Дети с нарушениями слуха

Принято различать две основные категории детей с нарушением слуха: глухих и слабослышащих, среди глухих — рано - и позднооглохших.

Принципиальная разница между глухими и слабослышащими детьми заключается в том, что имеющаяся у слабослышащих степень сохранности слуха позволяет им хотя бы в самой минимальной степени самостоятельно обогащать свой словарный запас, тогда как для глухих детей это полностью исключено.

На сегодняшний день глухие, слабослышащие дети оперируются, им подбираются слуховые аппараты, кохлеарные импланты по медицинским показаниям.  В зависимости от эффективности реабилитации детей с нарушением слуха может происходить их  полная или частичная адаптация в среде здоровых детей.

Слабослышащие дети имеют разную степень снижения слуха. Принято различать 4 степени тугоухости, из которых самая тяжёлая — четвертая.

Однако гораздо большее значение имеет не степень потери слуха, а состояние речи ребёнка, поскольку при одной и той же степени тугоухости возможности речевого общения могут быть весьма различными. В связи с этим выбор класса, варианта программы для глухих и слабослышащих обучающихся осуществляется в основном не только по состоянию слуха у детей, а по уровню их речевого и интеллектуального развития.

Примерные формулировки логопедических заключений

в дошкольном возрасте:

· Нарушение речи у ребенка с нарушением слуха по типу общего недоразвития речи I уровня.

· Нарушение речи у ребенка с нарушением слуха по типу общего недоразвития речи I – II уровня.

· Отсутствие речи у ребенка со сложной структурой дефекта: например, задержкой психического развития, нарушением слуха.

· Общее недоразвитие речи I уровня у ребенка с кохлеарным имплантом.

· Общее недоразвитие речи II - III уровня у ребенка с кохлеарным имплантом.

Примерные формулировки логопедических заключений

в школьном возрасте:

  • Трудности в овладении чтением и письмом. Недостаточная сформированность средств языка у ребенка со сложной структурой дефекта: задержкой психического развития, нарушением слуха.
  • Нарушения чтения и письма. Несформированность средств языка у ребенка со сложной структурой дефекта: задержкой психического развития, нарушением слуха.
  • Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности у ребенка со сложной структурой дефекта: умственной отсталостью, нарушением слуха и зрения.

 

 

 


[1] Методические рекомендации по постановке логопедического заключения учителями – логопедами/Государственное казенное образовательное учреждение Республики Карелия для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»; [сост.; Черкасова Н.И. и др.]. – Петрозаводск: ПИН, 2012.

[2]Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: Владос, 1995. – с. 19 – 38

 

[3]http://аутизм.su/index.php/korrektsiya-i-obuchenie/logopediya/323-narusheniya-rechi-pri-autizme





double arrow
Сейчас читают про: