Технология производства и стадия рынка

Выше мы рассмотрели пять уровней рынка. Но эти уровни последовательно сменяют друг друга лишь при постоянной технологии производства данного продукта. При появлении же принципиально новой технологии, ведущей к резкому удешевлению продукта, рынок может перейти опять с третьего этапа на второй.

Вспомните, что такое пошить обувь лет сто пятьдесят назад. При этом можно сказать, что в середине девятнадцатого века рынок ботинок находился на третьем этапе. Все уже имели свою обувь, и сапожники жили за счет того, что она периодически снашивалась и нуждалась в обновлении. Однако появилась технология дешевого пошива обуви. Чем доступнее становилась обувь, тем большее количество людей могло себе позволить иметь больше, чем одну пару обуви, и разнообразить ее фасон. А ведь рынок, на который приходит все больше потребителей за все возрастающим количеством товара, это и есть второэтапный рынок.

То же самое происходило в девяностых годах с международными телефонными звонками. Каждый мог позвонить за океан, но рынок удовлетворял тот спрос, который был обусловлен дорогостоящим предложением. Однако после демонополизации телефонной связи цена на трансконтинентальные звонки полетела вниз. Теперь уже все большее число людей могло себе позволить позвонить за шесть тысяч километров, чтобы просто поболтать. К концу тысячелетия рынок достиг третьего уровня при вновь зафиксированных ценах.

Интересно, что товар возможно постоянно искусственно поддерживать на втором уровне. К этому относятся товары, ориентированные на моду. Вы меняете галстук не потому, что старый износился, – меняется мода, обновляете гардероб. Технология производства позволяет вам менять галстуки по доступным ценам.

Технология производства и система контроля качества

При кустарном производстве было вполне естественно оценивать качество каждого производимого экземпляра. Однако с приходом массового конвейерного производства стало экономически неэффективно оценивать качество конечного изделия или качество изделия на промежуточных стадиях изготовления. Вместо этого стали оценивать критические параметры и стабильность технологических процессов на различных стадиях изготовления продукта. Такой подход, называемый статистическим контролем технологического процесса, позволил заблаговременно определять незначительные отклонения параметров технологического процесса и принимать корректирующие меры предотвращающие выпуск некачественных (бракованных) изделий.

Требования к уровню качества могут существенно отличаться. Есть изделия, требующие 100% выходного контроля (медицинские приборы, военная, аэрокосмическая или ядерная техника) для которых устанавливаются нормы качества и надежности. Есть изделия бытового пользования, для которых выгоднее заменять отказавшие изделия по гарантии, чем нести дополнительные расходы по выходному контролю, т. е. в этих случаях решение принимается по чисто экономическим соображениям.

Рассмотрим реальную ситуацию. Некий завод производил продукт для Пентагона. Требования к качеству продукта, методике и объему его испытаний и сроки поставки были строго оговорены. Однажды комиссия Пентагона пришла на завод и обнаружила, что при том количестве оборудования и сотрудников, контролирующих качество, лишь менее половины производимой продукции может быть реально протестировано на качество, даже если все будут работать двадцать четыре часа, семь дней в неделю. Этот пример демонстрирует необходимость в следующем витке системы менеджмента качества, который нашел свое воплощение в системе ISO-9000. При этом гарантируется не то, что товар будет выпускаться высокого качества, а то, что выполняется принятая технология производства изделия и функционирует принятая система обеспечения качества продукции, а решить ведь можно выпускать и товар заведомо низкого качества.

Разумеется, менеджмент качества каждого отдельного продукта подходит для компании первого уровня, в то время как внедрение системы ISO-9000 ей не по карману, что ставит табу на попытки выйти на ряд рынков. Современный производитель автомобилей — это обязательно компания, прошедшая сертификацию по ISO-9000. Значит, любой поставщик частей к их продукту тоже должен быть сертифицирован по ISO-9000. Но если вы – маленькая начинающая компания с товаром для автомобилей, ваш единственный шанс — это идти туда, где сертификация по ISO-9000 не требуется.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: