Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Воронежский Государственный Университет»
Тихонова О.В.
История западноевропейской литературы XVII–XVIII вв. Барокко, классицизм, Просвещение.
Практические занятия.
Учебно-методическое пособие для вузов
Воронеж 2010
Утверждено научно-методическим советом филологического факультета
18 февраля 2010г., протокол № 5
Рецензент преп., к.ф.н. Фролова А.В.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре зарубежной литературы филологического факультета Воронежского госуниверситета.
Рекомендуется для студентов 2 курса филологического факультета дневной формы обучения.
Для специальности: 031001 (520300) – Филология
Тематический план курса
№ п/п | Название темы | Лекции (час) | Практич. занятия (час) | Формы текущего контроля |
1. | Общая характеристика исторического и литературного процесса в раннебуржуазную эпоху. Направления и стили в искусстве XVII в. | 1. Особенности литературного процесса в европейских странах. Борьба направлений и стилей. Ренессансная традиция, барокко и классицизм. | ||
2. | Испанская литература XVII в. | 2. Барокко в испанской литературе XVII века. Драматургия. | 1. Тема любви в испанской барочной и ренессансной поэзии XVII в. | |
3. | Французская литература XVII века. | 3. Классицизм во Франции XVII в. Драматургия (трагедия и комедия). | 2. Способы создания образа в классицистической трагедии («Сид» Корнеля) 3. «Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии. | Письменный блиц-опрос по материалу лекций и практических занятий (XVII в.): основные понятия, направления жанры; английская и немецкая литературa XVII в. |
4. | Исторический и литературный процесс в XVIII в. Просветительство. | 4. Понятие о Просвещении. Просветительство в Англии. | 4. Английская и немецкая литературa XVII века. | |
5. | Английская литература XVIII века. | 5. Развитие английского романа эпохи Просвещения. Ранний период (Свифт, Дефо). | 5. Особенности сатиры в романе Свифта «Путешествия Гулливера» (по 1-й части). | |
6. Развитие английского романа сер.– 2-й пол. XVIII века (Ричардсон, Филдинг, Стерн). | ||||
6. | Французская литература XVIII века. | 7. Литературный процесс во Франции. Специфика развития Просвещения. Развитие прозаических жанров. | 6. Философская повесть в творчестве Вольтера. 7. Человек, природа и общество в творчестве Дидро («Монахиня») и Руссо («Новая Элоиза»). | |
7. | Немецкая литература XVIII века. | 8. Просвещение в Германии. Этапы. Тенденции. Направления. | ||
9. Понятие о «Буре и натиске» и «Веймарской классике». Творчество Гёте и Шиллера на разных этапах. | 8. Особенности драматургической манеры Шиллера (по пьесе «Разбойники»). 9. Проблема познания в трагедии Гёте «Фауст» (1 часть). | Письменный блиц-опрос по материалам лекций и практических занятий (XVIII в.). |
|
|
|
|
Темы и планы практических занятий
I.
Темы любви и смерти в поэзии барокко и Ренессанса
(занятие проводится без подготовки, по предложенным текстам – см. Приложения)
1. Прочитать предлагаемые тексты (Шекспира, Кеведо, Гонгоры, Донна).
2. Обозначить при анализе темы красоты мира и человека, соотнести их между собой. Какие художественные средства используют поэты?
3. Концепция смерти. Соотношение тем смерти и красоты.
4. В чём заключается новизна трактовки тем смерти и красоты поэтами XVII в.? В чём преемственность ренессансной и барочной трактовки?
II.
Способы создания образа в классицистической трагедии («Сид» Корнеля)
1. История создания трагедии «Сид». Особенности обработки известного материала.
2. Конфликт трагедии и система персонажей.
3. Образы Химены и Родриго. Особенности построения характера. Проблема долга.
4. Трактовка любви. Принцип разумности в классицизме.
5. Разрешение конфликта и проблема жанра «Сида».
6. Тип классицистического героя. Основные черты.
Литература:
для конспектирования –
1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме / А.А. Аникст. – М.: Наука, 1967. – 456 с.
2. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. / Д.Д. Обломиевский. – М.: Наука, 1966. – 375 с.
3. Сигал Н.А. Корнель / Н.А. Сигал. – Л.; М.: Искусство, 1957. – 260с.
дополнительная –
1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская. [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М.: Высш. шк.: Academia, 2001. – 254 с.
2.История французской литературы / Л.Г. Андреев [и др.] – М.: Высш. школа, 1987.– 543 с.
III.
«Тартюф» и «Мизантроп» Мольера как образцы высокой классицистической комедии
1. История создания комедий, их злободневность. Объекты критики.
2. Образ Тартюфа. Сатирическое содержание, способы создания образа.
3. Образ Оргона и проблема комического.
4. Образ Дорины и проблема здравого смысла.
5. Конфликт в комедии «Мизантроп».
6. Альцест и Филинт, трактовка их образов в критике.
7. Комическое в «Мизантропе» и проблема здравого смысла.
8. Жанровое своеобразие пьес.
Литература:
Прочитать пьесы Мольера «Тартюф» и «Мизантроп».
для конспектирования –
1. Гликман И. Мольер / И. Гликман. – М.; Л.: Худож. лит., 1966. – 279 с.
2. Штейн А.Л. Весёлое искусство комедии / А.Л. Штейн. – М.: Худож. лит., 1990. – 290 с.
3. От Эсхила до Флобера / под ред. С.Н. Филюшкиной и Т.Г. Струковой – Воронеж: Родная речь, 1994. – 172 с.
дополнительная –
1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М.: Высш. шк.: Academia, 2001. – 254 с.
2.История французской литературы / Л.Г. Андреев, [и др.] – М.: Высш. школа, 1987.– 543 с.
IV.
Английская и немецкая литературы XVII в.
1. Английская литература XVII в.
а) Общая характеристика. Основные тенденции.
б) «Метафизическая школа». Дж. Донн;
в) Место и специфика творчества Мильтона;
2. Немецкая литература XVII в.
а) Основные тенденции;
б) Поэзия и драматургия. Грифиус;
в) Роман. Гриммельсгаузен.
Литература:
1.История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под. ред. М.В. Разумовской. – М.: Высш. шк.: Academia, 2001. – 254 с. ИЛИ История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под ред. З.И. Плавскина. – М.: Высш.шк., 1987. – 248 с.
|
|
2. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – М.: Наука – Т.4. –
V.
Особенности сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера» (по 4 части)
1. Композиция 4 части. Выявить соотношение сюжетного повествования и памфлетно-публицистических характеристик.
2. Критика общественно-политической жизни Англии. Примеры по тексту.
3. Средства сатирического обличения (контраст, фантастика, дидактика, гротеск, ирония, сарказм, «остранение»).
4. Положительные общественный и нравственный идеалы автора. Дефо и Свифт во взгляде на человеческую природу. Образ Гулливера и авторская позиция.
Литература:
Прочитать роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» (4 часть)
для конспектирования –
1. Муравьёв В. Путешествие с Гулливером / В. Муравьёв. – М.: Книга, 1972. – 207 с.
2. Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы / А.Л. Штейн. – М.: Худож. лит., 1988. – 319 с.
дополнительная –
1. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения / А.А. Елистратова. – М.: Наука,1966. – 472 с.
2. История зарубежной литературы XVIII в. / Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т.Н. Васильева и др.; Под. Ред. Л.В. Сидорченко. – М. Высш. шк., 2001. – 319 с.
ИЛИ История зарубежной литературы XVII в. / Н.А. Жирмунская [и др.]; под ред. З.И. Плавскина. – М.: Высш.шк., 1987 – 248 с.
VI.