Утилизация твёрдых коммунальных отходов. Существующее положение

Твердые коммунальные отходы (далее ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Сбор ТКО из контейнеров осуществляется механизированным методом с помощью специализированной мусоровозной техники. Сбор КГМ производится методом ручного подбора. Вывоз ТКО осуществляется специализированными автотранспортом.

С 2006 года охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза ТКО составляет 100%. Вывоз ТКО из многоквартирного жилищного фонда осуществляется ежедневно. Вывоз ТКО из индивидуального жилищного фонда осуществляется по мере заполнения контейнеров. Площадки для установки контейнеров для сбора ТКО имеют асфальтовое или бетонное покрытие, уклон в сторону проезжей части, подъездные пути для спец автотранспорта. Контейнерная площадка имеет с трех сторон ограждение высотой не менее 2м (с учетом розы ветров), чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке. Контейнерные площадки удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Многоэтажная застройка оборудована мусоропроводами согласно действующим нормам. 23,24% жилищного фонда оборудовано мусоропроводами, обслуживание мусоропроводов осуществляется балансодержателями жилищного фонда. Общее состояние мусоропроводов оценивается как удовлетворительное.

Среднегодовая норма накопления ТКО для населения утверждена постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31.08.2017г. № 42/1 и составляет – 2,088 м3 для индивидуальных жилых домов – 1,612 м3 на одного человека в год.

Количество площадок для сбора мусора и контейнеров соответствует утвержденным Челябинской городской Думой нормам накопления ТКО:

- Количество контейнерных площадок жилищного фонда – 1672 шт.;  

- Количество контейнерных площадок индивидуального жилого сектора – 381 шт.;

- Количество контейнеров жилищного фонда объемом 0,6 м3 – 8833 шт.;

- Количество контейнеров жилищного фонда объемом 1,1 м3 – 185 шт.;

- Количество контейнеров жилищного фонда объемом 5 м3 – 271 шт.

Комплексная оценка и информация об основных проблемах развития территории в части утилизации твёрдых коммунальных отходов.

До настоящего времени единственным местом для размещения твердых коммунальных отходов для г. Челябинска являлась городская свалка, расположенная в границах улиц: Хлебозаводской, Автоматики, Героев Танкограда, Северный Луч в Металлургическом районе города Челябинска. Свалка функционирует с 1949 года. Попытка закрытия свалки 11.09.2018 привела к «мусорному коллапсу», так как региональный оператор еще фактически не приступил к работе.

После окончательного закрытия свалки временным местом захоронения отходов Челябинского кластера должен стать полигон в Полетаево. В дальнейшем основной объем ТКО будет направляться на полигон в Чишме, в 40 км от Челябинска.

С 1 января 2019 года твердыми коммунальными отходами Челябинска будет заниматься региональный оператор - ООО «Центр коммунального сервиса». Челябинская область стала третьим субъектом Федерации в России, где внедрена новая система обращения с ТКО. Основная задача новой системы работы с отходами – введение системы раздельного сбора ТКО и закрытие городской свалки.

 

Утилизация снега

Для утилизации снега с дорожной сети города отведены площадки для сбора снега. Эти площадки отнесены к производственно-коммунальному использованию. Им присвоена функциональная зона «коммунально-складская». (см. Лист ГП 3.1 «Карта функциональных зон городского округа»).

Площадки для сбора снега располагаются на следующих земельных участках:

- 74:36:0705001:55;

- 74:36:0207003:37;

- 74:36:0305005:25;

- 74:36:0608002:1710;

- 74:36:0110006:434.

Проектом рекомендуется рассмотреть возможность размещения на территориях снегосвалок стационарных снегоплавильных пунктов с установкой над ямами, в которые грузится снег, сепаратор-дробилок для измельчения снега и льда и задержания камней и других предметов, привозимых со снегом.

Процесс технологической переработки (плавления) снежной массы осуществляется за счет подачи в снегоприемные бункеры сточной воды из городских канализационных каналов и коллекторов. При контакте со сточной водой, среднегодовая температура которой составляет 18о С, снег растапливается и сбрасывается обратно в канализационные каналы.

Таким образом, собранный с городских магистралей снег поступает на городские канализационные очистные сооружения для последующей очистки.

 

Обоснование выбранного варианта размещения объектов инженерной инфраструктуры местного значения на основе анализа использования территорий, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования

В соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор и быстрое удаление твердых коммунальных отходов.

Санитарная очистка и уборка населенных мест является одной из составных частей мероприятий по охране окружающей среды, и в современных условиях представляет собой сложную в организационном и техническом отношениях отрасль народного хозяйства.

Среднегодовая норма накопления ТКО для населения утверждена постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31.08.2017г. № 42/1 и составляет – 2,088 м3 для индивидуальных жилых домов – 1,612 м3 на одного человека в год.

Оценочные расчёты прироста объема образования твердых коммунальных отходов от объектов нового строительства, планируемых на территории города Челябинска приведены в таблице:

 

Таблица 25. Оценочные расчёты прироста объема образования твердых коммунальных отходов от объектов нового строительства

Внутригородские районы города Челябинска

Объем образования ТКО м3/год

1 этап развития расчётный срок
Калининский 24500 55332
Курчатовский 27800 92707
Ленинский 41600 206503
Металлургический 11500 22550
Советский 39000 92081
Тракторозаводский 42600 196898
Центральный 25500 89366
Итого: 212500 755438,4

 

Таким образом, объем образования твердых коммунальных отходов от объектов нового строительства, планируемых на территории городского округа Челябинск составит 341964 м3/год на 1 этап развития, 582498 м3/год на расчётный срок. Прирост увеличения требуемого количества контейнеров для сбора ТКО приведен в таблице:

Таблица 26. Прирост увеличения требуемого количества контейнеров для сбора ТКО

Внутригородские районы города Челябинска

Количества контейнеров 0,8 м3 для сбора ТКО

1 этап развития расчётный срок
Калининский 118 266
Курчатовский 134 444
Ленинский 199 990
Металлургический 55 108
Советский 187 441
Тракторозаводский 204 944
Центральный 122 429
Итого: 1019 3622

 

В жилой застройке квартирного типа контейнеры устанавливаются на специально оборудованных площадках из расчета 1 площадка на 6-8 подъездов жилых домов с установкой на одной площадке не более 5-и контейнеров. Радиус охвата одной площадки не более 100 метров. Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, мест отдыха и т.д. на расстояние не менее 20 метров.

В районах индивидуальной жилой застройки предлагается организовывать общие контейнерные площадки для группы домов. Здесь возможна установка контейнеров с большими радиусами охвата – до 200 метров и интервалами, обеспечивающими их заполнение, учитывая отсутствие пищевых отходов, не более чем за 5 суток.

Уже на первый этап реализации вся городская территория, включая общественные здания, должна быть обеспечена контейнерными площадками, оборудованными в соответствии с нормативными документами.

Вывоз ТКО с контейнерных площадок должен осуществляться мусоровозным транспортом ежедневно по графику.

Для сбора КГО на специально оборудованных контейнерных площадках устанавливаются бункера вместимостью 8,0÷24,0 м3. Вывоз КГО должен производиться по мере заполнения, но не реже одного раза в неделю. Вывоз крупногабаритных отходов производится бункеровозами.

Сбор крупногабаритных отходов, образующихся на торговых объектах, предприятиях общепита, в гаражных массивах, зонах отдыха эффективнее производить в контейнеры повышенного объема – бункеры.

Территории частного сектора, подвергающиеся образованию стихийных свалок, предлагается оборудовать бункерами объемом 8 м3.

Транспортирование ТКО и КГО

Одним из главных вопросов в проблеме обращения с ТКО является выбор оптимального способа сбора и транспортирования отходов к местам обезвреживания. На первой стадии ТКО собирают в контейнеры. Из контейнеров ТКО перегружаются в мусоровозы, которые перевозят их к местам временного накопления, захоронения, обезвреживания или использования и переработки.

Транспортировка ТКО должна осуществляться специальным автотранспортом. Маршрутные графики работы мусоровозной техники составляются специализированной организацией, занимающейся сбором и транспортировкой ТКО.

Для вывоза расчётного объёма отходов и обеспечения зимней и летней уборки улиц необходимо приобретение достаточного количества спецтранспорта, в состав которого будут входить и средства малой механизации. Мощность автотранспортных предприятий будет определяться органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилищного фонда, исправности автотранспорта и других местных условий.

Создание системы раздельного сбора отходов.

Раздельный сбор отходов должен включать комплекс мер и мероприятий, которые поэтапно вводятся в районную систему обращения с отходами. Переход к раздельному сбору отходов должен осуществляться в рамках специально разработанной программы.

1-й этап

- Организация раздельного сбора отходов в учебных учреждениях города. Оснащение учебных учреждений специальными контейнерами для раздельного сбора отходов, а также информационными стендами о необходимости и правилах сортировки отходов. Учет количества и качества отсортированных отходов. Поощрение учреждений, принявших наиболее активное участие в селективном сборе отходов.

- Привлечение к раздельному сбору отходов предприятий различных форм собственности.

- Строительство мусоросортировочной станции, позволяющей отсортировать и отправить на повторное использование до 90% отходов.

- Оснащение мест массового скопления людей контейнерами для раздельного сбора отходов, пригодными для использования в качестве вторичного сырья с последующей сортировкой на мусоросортировочной станции.

2-й этап

- Раздельный сбор отходов населением по двум фракциям: 1 - пищевые отходы и 2- прочие, с последующей сортировкой второй группы отходов на мусоросортировочной станции.

- Развитие сети стационарных и мобильных пунктов сбора и первичной обработки вторичного сырья.

Создание системы вторичного использования отходов

Стимулирование предпринимательской деятельности по сбору и переработке вторичного сырья:

- создание спроса на продукцию вторичной переработки;

- обеспечить широкие каналы сбыта продукции вторичной переработки;

- гарантия использования производимой продукции в хозяйстве района.

С целью повышения эффективности раздельного сбора отходов, включая себестоимость сортировки на мусоросортировочной станции, необходимо максимально снизить себестоимость раздельного сбора, а также сортировки. Необходимо учитывать, что при увеличении числа категорий для раздельного сбора отходов населением увеличится себестоимость мероприятий по раздельному сбору, поэтому, прежде всего, начать раздельный сбор следует по двум компонентам (пищевые и прочие).

Строительство мусороперегрузочных станций

С учетом прогнозируемых объемов образования отходов в г. Челябинске, а также с учетом мероприятий, предусмотренных Территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Челябинской области, утвержденную в новой редакции приказом Министерства экологии Челябинской области от 30.10.2019 г. № 837 и Генеральной схемой санитарной очистки территории муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденной распоряжением Администрации города от 11.07.2014 № 4030 предлагается строительство 8 мусороперегрузочных станций:

1. Мусороперегрузочная станция (в районе ул. Северный Луч, 51). Размер СЗЗ составит 100м.;

2. Мусороперегрузочная станция (в районе ул. Северный Луч, 51). Размер СЗЗ составит 100м.;

3. Мусороперегрузочная станция (в районе ул. Уфимский тракт, 121/1). Размер СЗЗ составит 100м.;

4. Мусороперегрузочная станция (ул. Мастеровая). Размер СЗЗ составит 100м.;

5. Мусороперегрузочная станция (в районе ш. Копейское, 36Гс4). Размер СЗЗ составит 100м.;

6. Мусороперегрузочная станция (в районе пересечения ул. Томинская и Троицкого тракта). Размер СЗЗ составит 100м.;

7. Мусороперегрузочная станция (в районе ул. Автоматики, 1). Размер СЗЗ составит 100м.;

8. Мусороперегрузочная станция (севернее Успенского кладбища, возле ул. Радонежская). Размер СЗЗ составит 100м.

Помимо планируемого объема принимаемых на объекте отходов (который определяет мощность, техническую возможность и уровень загрузки оборудования) на эффективность работы мусороперегрузочных станций оказывает большое влияние морфологический состав отходов (на который влияют уровень доходов населения, благоустроенность жилищного фонда, климатическая зона и т.д.).



Оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения городского округа на комплексное развитие территории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: