Тема 2: Спрос, предложение и рыночное равновесие

МИКРОЭКОНОМИКА

Методические указания к практическим работам

 

 

Факультет:               очного обучения

 

Направление: 08 01 00 – экономика

                        08 02 00 – менеджмент

 

 

Вологда

2013


УДК 330.101.542(076)

ББК  65.012.1

 

Микроэкономика: Методические указания к практическим работам для студентов очного отделения / сост.: Ю.В. Воропанова. – Вологда: ВоГУ, 2013. – 27 с.

 

Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 08 01 00 – экономика, 08 01 02 – менеджмент. В работе представлены планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения по каждой теме, примерные варианты заданий для проверки промежуточных знаний студентов и вопросы к экзамену.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

 

Составители: Ю.В. Воропанова, кандидат экон. наук

 

Рецензент: С.В. Аксютина, кандидат экон. наук

 




ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика – это наука, которая рассматривает, изучает и анализирует огромный сегмент экономических отношений и процессов. Основными сферами  изучения микроэкономики являются:

- поведение индивидов и домашних хозяйств, как участников экономики, предъявляющих спрос на товары и услуги;

- поведение фирм, предприятий и организаций, осуществляющих предпринимателькую деятельность, как участников экономики, формирующих предложения товаров и услуг на рынке;

- поведение государства, как арбитра и организатора экономических отношений.

В ходе изучения поведения субъектов рынка микроэкономика должна ответить на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Само поведение рассматривается как совокупность отношений,  возникающих между участниками рынка в процессе производства, распределния, обмена и потребления ограниченных ресурсов.

Изучение и освоение основ микроэкономического анализа  дает не только базовые экономические знания, расширяет представление о природе экономичского поведения, но и закладывает инструмент анализа, технику мышления, объясняющих то или иное экономическое событие и позволяющих в дальнейшем принимать правильные управленческие решения.

В данных методических указаниях представлены планы семинарских занятий по каждой теме, вопросы для обсуждения, которые помогут студентам при освоении микроэкономики. В указаниях представлены также: структура и требования к выполнению контрольной работы, перечень тем контрольных работ и вопросов к экзамену.  

План семинарских занятий

Тема 1.  Предмет и метод микроэкономики.

 

1.1. Предмет микроэкономики. Основная проблема экономики.

1.2. Методы, применяемые в микроэкономике.

1.3. Принципы микроэкономического анализа. Кривая предельных производственных возможностей.

1.4. Типы экономических систем.

1.5. Рыночная система: механизм функционирования.

1.6. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

Вопросы для обсуждения:

 

1) Что является целью микроэкономического анализа? Является ли он универсальным инструментом исследования экономической деятельности общества?

2) Какие основные агенты действуют в экономике? Проблема выбора в экономике – это следствие различий в предпочтениях или вопрос, касающийся реализации целевой функции?

3) Каким образом экономическая деятельность может быть представлена в микроэкономике? Почему моделирование является одним из основных методов микроэкономики?

4) Какие факторы  производства представлены в экономике? Каковы их доходы?

5) Что такое кривая производственных возможностей (КПВ)? Как ее используют в микроэкономике?

6) В чем различие между КПВ для взаимодополняемых и взаимозаменяемых ресурсов?

7) Как КПВ отображает экономический рост?

8) В чем специфика предельного анализа, и какова его роль в исследовании экономических явлений?

9) В чем особенность нормативного и позитивного подходов, применяемых в анализе экономических явлений?

10) Различия в подходах экономистов и социологов к изучению того, как человек делает выбор, показаны на примере юмористического афоризма: если экономисты изучают, почему человек делает тот или иной выбор, то социологи изучают, почему у человека нет выбора? Согласны ли Вы с этим утверждением?

11) Можно ли рассматривать опасные для здоровья алкогольные напитки или наркотики как экономические блага?

12) Изобразите на модели КПВ изменения в экономике нашей страны в переломные моменты ее социально-экономического развития:

а) изменения в экономике СССР в 1940 – 1942 г.г.; б)  изменения в экономике России по состоянию на 1995 г. в сравнении с экономикой СССР 1985 г.; в) изменения в экономике России, которых следует добиваться в экономике России в ближайшие годы.

Тема 2: Спрос, предложение и рыночное равновесие.

2.1. Анализ рыночного спроса: функция спроса, кривая спроса, эластичность.

2.2. Анализ рыночного предложения: функция предложения, кривая предложения, эластичность предложения.

2.3. Рыночное равновесие: статическая и динамическая модели.

2.4. Регулирование рынка.

2.5. Определение кривой спроса фирмы.

 

Вопросы для обсуждения:

1) Что отражают кривые рыночного спроса и предложения?

2) В чем заключается различие между:

- изменением объемом спроса и изменением спроса;

- изменением объема предложения и изменением предложения?

3) Если производитель имеет эластичный спрос на свой товар, то как изменится выручка при увеличении предложения?

4) В чем проявляется эффект Веблена?

5) Приведите примеры товаров Гиффена.

6) Верно ли утверждение, что если правительство устанавливает верхний предел цен на определенный товар, то объемы спроса и предложения на данный товар всегда равны?

7) К каким изменениям равновесной цены приведет рост спроса, сопровождающийся расширением предложения?

8) Как определяется излишек потребителя? Что он показывает?

9) Каким образом получают кривую совокупного рыночного спроса?

10) Эластичным или неэластичным является спрос на следующие товары:

а) браслеты с бриллиантами; б) соль; в) сигареты вообще и сигареты марки «LM»; г) сотовый телефон и телефон марки «Samsung»; д) учебники; е) лыжи?

11) Как изменится спрос на автомобили при резком повышении цен на бензин?

12) Верно ли утверждение, что дефицит товара вызывает увеличение неденежных затрат потребителя?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: