Предъявляемые к курсовым работам

 

Успешное выполнение курсовой работы и ее защита во многом связаны с тем, насколько четко студент представляет основные требования, предъявляемые к ней:

самостоятельность исследования;

анализ литературы по теме исследования;

связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практической деятельностью в рассматриваемой предметной области;

наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;

логичность изложения, убедительность представленного фактического материала, аргументированность выводов и обобщений;

научно-практическая значимость работы.

Работа должна содержать сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики, показывать общую и правовую культуру обучающегося.

 

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

В ходе работы над избранной темой студенты нередко допускают неточности, существенно снижающие качество курсовой работы.

Опыт работы кафедры со студентами по подготовке курсовых работ позволяет выделить следующие основные недостатки:

1) организационного характера:

а) несвоевременное начало работы, что, в конечном счете, из-за дефицита времени не позволяет глубоко проникнуть в содержание рассматриваемых вопросов;

б) игнорирование обучающимися помощи со стороны научного руководителя, преподавателей кафедры;

в) мнение о возможности форсированной (в течение короткого срока) подготовки курсовой работы, о необязательности систематической компоновки исследуемого материала;

2) в планировании исследования:

а) отсутствие логики и последовательности структуры плана;

б) включение в план вопросов, не позволявших раскрыть сущность темы;

в) излишняя детализация плана, сковывающая творческое мышление.

Недостаточное внимание, уделяемое студентами при составлении плана, существенно затрудняет работу над сбором, изложением материала;

3) содержательного характера:

а) недостаточное обоснование актуальности, значимости рассматриваемой темы в современных условиях;

б) сведение работы к механическому изложению теории вопроса, близкому к описанию в используемых источниках;

в) изложение вопроса в статике, «застывшем» состоянии без учета его истории и перспективы развития;

г) уклонение от рассмотрения проблемных ситуаций;

д) боязнь выдвижения собственных предложений по совершенствованию норм уголовного права, практики их применения;

е) недостаточное прослеживание связи теории и практики рассматриваемого вопроса;

ж) нечеткая структура излагаемого материала, делающая работу аморфной, обтекаемой, абстрактной;

з) отсутствие выводов при рассмотрении вопроса, что не позволяет выявить степень усвоения автором основных, принципиальных позиций исследуемой темы;

и) отведение вводной и заключительной частям работы не свойственной им роли;

к) поверхностная обработка содержания используемых источников.

4) в оформлении курсовой работы:

Нарушение правил оформления курсовой работы хотя и не влияет на ее содержание, но существенно затрудняет чтение, свидетельствует об уровне культуры письма автора и способно повысить степень критического восприятия материала у преподавателя, проверяющего курсовую работу. В связи с этим студенту следует обратить внимание:

а) на полноту раскрытия содержания текста и соответствие его плану;

б) правильное оперирование точками зрения других авторов, положениями закона и иных нормативных актов;

в) оформление подстрочных текстов.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы и составление плана работы

Обучающимся предоставляется право выбора темы курсовой работы. Выбранная тема обсуждается с научным руководителем.

Примерный перечень тем (заданий) для написания курсовых работ составляется кафедрами и утверждается их начальниками. Тема курсовой работы может быть избрана студентом индивидуально по согласованию с научным руководителем, если тематикой не охватывается интересующее направление исследования либо требуется его сужение или расширение.

Если студент затрудняется в самостоятельном выборе темы, то тему курсовой работы предлагает научный руководитель.

Закрепление темы курсовой работы за обучающимся производится в начале учебного семестра, в котором учебным планом планируется ее выполнение или в начале изучения дисциплины и проведения научных исследований в форме написания рефератов, подготовки докладов и статей. Наименование темы курсовой работы регистрируется в журнале кафедры, после чего, в случае необходимости, название может быть изменено только по согласованию с научным руководителем.

После выбора и регистрации темы студент, исходя из законодательного и другого нормативного материала, учебной программы, планов семинарских и практических занятий, учебной и научной литературы, должен составить примерный план курсовой работы. План может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень основных разделов. Сложный план предполагает наличие разделов, каждый из которых включает несколько подразделов параграфов. План согласуется с научным руководителем.

В помощь студентам в настоящих Методических указаниях предлагается по каждой теме примерный план работы, а также примерный список рекомендуемой литературы.

План курсовой работы должен отражать основное содержание избранной темы и иметь следующую структуру:

1)   титульный лист;

2)   оглавление;

3)   введение, отражающее актуальность темы, степень ее разработанности в литературе, в том числе определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи работы, характеризуются использованные автором практические материалы и структура работы;

4)   основная часть, состоящая обычно из нескольких глав или параграфов и раскрывающая основное содержание темы. В них излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиция, точка зрения автора, полученные результаты;

5)   заключение, в котором подводится обобщающий итог исследования, формулируются основные выводы;

6)   библиографический список, который должен реально отражать объем информации, использованной автором в ходе исследования. Библиографический список включает в себя: нормативно-правовые акты, научную литературу и материалы периодической печати, практические материалы (материалы судебной, следственной практики). В библиографический список включаются источники, изученные обучающимися в процессе подготовки работы. Список литературы составляется с учетом общепринятых правил оформления;

7)   приложения, представленные в виде иллюстраций, графиков, таблиц, схем, анкет, рисунков, аналитических справок и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: