28. При расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования перед его началом и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 Основ ценообразования:
1) базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 32 настоящих Методических указаний;
2) индекс эффективности операционных расходов, характеризующий минимально допустимый темп повышения эффективности операционных расходов и устанавливаемый в размере 1 процента (если иное не было предусмотрено конкурсной документацией при проведении конкурса на заключение концессионного соглашения, соглашением о государственно-частном партнерстве, договором аренды, договором лизинга, конкурсной документацией на получение статуса регионального оператора). При этом на первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год по решению органа регулирования тарифов, утвержденного до проведения конкурса, указанного в настоящем пункте;
3) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (удельный расход энергетических ресурсов).
Для регулируемых организаций, владеющих объектами по обращению с твердыми коммунальными отходами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, указанных в таком соглашении или договоре.
29. На каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования (далее также – прогнозные параметры регулирования):
1) индекс потребительских цен(в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на электрическую энергию, природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на капитальное строительство, темпы роста заработной платы, определяемые на основании информации базового варианта одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров, определенных в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год долгосрочного периода регулирования в целях определения операционных (подконтрольных) расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;
2) неподконтрольные расходы;
3) стоимость приобретения единицы энергетических ресурсов;
4) стоимость и сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования утвержденной инвестиционной программы;
5) расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов, определяемые в соответствии с пунктом 14 настоящих Методических указаний.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. До начала долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования и иных прогнозных параметров регулирования орган регулирования рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации отдельно на каждый i-й год долгосрочного периода регулирования (далее в настоящей главе - i-й год), , по формуле:
(тыс. руб.), (1)
где:
– текущие расходы, определяемые в соответствии с формулой 2 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
-расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов в году i, определяемые в соответствии с пунктом 35 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
– нормативная прибыль, устанавливаемая органом регулирования на i-й год в соответствии с пунктом 36 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
– расчетная предпринимательская прибыль, устанавливаемая органом регулирования на i-й год в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, рассчитанная в соответствии с пунктом 38 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
- величина, определяемая на i-й год первого долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 39 настоящих Методических указаний и учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, тыс. руб.
Текущие расходы, рассчитываются по следующей формуле:
(тыс. руб.), (2)
где:
- операционные (подконтрольные) расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктами 31, 32 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
- неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
- расходы на покупку энергетических ресурсов в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 34 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
30. Операционные (подконтрольные) расходы рассчитываются по формуле:
, (тыс. руб.)(3)
где:
- операционные (подконтрольные) расходы в i-м году. Для первого года долгосрочного периода регулирования уровень операционных расходов (базовый уровень операционных расходов) определяется в соответствии с пунктом 32 настоящих Методических указаний, тыс. руб.;
- индекс эффективности операционных расходов на год i, выраженный в процентах и определяемый в соответствии с пунктом 28 настоящих Методических указаний;
- индекс потребительских цен, определенный на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год;
, – количество твердых коммунальных отходов, поступающих на объект в году i, (i-1), тонн.
31. При расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы:
1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;
2) расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
3) расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи и интернета, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к расходам на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и расходам на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя и рассчитываемые согласно пунктам 14-15 Основ ценообразования;
4) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
5) расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала;
6) общехозяйственные расходы;
7) расходы на текущий и капитальный ремонт объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
8) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
9) расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, страхование ответственности концессионера, частного партнера, в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, а также расходов на страхование рисков гибели объектов, создаваемых по таким соглашениям;
10) прочие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с главой III настоящих Методических указаний.
При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования за который имеются фактические данные, и результаты проведения контрольных мероприятий.
32. Неподконтрольные расходы включают в себя:
1) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, не включающие расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя и рассчитываемые согласно пунктам 14-15 Основ ценообразования;
2) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации;
3) расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования, а также с учетом особенностей пункта 51 Основ ценообразования;
4) сбытовые расходы, определяемые в соответствии с пунктом 20 настоящих Методических указаний.
5) суммарная экономия от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, учитываемая в составе неподконтрольных расходов в соответствии с пунктом 60 Основ.
6) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые долгосрочные периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;
7) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, а также затраты на их привлечение и погашение, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных подпунктом «б» пункта 38 Основ ценообразования, с учетом положений, предусмотренных пунктом 12Основ ценообразования;
8) расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.
Указанные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с главой III настоящих Методических указаний.
33. Расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из объема потребления соответствующего энергетического ресурса, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на энергетические ресурсы, и рассчитываются по формуле:
(тыс. руб.), (4)
где:
- объем потребления z-го энергетического ресурса в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом технических характеристик фактически действующего энергопотребляющего оборудования, нормативного времени его работы, а также фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;
- плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса в i-м расчетном периоде регулирования.
В расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются расходы:
на электроэнергию (мощность);
на тепловую энергию и теплоноситель;
на горячее и холодное водоснабжение и водоотведение;
на природный газ;
на иные виды топлива.
При снижении удельного расхода на энергетические ресурсы средства, полученные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная с года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.
Плановые (расчетные) цены на энергетические ресурсы определяются на основе данных, предусмотренных пунктом 14 Основ ценообразования.
34. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
35. Нормативная прибыль на i-й год определяется в соответствии с пунктом 24 настоящих Методических указаний с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 54 Основ ценообразования.
Нормативная прибыль рассчитывается по формуле:
(тыс. руб.), (5)
где:
- расходы на капитальные вложения (инвестиции), рассчитываемые с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой, тыс. руб.;
При определении величины расходов на капитальные вложения (инвестиции) в составе нормативной прибыли регулируемой организации не учитываются расходы, финансируемые за счет надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, установленных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г.№ 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (ч. 1), ст. 36; № 52 (ч. 1), ст. 5597; 2007, № 1 (ч. 1),
ст. 21; № 43, ст. 5084; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; № 52 (ч. 1), ст. 6450; 2010, № 30 (ч. 1), ст. 4590; ст. 4596;
№ 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3437; ст. 3446; № 53 (ч. 1), ст. 7614; ст. 7616; ст. 7643; 2014, № 23, ст. 2928; № 40 (ч. 2), ст. 5322; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 38) (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»), амортизации, заемных средств, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, величина расходов на капитальные вложения (инвестиции) на годы, следующие за годом окончания срока действия инвестиционной программы, определяется на уровне расходов регулируемой организации на капитальные вложения (инвестиции) в последний год действия инвестиционной программы;
– средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний, тыс. руб.
При определении расходов на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, не учитываются расходы на возврат займов и кредитов на реализацию мероприятий инвестиционной программы, финансируемые за счет амортизации;
- величина экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения), в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
36. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 30настоящих Методических указаний (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой организации устанавливается на более низком уровне и рассчитывается по формуле:
(тыс. руб.), (6)
где:
N - для регулируемой организации, не являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, устанавливается в размере 5%. Для регулируемой организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению такой организации устанавливается ниже указанного уровня;
- расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, тыс. руб.
37. Величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, рассчитывается в размере не более 12% необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета сглаживания, по формулам:
, (тыс. руб.)(7)
, (тыс. руб.)(8)
где:
- величина изменения необходимой валовой выручки на год i, производимого в целях сглаживания тарифов;
- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования;
НД - норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования;
- величина сглаживания необходимой валовой выручки, определенная органом регулирования;
- необходимая валовая выручка, устанавливаемая на год i долгосрочного периода регулирования без учета сглаживания, тыс. руб.
38. Величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (), рассчитывается по формуле (9) и может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
, (тыс. руб.)(9)
где:
- экономически обоснованные расходы регулируемой организации, не учтенные при установлении регулируемых тарифов периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации и недополученные доходы, определяемые
при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ).
Понятия «экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования» и «недополученные доходы» применяются в значениях, предусмотренных пунктом 2 Основ ценообразования;
- доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению из НВВ, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ, и прибыли, полученной в результате возникновения операционных расходов).