Столкнулись с травлей в детской среде

1. Оценить всю информацию, выделить факты, интерпретации и эмоциональные

оценки, тщательно ее проанализировать, сделать для себя резюме, наметить план

действий.

2. Обсудить с коллегами и администрацией детского учреждения программу помощи и

профилактики.

3. Обязательно сформировать команду специалистов, которая будет работать со

случаями буллинга: психолог, педагоги, воспитатели, социальный педагог. 19

Желательно, чтобы команда специалистов была постоянной и владела максимально

полной информацией о буллинге.

4. В случаях совершения правонарушения несовершеннолетними подключить

правоохранительные органы, а при подозрении на психическое (наркологическое)

неблагополучие – психиатров и наркологов.

5. Быть готовым к случаям давления на инициативы со стороны администрации,

желающей скрыть проблемы жестокого обращения в детской среде, преодолевать

административные барьеры, руководствуясь действующим законодательством.

6. Иметь в виду психологически понятную позицию пострадавших детей из-за

опасений еще больше ухудшить положение, «спустить всё на тормоза». Грамотно

поддерживать пострадавших детей.

7. Принять экстренные меры по защите жертв от дальнейшей агрессии. Но при этом

руководствоваться принципом реабилитации обидчиков в целях недопущения

подобных явлений в дальнейшем.

8. Сотрудникам детского дома необходимо помнить, что их воспитанники более

уязвимы как в коллективе детского дома, так и в коллективе общеобразовательной

школы. Это связано с низкой успеваемостью, низкой культурой, проблемным

поведением, недостаточной социализированностью. Воспитанники детского дома

могут стать как жертвой, так и обидчиком (компенсировать свои проблемы путём

агрессии). При составлении реабилитационного плана необходимо учитывать эти

особенности и делать акцент на освоение навыков эффективной коммуникации,

контроля над эмоциями.

9. В качестве методических рекомендаций по диагностике и работе с участниками

буллинга можно использовать, в зависимости от профиля своей деятельности те

источники, которые вам покажутся наиболее подходящими и доступными

(Приложение 4 Список рекомендуемой литературы по теме буллинга).

 

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ И ОБИДЧИКАМИ

1) Проведение беседы отдельно с каждым ребенком, пострадавшим от травли. Важно

задокументировать беседу с ребенком любым доступным способом (протокол, запись

на диктофон и т.д.).

Рекомендации по проведению интервью с детьми – участниками буллинга

• Используйте открытые вопросы, избегайте вопросов, на которые можно дать

односложный ответ;

• Если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, можно возвращаться к

тому или иному эпизоду отдельно. При этом надо избегать концентрации на самых

травматических моментах;

• Дайте ребенку эмоционально отреагировать произошедшее;

• Используйте простые слова, избегайте специальных терминов, грамматически

сложных вопросов;

• Избегайте вопросов «почему?»;

• Вместо местоимений используйте имена собственные и названия мест;

• Свяжите вопросы относительно времени с конкретными событиями и занятиями

ребенка;

• При опросе по поводу сексуального насилия определите вместе с ребенком, как он

называет различные части тела. В дальнейшем в своих вопросах используйте его

обозначения.

С дошкольниками и младшими школьниками можно использовать рисуночные

техники. При этом не следует интерпретировать рисунок; лучше обсудить реальные

факты, задавать вопросы фактологического характера:

- Что он (ты) сделал?

- Как он (ты) себя повел?

- Как он (ты) ответил?

- Что происходило дальше?

- Кто в этом принимал участие? Как?

Этапы интервью

• Подготовка: перед началом интервью необходимо собрать как можно больше

информации о ситуации, ребенке и семье. Определите, кто из членов

междисциплинарной команды будет проводить интервью. Подготовьте помещение.

Определитесь с формой проведения интервью.21

• Налаживание контакта: представьтесь, помогите ребенку преодолеть страх и

стеснение. Например, предложите ему рассмотреть поближе игрушки, спросите как у

него настроение, как прошел день, нравится ли ему в кабинете.

• Объяснение цели и процедуры опроса: поговорите с ребенком о цели вашей встречи, в

том числе о необходимости говорить правду, в соответствии с уровнем развития

ребенка. Например, с маленькими детьми необходимо выяснить, как они понимают

разницу между правдой и ложью, используя понятия «хорошо» и «плохо».

Предоставьте возможность ребенку в определенной мере контролировать интервью:

просить перерыв, переспрашивать и т.п.

• Воссоздание обстоятельств происшествия: задайте вопросы, касающиеся

обстоятельств жестокого обращения и отношения ребенка к произошедшему. Начать

необходимо со свободного повествования, а когда ребенок закончит свой рассказ,

нужно задать вопросы для сбора недостающей информации.

• Завершение: ответьте на все вопросы, возникшие у ребенка. Объясните ему, какими

будут Ваши следующие шаги. Не давайте обещаний, которые не сможете сдержать.

Поблагодарите ребенка за участие вне зависимости от результатов интервью.

Рекомендации по проведению беседы с пострадавшим ребенком

Информация о жестоком обращении, которую необходимо собрать:

– факты насилия в отношении несовершеннолетнего и (или) пренебрежения

основными нуждами ребенка со стороны родителей (законных представителей);

– продолжительность, регулярность и тяжесть жестокого обращения;

– обстоятельства выявления жестокого обращения (кто и при каких обстоятельствах

обратился за помощью);

– отношение ребенка и его окружения к произошедшему;

– кто из ближайшего окружения ребенка знал о фактах жестокого обращения; если

жалобы были, каков был результат, какая поддержка была оказана;

– актуальное эмоциональное и физическое состояние ребенка; считает ли ребенок, что

его жизни и здоровью угрожает непосредственная опасность.

Если Вы – первый человек, кому ребенок рассказал о травле:

• сохраняйте спокойствие;

• скажите ребенку, что Вы ему верите и, что он поступил правильно, рассказав Вам о

насилии;

• выслушайте его рассказ внимательно, проявите терпение, постарайтесь сдержать

свои эмоции;

• скажите ребенку, что произошедшее с ним – это не его вина;22

• заверьте ребенка в том, что Вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его

безопасность.

Рекомендации для проведения беседы с ребенком-агрессором.

Цель проведения интервью с ребенком-агрессором - получение информации об

обстоятельствах случая:

 - Что произошло?

 - О чем ты думал, когда это делал?

 - Что ты думаешь об этом после, сейчас?

 - На кого повлияло то, что ты сделал? Каким образом?

 - Как ты считаешь, что тебе необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию?

 - Как можно сделать так, чтобы подобная ситуация не повторилась?

В работе с агрессором важно:

1. Попытаться выяснить его мотив к изменениям. Что для него важно. Для чего он

будет менять свое поведение.

2. Говорить о последствиях для агрессора, а не для жертвы, так как детям-

агрессорам трудно сопереживать и проявлять эмпатию.

3. Задавать больше открытых вопросов (начинаются с вопросительных слов,

требуют развернутого ответа, а не только «да-нет»):

- Кто там был?

- Кто что делал?

- Как это выглядело?

- Что происходило?

- Как он (ты) себя повел?

- Как он (ты) ответил?

- Что происходило дальше?

- Кто в этом принимал участие? Как?

Вместо вопроса «почему?» (заставляет ребенка оправдываться) использовать

вопросы «зачем?», «чего ты хотел, когда это делал?», «с какой целью ты это делал»

(проясняет мотивацию ребенка, поможет определить дальнейшие формы работы

психолога с ребенком).

4. Задавать вопросы по одному, давать ребенку время на обдумывание ответа.

Когда вопросов много подряд, непонятно, на какой отвечать.

5. Важно, чтобы ребенок признал, какие именно действия он совершал в

отношении жертвы: «Что конкретно ты делал NN?».

Предложить ребенку письменно отписать все случившееся, предпочтительно отразить

это в заявлении (Приложение 2 - Форма заявления для ребенка).

2) Побеседовать отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них

письменное изложение инцидента и предшествовавших инциденту событий или

подобных случаев (помнить, что буллинг – это неоднократные конфликты или

столкновения, это система, серия издевательств одних детей над другими)

(Приложение 3 - Форма объяснительной для обидчика). Для объяснения

происходившего можно использовать рисуночные техники, т.е. предложить ребенку

нарисовать, что конкретно происходило, кто участвовал, как это выглядело. При опросе

важно уделять внимание не интерпретациям рисунка, а фактам, отраженным в рисунке.

3) Объяснить каждому члену группы обидчиков, что он нарушил правила поведения, и

указать меру ответственности за содеянное. Если обидчик заявил, что это была шутка,

обратить его внимание при обсуждении данного случая на то, что это не смешно. Если

действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто ещё из детей

принимал участие в такой «игре».

4) Собрать группу свидетелей и предложить каждому её члену рассказать свидетелем

каких ситуаций они выступали, какова была их роль в этом, каково их отношение к

происходившему, ко всем участникам буллинга.

5) Составить дальнейшие планы работы со всеми участниками:

 - с жертвой – план индивидуальной реабилитации в зависимости от тяжести

случая буллинга;

 - с обидчиками – план коррекционной работы.

 - со свидетелями - план коррекционной или реабилитационной работы, в

зависимости от степени вовлеченности свидетелей в буллинг и их ролей в нем.

План профилактических мероприятий должен быть составлен для всей группы

несовершеннолетних.

6) Подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами с целью предотвратить

искажение информации при обсуждении подростками случая. Несовершеннолетних

необходимо спросить: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете

отсюда?».

7) Поговорить с родителями или родственниками детей-обидчиков и детей-жертв,

показать им письменные объяснения ребят с целью разъяснения возможных причин и

последствий такого поведения со стороны несовершеннолетних, а также

информирования о формах дальнейшей работы с ним;

8) Пересмотреть ведение журнала происшествий с записью всех инцидентов, с

письменными объяснениями детей и принятыми мерами. В журнал внести отдельный

раздел о случаях буллинга и регулярно обсуждать со специалистами, возникающие

случаи.

9) Обучить с помощью психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы,

методам психологической защиты.

10) Обучить с помощью психолога детей-агрессоров способам контроля над гневом.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Форма заявления о подозрении на буллинг.

Директору ОУ ___________

от _______ (Ф.И.О., должность, место работы)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 «___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем)

признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего,

его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами

(либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены

действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг,

являются (указать конкретные признаки).

Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

 «___» __________20__ года

 ____________________________________

 (должность, подпись, Ф.И.О.)26

Приложение 2.

Форма заявления для ребенка о случае жестокого обращения.

На имя директора

от (имя ребёнка)

Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от

действий (имя обидчика), описание случившегося.

Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния

пострадавшего.

Число, подпись27

Приложение 3.

Объяснительная для ребенка-агрессора.

На имя директора

от

имя ребёнка

Объяснительная

Я ФИО время, место, что сделал, кто пострадал, объяснение причин.

Число, подпись


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: