Бюджетный дефицит и государственный долг

Бюджетный дефицит – сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). Бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит». Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т. е. он возникает в результате его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ.

Покрытие данного вида дефицита происходит за счет внутреннего финансирования: кредитов Центрального банка, выпуска государственных ценных бумаг. Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит.

Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит государственного бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов государственного бюджета.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. Рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним: кредитование Центральным банком в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

Государственный долг – 1) общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков; 2) сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов посредством выпуска правительственных займов.

В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. В зависимости от срока погашения различают капитальный и текущий долги; в зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы, различают внутренний и внешний долг.

Внутренний долг – задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных еѐ правительством. Внешний долг – задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран.

Экономические последствия государственного долга:

– теряется часть национального продукта, падает престиж страны;

– сокращается запас капитала в экономике (отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала, что сокращает выпуск продукции и уровень жизни в будущем);

– процентные платежи по долгу обременительны для населения, т. к. покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег;

– выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев;

– для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью;

– рост внешнего долга усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВВП, расчет задолженности на душу населения. Рассчитываются два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25%.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: