Техника составления бизнес – плана
Бизнес-план – это важнейший шаг на пути превращения намерений, связанных с производством товаров или услуг, в реальное процветающее производство.
У любого бизнес – плана есть две функции:
1. Внутренняя.
Дать руководству и рядовым сотрудникам карту с указателями, по которым можно будет следить за прогрессом, и оценивать его.
2. Внешняя.
Рассказать о положении дел внешнему инвестору.
Предприниматель сможет планировать, если сумеет правильно оценить потенциальный рынок для своего предприятия, потенциальные расходы на удовлетворение потребностей такого рынка, потенциальные сложности в организации работы предприятия, первые признаки успеха или спада.
Подготовка бизнес-плана требует тщательности, опоры на факты и закладывает основы благополучия предприятия. Сам процесс составления бизнес-плана заставляет предпринимателя обдумывать все необходимые действия со дня, когда он решил начать свое дело, и на протяжении всего того времени, пока есть силы им заниматься.
Составлять бизнес-план должен сам предприниматель, пользуясь при необходимости помощью профессионалов. В нем должно быть выделено самое главное, а конечная продукция обозначена со всей определенностью, с тем, чтобы инвесторы не тревожились по поводу приемлемости для рынка.
Предприниматель в состоянии составить продуманный и эффективный бизнес-план, но для этого ему необходимо собрать факты, мнения и суждения из разных источников по каждому из этапов бизнес-плана: принятие на себя обязательств относительно вхождения в дело, анализ самого себя, выбор продукта и услуги, исследование рынка, составление прогноза выручки от реализации, выбор места для предприятия, составление плана производства, составление плана маркетинга, разработка схемы организационной структуры, определение юридической формы предприятия, составление плана бухгалтерского учета, составление плана страхования, составление плана компьютеризации предприятия, составление финансового плана и составление сопроводительного письма.
Инвесторы не всегда разбираются в терминологии той или иной области, а владельцы предприятий, стараясь уговорить выгодно вложить деньги, переходят на техническую терминологию. Малопонятные термины утомляют внимание. Для этого целесообразно в приложении к бизнес – плану дать глоссарий специальных терминов и в тексте делать ссылки на него.
В ходе составления бизнес – плана авторы часто ссылаются на различные документы типа регистрационного свидетельства, устава акционерного общества или патентную документацию. Если документы включить в текст это затруднит восприятие, но документы, их подлинность могут иметь значение при принятии решения о финансировании. Компромиссом может стать выделение специального приложения, в конце бизнес – плана, которые обычно обозначаются подзаголовком «Сопроводительные документы».
К числу сопроводительных документов обычно относят все документы, использованные при составлении бизнес – плана, включая финансовые расчеты (описание постов, должностей, инструкции, кадровые справки, буклеты, чертежи, фотографии, патентная сертификация, образцы рекламных материалов, копии договоров и контрактов, финансовые документы, баланс движения денежных средств, расчет точки безубыточности.
Структура бизнес – плана может меняться в зависимости от организации, ее целей, структуры и отрасли деятельности.
Структура бизнес - плана
I Титульный лист
1. Полное официальное название фирмы, под которым она значится в регистрационных документах. Если у фирмы есть фирменный знак (логотип), поместить после названия фирмы.
2. Организационно – правовая форма предприятия.
3. Юридический адрес фирмы, указанный в регистрационных документах.
4. Почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического.
5. Телекоммуникационные технологии: номера телефонов, факсов, электронной почты.
6. Фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать как контактные лица. (Контактные телефоны, включая, домашние).
7. Дата: месяц и год составления и рассылки плана.
8. Порядковый номер экземпляра.
II Оглавление бизнес – плана (с указанием страниц).
III Резюме
Это краткое изложение бизнес – плана. Как правило, резюме составляют, когда план уже закончен, основываясь на главных положениях нашедших отражение в подготовке бизнес – плана. Таким образом, изложенная в резюме информация будет соответствовать содержанию самого бизнес – плана.
Цель:
- привлечь интерес читателя;
- указать цели и задачу плана;
- изложить основные положения плана;
- заставить читающего дочитать план до конца.
IV Досье компании
В этом разделе дается основная информация по компании, которая должна включать:
- Название и адрес компании.
- Перечень регистрационных документов и лицензий.
- Перечень акционеров и их доля (%) участия в капитале компании.
- Цели и задачи компании.
- Краткая история компании. Здесь желательно показать, насколько успешно компания решала возникавшие проблемы, дать сравнительный анализ прогресса и ожидаемые темпы роста. Только что созданные компании должны включать краткую биографию каждого руководителя компании с указанием опыта работы и достижений в соответствующей сфере деятельности.
- Положение компании на данный момент. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Компания приносит прибыль или несет убытки.
2. Последние тенденции в реализации товара и получении прибыли.
3. Какие важные изменения произошли в последнее время в отношении продуктов и услуг?
4. Произошли ли какие – нибудь другие существенные изменения?
Примечание: можно кратко изложить информацию, которая получит более подробное объяснение в других разделах плана.
- Руководство компании. Эта информация знакомит читателя и высшим руководством компании. Необходимо указать опыт работы и круг обязанностей каждого руководителя.
- Организационная схема
Можно включить в этот раздел описание организационной схемы. Она показывает, как организован персонал компании и кому он подчиняется.
V Продукты и услуги
Данный раздел содержит описание своего товара или услуги по следующим параметрам:
- что это и как этим пользоваться;
- особенности;
- характеристики;
- новизна;
- отличие от аналогичных продуктов и услуг;
- реакция клиентов на эти характеристики;
- конкурентоспособность;
- преимущества, которые получает клиент от пользования продуктом;
- результаты проверок и исследований в знак подтверждения утверждений о продуктах и услугах.
Соответствующие данные можно получить различными методами, включая проведение маркетинговых исследований, анализ отчетов продавцов, оценок и замечаний клиентов.
VI Производственная деятельность
В плане производственной деятельности говорится о зданиях и ресурсах, которые планируется использовать в деятельности компании. Сюда входят описание здания, в котором планируется организовать производство, мебели, оборудования для производства и работы офиса, необходимого сырья и вспомогательных материалов, потребностей в персонале и т.д.
Здания
Описание основных производственных помещений и офисов компании. Сюда должна быть включена следующая информация: здание арендуется или находится в собственности, соответствует ли здание текущим и будущим потребностям в соответствии с планом.
Оборудование
Описание основных производственных зданий и офисов компании. Необходимо дать описание оборудования, которое потребуется для производства продукта или оказания услуги. Необходимо дать характеристику как существующего оборудования, так и оборудования, которое понадобится в будущем в соответствии с планом. Необходимо указать, как будущее оборудование повлияет на существующий способ предоставления и производства продукта и услуги.
Можно разместить в плане таблицу по зданиям и оборудованию. Они могут идти как приложение в конце бизнес – плана.
Сырье и вспомогательные материалы
Описание необходимого для производства сырья и вспомогательных материалов. Их необходимо привести в соответствии с потребностями в оборудовании. Целесообразно указать:
- имена будущих поставщиков;
- количество необходимых сырья и материалов;
- цикл заказа и доставки и как это будет соответствовать производственному циклу;
- подробные условия и сроки покупки.
VII Анализ отрасли
В этом разделе приводится общая характеристика сферы деятельности по 4 направлениям: рынок, тенденции, политические и правовые проблемы, конкуренты.
Это общее знакомство со сферой деятельности является фундаментов последующего описания разделов: «Объемы продаж» и «Маркетинг». Это дает возможность читателю глубже понять свой рынок и в дальнейшем поможет ему оценить бизнес – план.
Рынок
Краткая характеристика рынка:
- размер рынка;
- конкуренты;
- доля рынка;
- потенциальная доля рынка;
- стабильность рынка;
- планируемый рост.
Тенденции
Указываются основные организационные тенденции, например, основные технологические изменения, стиль работы.
Политические и правовые проблемы
Существуют ли политические или правовые проблемы в отношении планируемого бизнеса.
Конкуренция
Четкое определение главных конкурентов:
- имя;
- местонахождение;
- размер;
- доля рынка;
- их преимущества.
VIII Объем продаж
План объема продаж является основой финансовых прогнозов.
Текущий объем продаж
В этом разделе необходимо поместить текущий объем продаж по продукту или услуге и по региону. Информация должна быть очень подробной.
Если есть данные за прошлые годы, следует включить и их, поскольку они показывают тенденции в объеме продаж и являются обоснованием планируемых показателей по объему продаж, о которых идет речь в следующем разделе.
Планируемые показатели
Это анализ объема продаж, которого планируется достичь по продуктам, услугам и регионам.
Цены
Следует показать цены по каждому продукту. Можно включить имеющуюся информацию по ценам конкурентов.
Организация сбыта
Описание способа реализации продукции и услуг, используемых методов продаж по различным категориям:
- продажи по региону;
- число продавцов;
- ответственный за продажи;
- отслеживание проданного товара;
- методы продажи: уполномоченные продавцы, дистрибьюторы, розничные торговцы и другие агенты.
Будущий объем продаж
Указание планируемых по продукту и региону на ближайшие два – три года.
IX Маркетинг
Маркетинг позволяет опознать и конкретизировать клиента. Дает возможность определить потребности и желания клиента и определить, как их удовлетворить.
Анализ клиента
В этом разделе рассматривают основные критерии, которыми могут руководствоваться клиенты при покупке продукции.
Анализ причин покупки продукции должен включать:
- цену;
- качество;
- сбят продукта;
- доставку;
- надежность доставки;
- квалификацию продавцов;
- спектр продуктов;
- стиль работы.
Продвижение
Для каждого продаваемого продукта необходимо определить способ его продвижения к конечному пользователю. Можно включить рекламную литературу, которая была или будет разработана.
Реклама
Это способ информирования потенциальных покупателей о ваших продуктах. Необходимо указать, как будет доходить информация о них до потенциальных клиентов, составить перечень рекламных мероприятий (публикации в средствах массовой информации, презентации, помещение рекламы в специализированных журналах и т. д.). По каждому из этих мероприятий указывается объем средств из бюджета, которые планируется потратить на эту деятельность.
X Финансовый план
Финансовый план помогает определить, когда и сколько средств понадобится для создания и развития прибыльного предприятия. Можно подсчитать прибыль, которую планируется получить.
Степень детализации финансовой информации, конкретные формы могут быть различны с учетом целей бизнес – плана, требований возможного инвестора, особенностей отрасли.
Отчет о прибылях и убытках
Показывает ожидаемый доход от реализации. Желательно его составить на ближайшие два – три года. При подготовке используется план объема продаж для планирования объема продаж на будущее.
Содержит следующие показатели: план объема продаж, себестоимость реализованных товаров, общие и административные расходы, валовую прибыль, торговые издержки, прибыль (убытки).
Себестоимость реализованных товаров включает живой труд, непосредственно затраченный на производство продукта и основные производственные расходы.
Общие и административные расходы включают расходы на административные нужды с учетом зарплаты и административные накладные расходы.
Валовая прибыль – это разница между общим объемом продаж и себестоимостью реализованных товаров.
Торговые издержки вычитаются из валовой прибыли для получения прибыли без вычета общих и административных расходов.
Прибыль (убытки) вычисляются путем вычета общих и административных расходов из суммы прибыли без вычета общих и административных расходов.
Прогноз потока денежных средств
Определение притока и оттока денежных средств компании по месяцам на следующий (или первый) год работы компании.
Чтобы понять процесс потока денежных средств, следует начать с учета денежных средств, имеющихся на начало месяца. К этой сумме прибавляются средства, полученные в течение месяца от клиентов и из других источников. Из этой суммы вычитаются денежные средства, которые уходят каждый месяц и которые подразделяются на постоянные и переменные затраты.
Постоянные затраты представляют собой статьи, которые нельзя так просто изменить, а именно – аренда, выплата долгов и зарплата.
Переменные затраты включают расходы на рекламу, канцелярские товары, продвижение продуктов и другие расходы подобного рода, которые можно легко увеличивать или уменьшать от конца месяца к месяцу.
В результате получается сумма имеющихся денежных средств на конец месяца.






