Информационно-просветительская кампания по ознакомлению подростков с основами добровольчества включает в себя серию мероприятий, целью которых является раскрытие феномена добровольчества как общественного явления, формирование положительного образа волонтера, информирование о ценностях добровольчества.
Необходимо показать подросткам, чем для них актуально добровольчество. Важно использовать игровой формат, интерактивные формы, качественные визуальные материалы. Предпочтительно обеспечить получение информации из первых уст, т.е. привлечь к этому процессу опытных волонтеров, которые могли бы на своем примере рассказать подросткам, что такое волонтерство, каким оно бывает, привести примеры успешных региональных и федеральных практик, объяснить, каким может быть функционал волонтера, донести мировоззренческие идеалы добровольчества.
Собственные мероприятия:
• Уроки добровольчества.
• Тематические мероприятия для заинтересовавшихся.
• Распространение материалов волонтерских центров, просмотр видео-курсов, обзор интернет-ресурсов о добровольчестве.
• Создание стендов, рубрик, посвященных добровольчеству.
С целью продвижения ценностей добровольческой деятельности
и развитие социальной активности среди детей Ассоциацией волонтерских центров (далее – АВЦ) и Российским движением школьников ежегодно проводится Всероссийская акция «Добрые уроки».
Проведение акции возможно в 3 форматах:
1. Самостоятельно разработать уроки (занятия) о добровольчестве
на основании материалов, разработанных АВЦ и рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации. Рекомендации размещены на портале https://eit.edu.ru. При разработке занятий можно воспользоваться готовыми сценариями Всероссийской акции «Добрые уроки».
2. В 2019 году АВЦ совместно с АНО «Лаборатория социальных коммуникаций «Третий сектор» и Фондом президентских грантов создан документальный фильм о подрастающем поколении добровольцев (11 – 17 лет) - «Волонтеры будущего». В фильме показана деятельность детей-добровольцев, которые способствуют сохранению дикой природы, помогают людям с ОВЗ интегрироваться в общество, заботятся о бездомных животных, разрабатывают полезные компьютерные решения, разыскивают останки бойцов ВОВ, создают краеведческие музеи, используют социальные сети для распространения идей добра и созидательной энергии. Фильм является продолжением медиапроекта «#ЯВОЛОНТЕР», который был реализован
в 2018 году и, благодаря которому к волонтерскому движению присоединились тысячи граждан нашей страны. Анонсирующие материалы, презентация для проведения полезного занятия, комплект методических материалов для проведения акции – доступны на сайте http://5декабря.рф.
3. Комбинированный формат, сочетающий первые два пункта.
2. Мотивация и формирование позитивного отношения
к добровольческой деятельности.
1. Организация досуга. Участвуя в волонтерской деятельности, подростки получают возможность организовать себе интересный
и качественный досуг. Акции, проекты, участие в конкурсах и мероприятиях помогают подросткам разнопланово и интересно проводить время, осуществляя различную деятельность в новой сфере, а часто и в новом месте.
2. Дружба и взаимодействие с единомышленниками.
Волонтерские отряды обычно объединяют подростков разного возраста
с одинаковыми интересами и едиными ценностями, с которыми в обычной жизни они встречаются редко.
3. Приобретение полезных знакомств.
В данном случае имеются в виду знакомства, необходимые
для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности. Включаясь в социальные практики, подростки знакомятся с представителями различных профессий: спортсменами, общественными деятелями, деятелями культуры и искусства, госслужащими. Часто эти люди играют значительную роль в дальнейшей судьбе молодежи.
4. Общественное признание.
В подростковом возрасте наиболее значимо становится признание сверстников. В старшем подростковом возрасте молодые люди задумываются об общественном признании, значимости своей личности.
5. Приобретение практических навыков.
Реализуя социальные проекты и акции, обучающиеся приобретают практику, своеобразный опыт работы по организации мероприятий, оказанию первой помощи, экологическую практику и др. Данные навыки, особенно если они учтены в электронной волонтерской книжке, могут помочь при поступлении в университет, трудоустройстве на работу.
6. Развитие необходимых личностных качеств и компетенций.
Одним из наиболее важных результатов для подростка при реализации волонтерских практик становится развитие личностных качеств
и компетенций, необходимых для эффективной жизни в XXI веке, таких как любознательность, инициативность, настойчивость, умение решать практические задачи, навыки целеполагания, креативность, лидерские качества, умение работать в команде и коммуникативные навыки, менеджмент.
7. Помощь в личностном и профессиональном самоопределении.
Реализация волонтерской деятельности рассматривается как один
из наиболее эффективных способов личностного и профессионального самоопределения. Подростки на практике пробуют тот или иной вид деятельности, осознают, что у них получается лучше, понимают, что ближе их внутреннему миру, еще больше подкрепляют свой выбор будущей профессии или, наоборот, получают возможность его переосмыслить.
8. Реализация духовных потребностей.
У каждого подростка есть внутренняя потребность помогать, «делать этот мир лучше», занимаясь волонтерской деятельностью, они реализуют духовные потребности, становятся добрыми, милосердными, искренними
и чувствующими.
9. Реализация своей идеи.
Самый важный мотив в человеческой жизни – самоактуализация (самореализация). Участвуя в социальной практике, организуя различные события, подростки могут осуществить свою мечту, претворить любую идею
в жизнь. Для эффективной организации добровольческой деятельности важно:
1. Учесть все подгруппы мотивации и разработать педагогические практики для внедрения каждой из них.
2. Выявить приоритетные подгруппы мотивации для каждого подростка и использовать это для постановки индивидуальных целей и построения индивидуальных траекторий развития в добровольческой деятельности.
Собственные мероприятия:
• Целеполагание и работа с индивидуальными целями подростков.
• Разработка мотивационной информационно-просветительской кампании по добровольчеству.
• Система органов самоуправления и стимулирования волонтерского отряда.