Международная торговля возникла еще в эпоху рабовладения, то есть была исторически первой формой международных экономических отношений, и наиболее развита в настоящее время.
Международная торговля – сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира, связывающая национальные экономики в единую систему мирового рынка.
Субъекты мировой торговли: страны мира, транснациональные корпорации и межнациональные корпорации, региональные интеграционные группировки. Объекты международной торговли: продукты труда человека: товары, услуги.
Две формы международной торговли:
– международная торговля товарами;
– международная торговля услугами.
Международная торговля товарами – форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе МРТ и выражающая их взаимную экономическую зависимость. Она является наиболее значимой формой международной торговли.
Основными составляющими международной торговли являются: экспорт товаров; импорт товаров; встречная и транзитная торговля. Экспорт товаров – вывоз товаров из страны для продажи или использования в других странах. Импорт товаров – ввоз в страну товаров из-за границы. Встречная торговля – внешнеторговые операции по реализации товаров с наличием встречных обязательств экспортеров закупить у импортеров продукцию на часть или полную стоимость экспортируемых товаров. Транзитная торговля – движение товаропотоков через территорию данного государства.
|
|
Около 30% товарооборота приходится на 3 крупнейших экспортера: США, Германию и Японию.
Выделяют два метода торговли товарами:
– прямой – совершение торговой операции непосредственно между производителем и потребителем продукции;
– косвенный – осуществление торговой операции через посредников.
Международная торговля услугами имеет свою специфику. Черты услуг: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, неоднородность или изменчивость качества, неспособность услуг к хранению. Основное отличие торговли товарами от торговли услугами состоит в том, что услуги не имеют свойства накапливаться. Объем рынка услуг составляет приблизительно 25% мирового товарного оборота, причем темп роста данного сектора мировой экономики значительно превышает темпы роста мирового товарного оборота.
Специфические черты международной торговли услугами:
– место производства и потребления услуг совпадают (экспорт услуг предполагает их производство за границей);
– тесная связь рынка услуг с товарным рынком, рынком капитала и рабочей силы;
|
|
– степень концентрации на рынке услуг гораздо больше, чем на рынке товаров;
– национальная сфера услуг защищена более сильно от иностранной конкуренции, нежели сфера материального производства;
– качество услуг непостоянно и может варьироваться в широких пределах в зависимости от того, кто, где и когда их производит;
– ряд услуг практически не вовлекается в международный оборот.
Мировая практика классифицирует услуги по следующим направлениям. По принципу взаимодействия с другими формами международных экономических отношений:
– факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капитала, рабочей силы, технологий;
– нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм, прочие нефинансовые услуги).
По способам доставки потребителям:
– услуги, связанные с инвестициями (финансовые и туристические);
– услуги, связанные с торговлей (транспортные и сопутствующие услуги – фрахт; хранение и складирование; сопровождение груза в пути;
выполнение таможенных формальностей);
– услуги, связанные с торговлей и инвестициями (бизнес-услуги;
аудит; реклама, консалтинг, страхование и др.).
Всемирная торговая организация выделяет 12 видов услуг: деловые услуги, или услуги для бизнеса (аренда, аудит, реклама); услуги связи (интернет, радио, почта, телевидение и др.); строительные и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги (франчайзинг); транспортные услуги; образовательные услуги; услуги по защите окружающей среды; туристические услуги; услуги по охране здоровья и социальные услуги; финансовые услуги, включая страхование; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; прочие услуги.
Для современного этапа развития мирового рынка услуг характерно постепенное снижение доли промышленно развитых стран, возрастание доли развивающихся стран и стран с переходной рыночной экономикой.
Основные экспортеры и импортеры услуг среди развитых стран – США, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Нидерланды, Испания, доля которых в мировом рынке услуг составляет 75% экспорта и 50% импорта. Среди развивающихся стран – Сингапур, Республика Корея.
Важной тенденцией развития международной торговли услугами является увеличение инвестиций в данную сферу. Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства.