Кафедра педагогики и психологии

Методические рекомендации

 по написанию курсовой работе и темы

Преподаватель: Спинжар Н.Ф.,

кафедра педагогики и психологии

 

1. Методические рекомендации

Курсовая работа – одна из самостоятельных научно-исследовательских работ студента. Курсовой проект отражает уровень теоретической и практической подготовки студента, умения использовать теоретические знания для решения практических задач. Написание курсовой работы – это и исследование определенных объектом в реальных условиях с помощью различных тестовых методик и других методов исследования. Кроме того, курсовая работа – это мировоззренческая позиция автора – его идеология воспитания, его приоритеты и нравственные позиции по выбранным аспектам изучения, а также, понимание и заинтересованность в решении проблем практики, стремления к самосовершенствованию и самообразованию, познанию глубины своей профессиональной деятельности.

Определим следующие этапы работы над курсовым проектом, который в дальнейшем может стать основанием для написания дипломной работы.

1. Выбор темы исследования предполагает, что проблемы, с которыми столкнется в своей будущей деятельности специалист культуры (хореограф, музыкант) представляют собой различные аспекты воспитания, обучения и развития человека. Соответственно, для успешной реализации курсового проекта, необходимо выявить наиболее актуальную и значимую проблему, которая станет основанием для определения темы. Предварительно составляется план в порядке перечня глав и вопросов, которые должны быть освещены в курсовой работе. Правильно составленный план поможет систематизировать материал, обеспечит последовательность его изложения. План студентом составляется самостоятельно и согласовывается с руководителем работы.

Трудности формулировки проблемы возникают из-за недостаточного знания практики студентом, поэтому на этапе определения темы, возникает потребность в индивидуальной консультации преподавателя. Научиться видеть проблему, актуальную для будущего специалиста – профессионально значимая задача; на основе проблемы – тему курсовой работы; определять основную цель и задачи; выстраивать структуру работы в соответствии с последовательностью поставленных задач; применять необходимые методы исследования; находить нужные источники; анализировать литературу по теме курсовой (выявлять основные точки зрения, дифференцировать и систематизировать материал, и т.д.); кратко излагать основные мысли авторов привлекаемых философских, научных и прикладных источников; логически выстраивать материал, т.е. соблюдать в изложении причинно-следственные связи; владеть научным стилем изложения (лексикой).

2. Содержание курсовой работы. Утверждение темы предполагает, что студент должен ясно представлять, о чем он будет писать в своей курсовой работе, как он предполагает решать проблему, на какие источники он будет опираться. Здесь требуется проработка литературы по теме (не менее 15-20 источников), определение авторов и содержания.

Требования к содержанию, структуре работы, определение основных научно-содержательных понятий (т.е.: объект, предмет и т.п.), а также оформление работы по утвержденным стандартам.

В содержании (плане) работы отражаются следующие компоненты: введение,

I–ая глава (часть),

II – глава (часть), подзаголовки (не более трех) в каждой главе (части), заключение (выводы),

литература,

приложения.

Введение. Во введении формулируется – цель работы; – постановка задачи; – предполагаемые пути решения поставленной задачи.

Основная часть делится на главы (части), которые должны быть озаглавлены. В название каждой главы отражает суть рассматриваемой в ней части проблемы. В основной части непосредственно полностью раскрывается проблема. При этом нужно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных писателей, избегая переписывания. Основная часть может быть представлена:

Глава 1. Название главы, где осуществляется анализ научной литературы, нормативных и других источников по избранной теме. Предметом анализа могут быть новые идеи или проблемы в области психологии и педагогики, специфика возрастной группы, имеющиеся методические подходы к их изучению и решению, оценка противоречивых сведений, содержащихся в различных литературных источниках.

Далее идут подзаголовки рассматриваемых вопросов:

1.1. Название подзаголовка.

1.2. Название подзаголовка.

Глава 2. Название главы, где можно включить изложение методов исследования, подходы, условия и т.д. Обобщается практический опыт в области исследования проблемы, глава завершается кратким анализом полученных результатов и описанием их возможного применения (практическими рекомендациями.)

2.1. Название подзаголовка.

2.2. Название подзаголовка.

Заключение (выводы). Формулируются основные выводы, обоснование которых содержится в основной части, обобщаются полученные данные, конкретно изложенные по пунктам результаты теоретических, методических и практических исследований, а также краткие выводы и оценка степени выполнения поставленных в курсовой работе задач.

Во введении определяется актуальность темы, которая отвечает на вопрос «почему я хочу изучать эту тему?». На 2-3 страничках излагается значимость проблемы для автора и его профессиональной деятельности, степень ее изучения, причины, которые досказывают актуальность выбранной темы (культурно-исторические, социальные, психолого-педагогические), Дается обоснование не только актуальности и значимости выбранной темы, но и определяется цель и задачи, предмет и объект, методология и методы исследования, указывается научная новизна, значимость полученных теоретических и практических разработок.

Цель исследования отвечает на вопрос «для чего я хочу изучать это явление (объект, предмет), которое заявлено в формулировании темы (какой конкретный результат ожидаю получить в ходе выполнения работы).

По желанию автора могут быть такие компоненты включены во введение как: Гипотеза, которая отвечает на вопрос: «какой результат я собираюсь получить после проведения эмпирического исследования темы». Для доказательств гипотезы и достижения цели относятся задачи, которые отвечают на вопрос «что надо сделать для достижения цели и получение результатов?». Теоретическая значимость работы условно отвечает на вопрос: «какое теоретическое значение имеют полученные результаты?».

Практическое значение работы отвечает на вопрос «какое значение для практической работы и для какой именно имеют полученные результаты, и где они могут быть применены?», формируется после завершения работы. Новизна работы - это личный вклад автора, отвечает на вопрос «что нового определено автором в ходе исследования?». Также формулируется после завершения работы.

Выводы – обязательный элемент каждого раздела и параграфа. Выводы должны четко отображать содержание главы параграфа. Задачи, которые решаются в разделе, главе должны быть решены и отображены в выводах. Выводов может быть на 2-3 больше чем задач, если это необходимо и совпадает с полученными результатами.

Заключение содержит последующие выводы, итоги курсовой работы, где поощряется самостоятельность суждений и оценок.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом. При составлении списка литературы следует ориентироваться на основной список литературы, предложенный преподавателем и литературы, найденной студентом самостоятельно. На основе глубокого изучения литературных и нормативных источников, подобранные студентом при помощи предметных и алфавитных указателей библиотек и Интернет-ресурсов, могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые издательствами, интернет-сайты официальных организаций. Выписки из текстов делаются в виде цитат. После каждой цитаты приводится ссылка на автора и источник.

Приложения. Приводится вспомогательный материал: промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, иллюстрации вспомогательного характера и др. Приложения необходимо располагать в порядке ссылок в тексте глав.

3. Оформляется текст на листах формата А4. Текст подразделяется на главы, параграфы и озаглавливать их объем не менее 30 страниц формата А4 на 1-2 курсах и 30 страниц (не считая титульного листа и списка литературы). Желательна распечатка компьютерного набора на одной стороне каждого листа (шрифт – Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный, форматирование по ширине, сноски на авторов (номер источника, страницы, с которых цитата), нумерация сплошная кроме титульного листа (т.е. содержание – это страница № 2), написания курсовой работы – 60 строк на лист (через 2 интервала).

Параметры страницы: ориентация – книжная; поля – левое – 3см., правое – 1см., верхнее – 2,5 и нижнее, – 2 см. Межстрочный интервал – полуторный. Абзацные отступы (красные строки) – 1,5 см. Расстановка переносов – автоматическая. придерживаться необходимого объема правильно оформлять сноски и список литературы (не менее 15 – 20 наименований, в том числе статьи и Интернет-источники).

При оформлении текста курсовой работы следует обратить внимание на титульный лист, на котором указывается:

● полное название университета, ведомства, кафедра, факультета,

● тема работы,

● фамилия автора и научного руководителя,

● место и год написания.

5. Оценка курсовой работы включает своевременную проработку все блоков проекта, выступление студента на защите, характер и уровень его ответов на вопросы на защите, соблюдения графика работы над курсовой. Критерии оценки следующие:

- «отлично»: тема полностью раскрыта, использовано оптимальное количество источников и литературы, автор продемонстрировал высокий уровень источниковедческого и историографического анализа, владения исследовательскими методиками. Курсовая работа правильно оформлена. Защита прошла успешно, автор содержательно выступил и ответил на поставленные вопросы. График представления работы соблюден;

- «хорошо»: тема в целом раскрыта, однако работа имеет недостатки в области источниковедческого и историографического анализа, в проведенном исследовании. Защита прошла неубедительно, автор не сумел ответить на ряд вопросов. Есть ошибки в оформлении работы. Нарушен график представления работы;

- «удовлетворительно»: работа несамостоятельная, носит реферативный характер, то есть, переписана из нескольких книг с минимальной авторской работой с источниками или вообще без них. Число источников, статей и книг, к которым указал автор, недостаточно для качественного раскрытия темы. Работа является «подражательной». Неубедительная защита. Отсутствие ответов на большинство вопросов. Ошибки в оформлении работы. Допущены нарушения графика представления курсовой работы.

Оценка «неудовлетворительно» не ставится, т.к. слабые работы не выпускаются к защите научным руководителем, который дает развернутую характеристику ошибок и рекомендует возможные пути доработки курсовой работы.

6. Правила. При написании курсовой работы требуется учитывать следующие правила:

● Курсовая работа – это самостоятельный научный труд студента;

● Курсовая работа готовится единолично;

● Курсовая работа должна обладать внутренним единством смысла;

●  Выводы курсовой работы должны быть производными от содержания основной части;

● Текст и заключение курсовой работы должны содержать собственные суждения автора курсовой работы по избранной им тематике.

7.Защита курсовой работы. Работа сдается за 2 недели до защиты на рецензию, где отмечаются положительные и отрицательные стороны, дается предварительная оценка. В результате руководитель принимает решение о защите и назначает ее срок. При защите студент обязан ответить на вопросы руководителя, на основании чего работа оценивается на: «отлично, хорошо, удовлетворительно». При наличии замечаний руководитель передает студенту работу для доработки и устанавливает срок окончательного ее предоставления. Студенту должен знать, что руководитель работы не является ни соавтором, ни редактором курсовой работы. Вся ответственность за теоретически и методологически правильную разработку темы, качество содержания и оформления курсовой работы полностью лежит на студенте.

8. Пример написания курсовой работы на тему «...»

Введение – краткое обоснование теоретической и практической актуальности проблемы, формулировка цели и задач: Цель курсовой работы – чего мы ходим уточнить, понять, определить, разработать и т.д. Задачи, стоящие перед исследованием, курсовым проектом, которые могут заключаться в конкретизации хода работу над раскрытием теоретической и практической частью курсового проекта. (3 стр.).

Глава I. Теоретические аспекты, предпосылки понимания проблемы в истории и на сегодняшний день … Необходимо дать развернутую характеристику теории вопроса: основного понятия (воспитания, обучения, развития и др.).

Показать в 1-ой части работы, что в литературе говориться по интересующей проблеме-теме, указать основных авторов - исследующих проблему и их взгляд на ее решение.

Глава II. Методы исследования, методика воспитания, обучения и др. практические аспекты темы.

 Раскрываются подходы к изучению практики, содержание методов исследования, сущность методик на которые опирались в данном курсовом проекте. Кроме этого, какие особенности воспитания и обучения были проанализированы (возможно, собственного опыта)

Заключение – краткое обобщение теоретического и практического материала и основные достижения автора в данной работе по каждому пункту плана и рекомендации(2 стр.)

Литература – перечень источников (15- 20).

Приложение – Табличный материал, графики, разработанные анкеты и другой диагностический материал, фотоматериалы, документы подтверждающие ваше отношение к заявленной теме.

         

2. Темы курсовых проектов

1. Учет возрастных особенностей ребенка (указать возраст) в процессе занятий (музыкой).

2. Воспитание культуры поведения у детей (указать возраст) на занятиях (музыкой).

3. Учет национальных традиций воспитания детей (указать возраст) в процессе занятий музыкой.

4. Формирование ценностного отношения у детей (указать возраст) к народной (музыке, хореографии) на занятиях творческого коллектива.

5. Воспитание личности ребенка (указать возраст) средствами (музыки).

6. Формирование интереса к (музыке, вокальному пению, хореографии) у детей (указать возраст) на начальном этапе обучения.

7. Принципы обучение детей (указать возраст) основам современной (музыки, хореографии).

8. Педагогические подходы к развитию индивидуальности ребенка (указать возраст) в процессе творческой деятельности.

9. Педагогические технологии развития творческих способностей у детей (указать возраст) в процессе занятия музыкой.

10. Формирование навыков сотрудничества у детей (указать возраст) в творческом коллективе.

11. Системный подход к организации обучения детей (указать возраст) в творческом коллективе.

12. Педагогические условия реализации здоровьесохраняющих технологий в (музыкальном) коллективе.

13. Психолого-педагогические особенности работы с гиперактивными детьми (указать возраст) в процессе занятий (музыкой).

14. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего (музыканта, хореографа) в процессе обучения в вузе.

15. Педагогические средства развития ритмичности у детей (указать возраст) на занятиях (музыкой).

16. Формирование умений (каких) у детей (возраст) на занятиях (музыкой).

17. Развитие эмоциональной выразительности у детей (возраст) на уроках (музыки, хореографии).

18. Особенности воспитательной работы в творческом коллективе.

19. Дидактические принципов обучения и их использование в процессе творческой деятельности (музыканта).

20. Педагогические условия формирование творческого коллектива.

21. Влияние творческого коллектива на воспитание личности (указать возраст).

22. Использование методов исследования в творческой деятельности (музыканта).

23. Эстетическое воспитание детей (указать возраст) в процессе занятий (музыкой).

24. Методы воспитания детей (возраст) в процессе занятий (музыкой).

25. Учет возрастных особенности детей (указать возраст) в практической деятельности (музыканта).

26. Реализация принципа доступности в практической деятельности (музыканта) с детьми (указать возраст).

27. Организация общения в творческом коллективе на основе гуманистического подхода.

28. Нравственное воспитание детей (возраст) средствами (музыки).

29. Реализация индивидуального подхода в практической деятельности (музыканта).

30. Сущность и содержание воспитательной деятельности (музыканта) в творческом коллективе.

31. Педагогические требования к реализации метода наказания в деятельности (музыканта).

32. Педагогические требования к реализации метода поощрения в деятельности (музыканта).

33. Формирование у детей (возраст) культуры поведения в процессе занятий музыкой.

34. Развитие познавательной активности детей (возраст) средствами (музыки, хорового пения).

35. Принципы обучения детей (возраст) основам музыки.

36. Особенности самообразования педагога – музыканта.

37. Творческое развитие детей (указать возраст) на уроках музыки в ДШИ

38. Развитие интереса к инструментальной музыке у детей (указать возраст) на занятиях фо-но.

39. Организация самостоятельной работы учащихся (указать возраст) в классе фо-но

40. Педагогическая поддержка учащихся (указать возраст) в решении учебных трудностей в классе фо-но.

41. Информационные технологии в процессе эстрадно-джазовой подготовки студента в вузе.

42. Формы учебной деятельности в творческом коллективе

43. Методы обучения детей (указать возраст)  навыкам джазовой импровизации

44. Метод упражнения и его использование в процессе обучения детей (указать возраст) пению.

45. Формирование навыков сотрудничества у детей (указать возраст) в творческом коллективе.

46. Нравственное воспитание детей (указать возраст) средствами вокальной музыки.

47. Использование методов наказания в практической деятельности педагога-музыканта или вокалиста…..

48. Формирование культуры поведения у детей (указать возраст) на уроках вокала.

49. Принципы организации обучения в детском творческом коллективе

50. Принципы обучения детей (указать возраст) игре на духовых инструментах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: