Тема 8: Поведение фирмы на рынке чистой монополии

8.1. Основные характеристики рынка чистой монополии.

8.2. Источники монопольной власти.

8.3. Типы монополий.

8.4. Формирование выручки и прибыли монополиста.

8.5. Предложение монополии в краткосрочном периоде.

8.6. Предложение монополии в долгосрочном периоде.

8.7. Потери и последствия для общества от действий монополии.

8.8. Методы регулирования деятельности монополий.

Вопросы для обсуждения:

 

1) Укажите особенности монополистического рынка. Какие барьеры входа существуют для фирм-новичков? В связи с чем они возникают?

2) Чем можно объяснить, что увеличивающийся эффект масштаба может являтся препятствием для входа на рынок? Приведите пример таких рынков.

3) Охарактеризуйте следующие типы монополий: закрытая, открытая и естественная.

4) Как формируется выручка и прибыль в условиях монополии? Отобразите графически.

5) Каким образом фирма-монополист выбирает объем предложения (производства) товаров? На каком уровне будет установлена цена-монополиста?

6) Каким образом устанавливается равновесие на монополистическом рынке? В чем его особенность?

7) Что такое Х-неэффективность? Укажите причины ее появления.

8) Как определяются потери благосостояния общества от действий монополиста?

9) Как проявляется ценовая дискриминация? Охарактеризуйте виды ценовой дискриминации. Все ли виды ценовой дискриминации распространены в России?

10) Какими способами осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?

11) Как осуществляется регулирование деятельности естественных монополий?

12 Верно ли утверждение: чем выше монопольная власть фирмы, тем больше прибыль?

13) В чем особенность монополистического рынка в России? Можно ли демонополизировать российскую экономику?

 

Тема 9: Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции.

9.1. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции.

9.2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

9.3. Равновесие фирмы и рынка монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.

9.4. Неэффективность рынка монополистической конкуренции.

9.5. Неценовая конкуренция. Роль рекламы в деятельности фирмы.

Вопросы для обсуждения:

 

1) В чем заключается особенность рынка монополистической конкуренции?

2) Что такое дифференциация продукта? Укажите основные причины дифференциации продукта.

3) С помощью каких показателей определяется степень дифференциации отраслевого рынка?

4) Какие особенности дифференциации товаров российских производителей можно отметить?

5) Укажите особенность поведения кривой спроса для рынка монополистической конкуренции. С какого рода кривой спроса могут столкнуться производители дифференцированных торговых марок, если покупатели не проводят различий между ними?

6) Чем характеризуется поведение рынка монополистической конкуренции в долгосрочном периоде?

7) Укажите последствия установления на рынке монополистической конкуренции.

8) Поясните «теорему избыточной мощности», проявляющей свое действие на рынке монополистической конкуренции.

9) Поясните роль рекламы на рынке монополистической конкуренции. Перечислите ее плюсы и минусы, основные принципы.

10) Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике?

11) Верно ли утверждение, что чем выше уровень доходов населения, тем больше на рынке продуктовая дифференциация?

12) Если фирмы увеличивают продуктовую дифференциацию, то каким образом это повлияет на экономическую эффективность функционирования рынка?

 

Тема 10: Поведение фирмы в условиях олигополии.

 

10.1. Основные характеристики рынка олигополии.

10.2. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде и долгосрочном периодах.

10.3. Типы олиголистических рынков.

10.4. Проблема эффективности олигополии.

Вопросы для обсуждения:

 

1) Укажите отличительные характеристики рынка олигополии.

2)  Что можно рассматривать в качестве основного препятсвия входа на олигополистический рынкок фирмам-новичкам?

3) Какие существуют стратегиии взаимодействия фирм на олигополистическом рынке?

4) Какие возникают последствия в случае установления на рынке «модели картеля»?

5) На каком из отраслевых рынков – компьютерной техники или производство металла – можно в большей степени ожидать появление картелей? Поясните ответ.

6) В чем заключается особенность поведения фирм в случае нескоординированной олигополии?

7) Как устанавливается состояние равновесия на рынке олигополии по модели Курно? По модели Бертрана?

8) Если каждая из фирм отрасли будет симметрично снижать цены в ответ на действия конкурента, то что произойдет с эластичностью спроса на продукцию отдельной фирмы?

9) В чем особенность модели ценового лидерства? Если в данной модели фирмы-последователи не смогут получать экономическую прибыль, то поддержат ли они стратегию проводимую ценовым лидером?

10) Сравните модели «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Распространены ли данные модели в современной российской экономике?

11) Перечислите последствия олигополизации рынка, сильные и слабые стороны олигополии.

12) Требуется ли вмешательство государства в российскую экономику для препятствия олигополистическим процессам?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: