Страхование гражданской ответственности эксплуатанта воздушного судна перед третьими лицами

Страхование гражданской ответственности эксплуатанта воздушного судна перед третьими лицами при выполнении международных полетов осуществляется в соответствии с Римской конвенцией о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными суднами третьим лицам на поверхности 1952 года, которая ограничивает размер ответственности эксплуатанта воздушного судна за такой вред в зависимости от взлетного веса воздушного судна.

 

Лимиты ответственности, покрываемые страховым полисом, должны быть не ниже лимитов, оговоренных Римской конвенцией. Повышенные, по сравнению с Римской конвенцией, требования выдвигаются законодательством некоторых государств, государственными органами управления гражданской авиации и даже отдельными аэропортами.

 

Воздушным кодексом РФ установлено обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц, как при выполнении международных полетов, так и при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве РФ.

 

При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве РФ минимальный размер страховой суммы установлен в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных, федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна.

 

Законодательство устанавливает лишь минимальные требования по страхованию, однако, определяя лимит ответственности перед третьими лицами, авиакомпании должны соизмерять его с возможными размерами ущерба, который может возникнуть при эксплуатации данного типа воздушного судна, как на поверхности земли, так и при столкновении с другим воздушным судном в тех аэропортах или регионах, в которые осуществляются полеты. В большинстве стран, подписавших и ратифицировавших Римскую конвенцию о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 года, в которой участвует и Россия, эксплуатация иностранных воздушных судов без страхования, покрывающего гражданскую ответственность эксплуатанта воздушного судна за причинение вреда третьим лицам на поверхности, не допускается.

 

В соответствии с Конвенцией каждое государство - ее участник, над территорией которого осуществляется полет, вправе требовать от эксплуатанта воздушного судна гарантий обеспечения возможного ущерба в форме страхования гражданской ответственности, гарантии банка, либо органа государства или депозита соответствующей суммы (Ст.15 Конвенции). Государство - участник Конвенции, над территорией которого осуществляют полеты иностранные суда, имеет право требовать от эксплуатантов воздушных судов, а в некоторых случаях от международной организации гражданской авиации (ИКАО) предоставления документов удостоверяющих платежеспособность страховщика или гаранта.

Эксплуатанты должны иметь надлежащим образом оформленные страховые документы, причем страховой полис (сертификат) должен находиться на борту ВС или его копия должна быть предоставлена в государственное органы управления гражданской авиации страны, над территорией которой они осуществляют полеты.

 

Субъектом ответственности перед третьими лицами является эксплуатант гражданского воздушного судна (т.е. лицо, эксплуатирующее его в момент причинения вреда), далее по тексту - эксплуатант воздушного судна.

Страхователями при страховании гражданской ответственности авиаперевозчика являются лица, эксплуатирующие воздушные суда в силу принадлежащего им права собственности, права полного хозяйственного ведения либо владеющие и эксплуатирующие воздушные суда на других законных основаниях.

Под вредом понимают смерть, телесное повреждение, нанесенное третьим лицам, или ущерб, причиненный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета. Вред третьими лицам может быть причинен как на земле, так и в воздухе. Конвенция предусматривает ответственность за вред, причиненный третьим лицам только на поверхности земли.

 

Обычно из страхового покрытия исключаются воздействия шума авиадвигателей и загрязнения окружающей среды. Исключаются также и военные риски, однако они могут быть застрахованы за дополнительную плату.

 

Ответственность страховщиков ограничивается определенными суммами, оговоренными в полисе в отношении каждого единичного страхового случая в отношении каждого воздушного судна. Ограничения ответственности страховщиков по сумме называются пределами ответственности или лимитами ответственности.

Законодательные ограничения ответственности эксплуатантов воздушных судов закреплены Римской конвенцией и законодательством ряда стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: