состояния элементов подвески и рулевого управления.

Тестер проверки и регулировки фар — для контроля ближнего, дальнего света фар (углов установки и яркости).

Устройство для вытяжки отработавших газов автомобиля.

Шкаф приемщика для хранения документов.

По рекомендациям разных автопроизводителей их площадь должна быть не ме­нее 24 м2, не менее 25 м2, не менее 28 м2. Посты ТО и ремонта легковых автомоби­лей могут располагаться в помещении вместе с постами мойки (которые должны быть отделены от зоны ТО и ремонта), постами диагностики, электротехнических работ.

Стандартное рабочее место должно быть оборудовано подъемником, слесар­ным верстаком с тисками, гидравлической подставкой для снятия агрегатов, пе­редвижным краном для снятия двигателя, точильно-шлифовальным и сверлиль­ным станком (одним на зону), установкой для заправки масла, установкой для слива и отсоса масла, гидравлическим прессом, станком для проточки тормозных дисков, устройством для вытяжки отработавших газов, пневмоинструментом, установкой для промывки системы охлаждения и замены охлаждающей жидко­сти, приспособлением для сжатия пружин, прибором для проверки герметичнос­ти системы охлаждения.

К рабочему месту должен быть подведен сжатый воздух для использования пневматического инструмента (отдельно с маслом для смазки инструмента, от­дельно без масла для обдува деталей). На стандартном рабочем месте должны быть установлены одна розетка с напряжением 380 В и две розетки с напряжением 220 В. Должен быть верстак с тисками, инструментальная тележка, гайковерт. Механик, работающий на рабочем месте, должен иметь набор инструмента, пре­дусмотренный операциями технологических процессов, выполняемых на рабо­чем месте. Он также должен иметь доступ к специальному инструменту, применяемому при ремонте конкретных моделей авто­мобилей марки. Как пра­вило, этот инструмент хра­нится в инструментальной кладовой и используется на всех постах.

Снабжение оборудованием, оснасткой и инструментом осуществляется в соответ­ствии с рекомендациями производителей автомоби­лей (если речь идет об авторизированных СТО) или исходя из соображений технологической приме­нимости. Механики, занятые обслуживанием и ремонтом автомоби­лей, должны иметь возможность пользо­ваться технологичес­кой документацией на специально обору­дованных для этого рабочих местах. Слож­ность выбора обору­дования заключается в широком диапазоне предложения. В России, например, более 140 фирм - продав­цов автосервисного оборудования и ин­струмента предла­гают все виды обо­рудования от всех мировых произво­дителей.

Стандартные рабочие места рас­полагаются в одном помещении зоны обслуживания и ре­монта. В этом же помеще­нии могут распола­гаться посты диагностики, замены масла, регулировки геометрии колес и другие. В новых проектах посты диагностики и электронных работ располагаются в от­дельном помещении, примыкающем к зоне ремонта. Связано это с тем, что объем диагностических и электронных работ возрастает и в целом, и в удельном весе, поэтому количество рабочих мест для выполнения таких работ увеличивается. Учитывая специфику диагностических и электронных работ (они требуют чис­тоты, отсутствия шума, хорошего освещения, комфортных условий труда, мяг­ких тонов окраски), их лучше выделить в отдельное помещение. Если подъемники располагаются в общем помещении, необходимо иметь проезды для автомобилей, ширина которых регла­ментируется приложе­нием 2 ОНТП-01-91.

Для экономии пло­щади некоторые СТО строятся в виде отдельных боксов, каждый из кото­рых имеет отдельные во­рота. В этом случае эконо­мия производственной площади оборачивается дополнительными затра­тами на установку ворот, потерей тепла.

Замена масла может выполняться либо на стандартном, либо на специализи­рованном рабочем месте. В каждом случае для ее выполнения необходимо специ­ализированное оборудование. Это оборудование можно разделить на передвиж­ное и стационарное. К передвижному относятся подкатные маслосборники, установки с подкатной сливной ванной, передвижные тележки, оснащенные мас­лосборником. Тележки с маслосборником могут быть оснащены маслосливной горловиной или насосом для откачки масла из двигателя через щуп.

К передвижному обору­дованию также относятся маслосливные бочки разной конструкции и комплекта­ции. Они могут быть снаб­жены сливной воронкой или насосом для выкачивания масла через щуп двигателя. Часто они снабжаются и во­ронкой, и насосом. Такие бочки имеют разную конст­рукцию, например, могут быть снабжены приемником для слива масла (корытом), который позволяет сливать масло не поднимая автомо­биля. Есть сливные аппара­ты, подсоединяемые к до­полнительной емкости и позволя­ющие отсасывать масло из двигателя, коробки передач, карте­ра заднего моста. Они удобны из-за малого веса и габаритов. Все пере­движное оборудование использует­ся на стандартных рабочих местах.

Стационарное маслосменное оборудование на практике исполь­зуется и для легковых автомобилей, хотя чаще все-таки для грузовых. Передвижные роликовые масло­сборники используются в смотро­вых канавах. Настенные шарнир­ные поворачивающиеся на консо­лях маслосборники крепятся стационарно на рабочих местах. Су­ществуют настенные установки для отбора масла через щуп.

Для разлива масла используют­ся ручные и пневматические насосы, а также мобильные установки с таки­ми насосами. Насосы могут быть снабже­ны раздаточными пистолетами с механи­ческими или электронными счетчиками. Существуют переносные маслонагнетательные установки, которые предназна­чены для заливки масла в коробку пере­дач или редуктор заднего моста.

Стационарные установки для разда­чи масла могут представлять собой стаци­онарно закрепленные катушки со шлан­гами и раздаточными пистолетами со счетчиками. Каждый из таких пистолетов подключается к бочке с маслом опреде­ленной марки и назначения.

Существуют полностью компьютери­зированные системы раздачи масла, ис­ключающие доступ персонала к складс­ким запасам масла и обеспечивающие точ­ный учет расхода масла, как по маркам, так и по лицам, через код имеющим доступ к его раздаче. Такая система включает в себя маслохранилище, из которого в цех на посты замены масла разводятся магистрали под каждую марку масла. Подача масла осуществляется пневматическими насосами. Каждая магистраль заканчи­вается катушкой со шлангом и раздаточным пистолетом с расходомером. Перед каждой катушкой ус­танавливается пульсо­метр с соленоидным клапаном, который непосредственно от­считывает и отсекает расход и подачу масла. Все пульсометры со­единены блоком вво­да-вывода, блоком пи­тания и компьютером и замкнуты в сеть. При необходимости залить масло механик наби­рает на клавиатуре свой личный пин-код, марку масла, количество, номер заказ-наряда или номер автомобиля и получает масло. Сеть после выдачи масла фиксирует, кто, сколько, какого и кому выдал масла, и накапливает информацию для контроля за любой промежуток времени.

Стационарное оборудование может потребовать дополнительных площадей и учета особенностей его установки при проектировании. Например, стационар­ные раздаточные барабаны могут быть установлены непосредственно на рабочем месте, а емкости с маслом могут быть расположены в примыкающем отдельном помещении, которое нужно предусмотреть в проекте. На станциях технического обслуживания чаще используется переносное маслозаправочное оборудование.

Получили распространение пункты быстрой замены масла, в том числе и фирменные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: