Тема 2. Общая характеристика метода беседы

Тема 1. Общая характеристика метода наблюдения

Что такое наблюдение?

Наблюдение это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение-организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Что включает в себя техника наблюдения?

Техника наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: а) выбор ситуации и объекта для наблюдения; б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием; в) способ и форму фиксации результатов наблюдения; г) описание требований к работе наблюдателя; д) описание способа обработки и представления полученных данных.

Какие виды наблюдения вы знаете?

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

ü Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным

ü Явным и скрытым

ü Непосредственным и опосредованным

ü Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и не включенным

ü Прямым и косвенным

ü Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Назовите требования, предъявляемые к соблюдению программ наблюдения.

    При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

ü Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

ü Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

ü Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

ü Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Что выступает объектом и предметом наблюдения?

Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии.

Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

В какой форме фиксируются данные наблюдения?

ü осознанного наблюдения

ü неосознанного внутреннего наблюдения

ü неосознанного внешнего наблюдения

ü в наблюдении окружающей среды

 

Тема 2. Общая характеристика метода беседы

Что такое беседа как метод исследования?

Метод беседы -психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Обоснуйте важность наблюдения в процессе беседы.

Общение во время беседы может быть как вербальным (словесным), так и невербальным (мимика и жесты). Поэтому в процесс беседы должен быть включен элемент наблюдения за поведением больного. Медсестра должна следить не только за словами больного, но и за тем, что он при этом делает, какие он выражает эмоции и т.п. Например, если больной говорит, что его ничего не волнует, а сам при этом демонстрирует стереотипные действия (качает ногой, теребит кончик одежды, облизывает губы и пр.) – скорее всего, он говорит неискренне.

Почему для успешного развития беседы имеет большое значение начало разговора?

Начало беседы — очень важный этап, и потому им не следует пренебрегать. Первые фразы часто решающим образом воздействуют на собеседника, т. е. на его решение выслушивать вас дальше или нет. Задачи этого этапа беседы следующие:

· установление контакта с собеседником;

· создание рабочей атмосферы;

· привлечение внимания к предстоящему деловому разговору.

Что мешает эффективному общению в процессе беседы?

Мы говорим одно, а человек слышит что-то другое, как следствие — возникают недоразумения, разочарования и конфликты. Все это вызывает проблемы в общении. Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом.

Что способствует пониманию пациента в процессе беседы?

Взаимоотношения с пациентами следует строить исходя из возраста͵ про­фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания.

По каким основаниям можно классифицировать виды вопросов беседы?

Прямые (вопросы с однозначно понимаемым смыслом) – «Нравятся ли вам условия в нашей больнице?»

Косвенные (истинные цели замаскированы для собеседника) – «Как вы считаете, людям нравятся условия в нашей больнице?». При ответе на такие безличные вопросы собеседник все равно выражает свою точку зрения.

Вопросы беседы различаются по степени их внушающего действия.

Очень внушающие – «Не считаешь ли ты…»

Внушающие – «Вам нравится смотреть в свободное от процедур время телевизор?» (хотя неизвестно, смотрит ли человек телевизор в больнице), «У вас хорошее настроение?» и т.п.

Менее внушающие – (типа «или-или»)

Определительные вопросы - наиболее благоприятная форма вопроса – «Чем вы занимаетесь в свободное от процедур время?», «Какое у вас настроение?»

Любой вопрос всегда имеет то или иное внушающее влияние, поэтому необходимо максимально оградить собеседника от внушения.

Приведите пример конфронтации в процессе беседы.

Пациент говорит, что хочет лечиться, а сам отказывается от диагностических и лечебных процедур.

Как в процессе беседы поддерживать связь с пациентами, неспособными к вербальному общению?

Необходимо использовать выражения, жесты, осанку и позицию вместо слов.

Как вы понимаете высказывание Пифагора: «Kaк ни коротки слова: «да», «нет», всё же они требуют самого серьезного размышления»?

Мне кажется, что хоть слова «да» и «нет» - коротки, но прежде, чем выбрать ответ, нужно хорошо подумать. Например если пациент спрашивает «Доктор я буду жить?» или «У меня всё плохо?» на эти вопросы лучше отвечать уклончиво и непрямолинейно.

Тема 3. Общая характеристика метода интервью

Что такое интервью и с какой целью медсестра проводит интервью с пациентом?

Интервью – это целенаправленный опрос. Интервью является одновременно и опросом и беседой. С беседой его сближает активное непосредственное устное речевое общение интервьюера (кто задает вопросы) и респондента (кто отвечает на вопросы). В отличие от истинной беседы интервью характеризуется значительно большей организованностью (четко определенное место и время для интервью), целенаправленностью (задают только запланированные вопросы) и неравнозначностью позиций собеседников (здесь нет обмена мнениями, как при беседе, от респондента требуется только отвечать на вопросы).

Как качества, отмеченные Э.Ноэлем в психологическом портрете интервьюера, способствуют проведению эффективного интервью?

К интервьюеру приложимы все общие требования, предъявляемые к ведущему беседу и опрос. Но есть и специфические качества, которыми должен обладать квалифицированный интервьюер. Эти качества должны обеспечивать выполнение двух обязательных условий интервьюирования: исключить (или хотя бы минимизировать) влияние интервьюера на содержание ответов опрашиваемого и способствовать созданию благоприятной ауры их общения. Совмещение этих условий отличает интервью от беседы и анкетирования.

Интервью является одновременно и беседой, и опросом. С беседой его сближает активное непосредственное устное речевое общение интервьюера с респондентом. Они ведут между собой интенсивный разговор на определенные темы. Э. Ноэль, как всегда с юмором, замечает, что «интервью кажется поразительно похожим на беседу двух людей, отличаясь только частым проявлением нетактичности» Можно сказать даже, что «метод интервью берет свое начало от такой естественной формы человеческого общения, какой является беседа».

Какова цель техники перефразирования в процессе интервью?

Хорошо перефразированная мысль медсестры становится короче, яснее, конкретнее, это помогает пациенту понять, что ему хотели сказать.

Каким образом невербальные методы облегчают общение во время интервью?

Невербальные компоненты взаимодействия медсестра-пациент часто передают сообщения более четко, чем при непосредственном произнесении слов.

Почему в процессе интервью важно, чтобы выражение лица пациента соответствовало его вербальному сообщению?

Соответствие выражения предполагает, что выражение лица будет совпадать с произносимыми словами и контекстом разговора. Медсестру должна особенно встревожить ситуация, когда выражение лица пациента не соответствует вербальному сообщению.

В чем заключаются возможные польза и опасность прикосновений в процессе интервью?

Пациенты могут по-разному реагировать на прикосновения. Некоторые воспринимают даже простое прикосновение как вторжение на их территорию и могут обнаружить страх, боль или возмущение. С другой стороны, пациент, держа медсестру за руку, сжимая ее ладонь или прикасаясь к лицу, может выражать теплоту, благодарность или потребность в поддержке.

В чем заключается сущность техники активного слушания и какова его роль в процессе интервью?

Существует три стадии данного метода: выслушивание вербального компонента, идентификация существующих невербальных компонентов и тщательное определение важности обоих. Медсестры, которые учатся слышать не только то, что говорит пациент, но и то, что остается невысказанным, но выраженным невербально (жестами, телом и пр.) наиболее точно интерпретируют чувства и реакции пациента и идентифицируют особые проблемы, которые требуют дальнейшего изучения. Соответственно, это:

- позволяет пациенту лучше определить восприятие своей проблемы;

- побуждает пациента к подтверждению или объяснениюсвоих данных;

- обеспечивает получение медсестрой более точных и полных данных о пациенте.

Тема 4. Общая характеристика метода анкетирования

Что такое анкетирование?

Анкетирование – это опрос мнения человека.Анкетирование – это письменный опрос, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты.

Как классифицируют вопросы в анкете?

1. Содержание вопросов, их формулировка и количество вопросов в анкете должны соответствовать возрасту респондентов.

2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Он не должен быть «множественным», т.е. совмещать (явно или неявно) два или более подвопроса.

3. Нежелательно применение малораспространенных слов (особенно иностранных), узкоспециализированных терминов, многозначных слов.

4. Следует стремиться к краткости, лаконичности. Длинные вопросы затрудняют их восприятие, понимание и запоминание.

5. Вопрос должен быть, насколько это возможно, конкретным. Лучше касаться отдельных случаев, конкретных предметов и ситуаций, чем абстрактных тем и каких-либо обобщений.

6. Если в вопросе содержатся указания или намеки на возможные ответы, то спектр вариантов этих ответов должен быть исчерпывающим. Если добиться этого невозможно, то вопрос следует переформулировать так, чтобы в нем не было никаких подсказок.

7. Вопросы не должны понуждать респондентов к неприемлемым для них ответам. Если с содержательной точки зрения этого избежать трудно, то необходимо сформулировать вопрос так, чтобы у опрашиваемого была возможность ответить без ущерба для себя, «без потери лица».

8. Формулировка вопроса должна предотвращать получение стереотипных ответов. Такие шаблонные, ни к чему не обязывающие ответы обычно очень слабо насыщены полезной для исследователя информацией.

9. Следует избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное отношение к вопросу.

10. Недопустимы вопросы внушающего характера.

Приведите пример открытых и закрытых вопросов.

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Такая форма вопроса в значительной степени сокращает время для заполнения анкеты и ее подготовки для автоматизированной обработки.

Например: Вам это трудно было сделать?

Открытые вопросы не имеют вариантов ответов, а потому не содержат подсказок и не навязывают респонденту вариант ответа.

Например: Что Вы почувствовали, когда Вы это сделали?

С какой целью в анкеты включают контрольные вопросы?

Контрольные вопросы направлены на проверку искренности ответов. Они могут как предшествовать основным вопросам, так и ставиться после них. Иногда в качестве контрольных используют вопросы-ловушки. Это вопросы, на которые, будучи искренним, можно дать только один определенный ответ. Если респондент из-за невнимательности или недобросовестности дает другой ответ, то попадает в эту ловушку.

Из каких частей состоит анкета? Их содержание.

В начале анкеты располагаются наиболее простые и нейтральные по смыслу вопросы. Их цель – формирование установки на сотрудничество, задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться, здесь обычно размещают вопросы о личности опрашиваемого.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому принципу. Переход к новому блоку должен сопровождаться пояснениями, активизирующими внимание респондента.

Число вопросов должно быть ограничено: как правило, после 45 мин заполнения анкеты внимание респондента резко снижается.

Чем определяется количество вопросов в анкете?

Число вопросов должно быть ограничено 7-10 вопросов, как правило, чтобы по времени 30-40 минут, после 45 мин заполнения анкеты внимание респондента резко снижается и вопросы не воспринимаются.

Как должен вести себя анкетёр при проведении анкеты?

1. Задача анкетирования – не просто получить ответы, а получить правдивые ответы. То, насколько эта задача может быть выполнена, зависит от поведения анкетера. Первое впечатление – очень значимый фактор в восприятии анкетера. Для анкетера предпочтительна неброская, но аккуратная одежда, важны улыбка, вежливость, энергичность, уверенность в себе.

2. Лучше встретиться с респондентами утром, заранее оговорив это время. При встрече анкетер должен представиться. Необходимо дать гарантии анонимности.

3. Объясняя цели проведения исследования, анкетер должен сделать особый упор на практических целях; не следует давать обещаний и гарантий выполнить все пожелания, высказанные в ходе анкетирования.

Тема 5. Общая характеристика метода анкетирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: