Практические рекомендации

Требования к оформлению реферативных работ

Для участия в форуме «Шаг в будущее»

Направления секций:

  • № 1 - Мир техники (Техносфера настоящего и будущего).
  • № 2 - Мир физики и химии;
  • № 3 - Мир математики;
  • № 4 - Мир биологии;
  • № 5 - Мир экологии;
  • № 6 - Мир медицины (Человек и здоровый образ жизни);
  • № 7 - Великий русский язык
  • № 8 - Проблемы человека и общества;
  • № 9 - Моделирование одежды. Прикладное искусство;
  • № 10 - Я исследователь (исследовательские работы любых направлений, 3-4 класс)

 

Работа выполняется шрифтом № 12 через 1,5 интервала.

Объем работы – не более 10 листов плюс не более 10 листов приложений (титульный лист страницей можно не считать, но список литературы должен заканчиваться на десятой странице)

Сроки представления работы

  • Выступления в классе – февраль…март
  • Школьный конкурс – апрель
  • Городской конкурс – начало октября.

Структура и оформление реферативной работы

Работа должна быть построена по определенной оформительской структуре, основными элементами которой являются: титульный лист, содержание, введение, основная часть, выводы (заключение), список литературы (использованной в работе), приложения (если необходимы).

Аннотация (не более 1 страницы) – это дополнительный отдельный документ.

Над введением и над словом «Аннотация» помещают стандартный заголовок

ФИО ребенка (полностью)

Наименование работы

г. Челябинск, МБОУ гимназия № 1, класс ___

 

Оформление работы должно соответствовать Государственным стандартам: Гост 2.105-95; Гост 7.32-95; Гост 7.9-95, ГОСТ 7.32-2001. Некоторые положения из этих стандартов даны в приложениях.

1) Титульный лист является первой страницей работы и содержит: название конференции, наименование работы, планируемую секцию, сведения об авторе (ФИО, учебное заведение, класс) и научном руководителе (ФИО, его звание, место работы, должность), год подачи работы. Наименование работы необходимо писать жирно ПРОПИСНЫМИ буквами, остальные надписи – строчными. Образец титульного листа реферативной работы для форума «Шаг в будущее» дан в приложении А. Если руководителем является родитель, его должность и место работы указывать не обязательно.

2) Содержание помещается после титульного листа и содержит заголовки всех основных частей работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать, переставлять слова или давать их в другой формулировке по сравнению с заголовками в тексте. Все заголовки необходимо располагать друг под другом. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. Слово «Содержание» пишется по центру. Если работа небольшая, содержание может отсутствовать.

 

3) Введение должно ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, его историей, с современным состоянием проблемы. Введение должно содержать вступительную фразу о проделанной работе и ее актуальности. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь, в чем суть проблемы (задачи, вопроса, эксперимента и т.п.), какую цель и какие задачи поставил перед собой автор.

Никаких иллюстраций или благодарностей за помощь при написании работы в раздел «Введение» помещать не нужно. Объем введения - не более 1,5 страниц машинописного текста, рекомендуемый объем - 1 страница.

Актуальность - степень важности темы работы в данный момент или в конкретной ситуации, ее возможность работать на перспективу, востребованность результатов работы сегодня - «здесь и сейчас» как ответ на вызов сегодняшнего времени. Актуальность предполагает освещение значимости работы, т. е. того, что она может дать, меняет ли устоявшееся представление; восполняет ли имеющийся пробел (указать какой). Объяснение актуальности должно быть немногословным и заключаться в объяснении положительного эффекта, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Практическая значимость непосредственно связана с актуальностью и определяется тем, насколько полезна выполненная работа. Она должна быть обязательно показана: необходимо указать, кому и как будут полезны полученные результаты, показать, какую роль в практической жизни могут сыграть.

Самая распространенная ошибка состоит в отождествлении темы и цели работы.

Тема (а ей соответствует и название работы) - это то, чему посвящена работа, это ответ на вопрос, ЧТО стремится изучить (исследовать) учащийся. Нечеткость обозначения темы не позволяет автору выделить цель и задачи.

Цель не должна повторять название темы - это то, что хотели показать при написании реферата. Цель предполагает ответ на другой вопрос: - а ЗАЧЕМ это нужно знать, т. е. для чего мы делаем работу (исследование), что хотим получить по завершении работы, чего достичь. Описание цели обычно начинается словами: «Цель работы — определить (разработать, оценить, изучить, т. д.)». Определяя цель, как ответ на вопрос для чего что-то нужно исследовать, следует помнить, что это не должен быть эмоциональный ответ типа: «мне это нравится», «мне интересно узнать» и т. д. Формулировка цели должна быть ясной до такой степени, чтобы из нее были понятны границы исследования.

Задачи — это те ступени, по которым шли к поставленной цели. Определение конкретных задач, на которые требуется получить ответ после выполнения работы, обычно делается в форме перечисления (выявить..., определить..., изучить..., описать..., апробировать... и т. д.). Это позволит представить реализацию (достижение) цели в виде алгоритма поставленных задач пошагово.

В задачи обычно входят:

· аналитический сбор литературы;

· натурные наблюдения или сбор материала;

· изучение образа жизни кого-то и т. д.;

Описание этих задач должно составить содержание глав и разделов основной части работы. Формулируя задачи, учащийся отвечает на вопрос: «Что надо сделать в работе».

О новизне в реферативной работе говорить не стоит, так как новизна в работе должна предполагать новизну для науки.

Если в работе имеются элементы исследования, во введении необходимо дать формулировку объекта и предмета исследования, указать его новизну, высказать гипотезу, показать теоретическую значимость исследования, в задачи можно включить постановку и проведение опытов. Формулировки перечисленных этих понятий даны в приложении Б.

4) Основное содержание работы – эти слова не пишутся, а сразу идет заголовок раздела работы без подчеркиваний и без точки в конце. Основная часть работы должна делиться на разделы и подразделы, заголовки которых должны печататься с отступа с прописной буквы и обозначаться арабскими цифрами, после которых точка не ставится (пример обозначения дан в приложении В).

В процессе сбора материала часто получается большой массив данных, который хочется представить в тексте полностью. Однако стремление вписать все материалы, найденные автором и зачастую не связанные ни с темой, ни с направлением секции, лишают работу целостности, и в результате не получается работы на заданную тему.

Необходимо обобщить данные, показав лишь наиболее значимые и интересные факты. Сведения из разных источников хорошо дать в виде схем, таблиц, графиков – самый наглядный и экономный способ представления материала.

Для схем, таблиц, графиков рисунков должна использоваться сплошная нумерация арабскими цифрами на весь текст документа. Допускается не нумеровать мелкие рисунки в тексте, на которые в дальнейшем нет ссылок, в этом случае упоминание о рисунке должно располагаться в непосредственной близости к нему.

При большом объеме работы рисунки, схемы, таблицы удобно вынести в приложения.

Примеры оформления таблиц и подписей под рисунками даны в приложении Г.

Терминология. Иногда невозможно обойтись без особого языка, который мы называем научным. Поэтому стоит объяснить значение термина, который может вызвать затруднение в понимании сути какого-то раздела. Рекомендуется избегать использования в работе малоизвестных иностранных терминов, изобилия высказываний ученых, которые часто приводятся не к месту.

К любой работе предъявляется еще одно требование – она должна быть написана хорошим литературным языком, грамотность – необходимое звено каждой работы.

Если используется информация, имеющаяся в Интернете (готовые обзоры, рефераты), следует быть крайне осторожными, так как они могут содержать неточности. Работа с первоисточниками поможет избежать ненужных курьезных, а иногда и серьезных ошибок.

Любой материал из Интернета необходимо «переложить на детский язык», используя понятия и терминологию доступные уровню развития учащегося начальной школы. Сведения, «надерганные» из разных статей, необходимо проанализировать, обобщить, а не представлять отдельными кусками, в которых один и тот же материал представлен с незначительными интерпретациями.

В работе не стоит писать: «Я рассмотрел, у меня получилось …». Даже взрослая исследовательская работа – это совместный труд исследователя и руководителя, поэтому стоит писать: «Мы рассмотрели, у нас получилось …».

Большинство работ оформлено на современном уровне с применением иллюстрационного материала из Интернета. Тем больший интерес представляют работы, оформленные собственными рисунками и фотографиями.

При наличии в работе исследований в основную часть включают описания объекта, методов его исследования и изложения полученных результатов (см. приложение Б).

Если в тексте имеется примечание, то это слово нужно писать с абзаца, не подчеркивать, но жирным шрифтом.

 

5)  Вывод (заключение) подводит итоги проделанной работы и должен быть согласован с поставленной целью, задачами, проблемами, заявленными в названии, согласован с выдвинутой гипотезой, если есть элемент исследования. При необходимости можно привести перечень еще нерешенных вопросов, сформулировать задачи дальнейшей работы. При наличии в работе исследовательской части в заключении кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения. Нет необходимости в этом разделе объяснять полученные результаты или их содержание. Выводы должны отражать результаты исследования, даже если они имеют отрицательный характер.

 

Практические рекомендации

Если в результате работы появились практические рекомендации, то их следует сформулировать в отдельном разделе. Здесь необходимо четко обозначить практические достижения автора, области использования результатов. В случае если результаты использования нашли применение, должны быть показаны подтверждающие документы.

 

7) Список литературы (Нельзя писать: Литература) составляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008, ГОСТ 7.1—2003 и ГОСТ 7.82—2001 и включает все использованные в работе литературные источники, которые располагаются в порядке упоминания о них в тексте. В реферативных работах, где, как правило, в тексте отсутствуют ссылки на источники, список литературы целесообразно давать в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников). Источники на иностранных языках помещают по алфавиту после списка русских источников.

Сведения о книгах должны включать: фамилию, инициалы автора или авторов, основное заглавие документа, место издания, название издательства и год издания (это сведения об издании), обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах); объем в страницах или страницы ссылки. Название места издания приводится полностью, сокращения допускаются только в названиях: Москва – М., Ленинград – Л., Санкт-Петербург – СПб.

В сведения о материалах из периодической печати должны быть включены: фамилия и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала, газеты), страницы, на которых помещена статья.

Правила оформления записей в списке литературы даны в приложении Д.

 

Приложения

В приложенияхк работе помещаются итоговые (а не промежуточные) таблицы, примеры расчетов, графики, различные статистические данные, схемы и фотографии. Приложения обозначают заглавными русскими буквами, используя их в алфавитном порядке, кроме букв Ё,  З,  Й,  О,  Ч,  Ь, Ы, Ъ. Буква должна быть, даже если приложение одно.

В основном тексте работы на помещенный в приложении материал обязательно должны быть ссылки, например, «В соответствии с рисунком А.2 …» или «В таблице Б.1 …»

Правила обозначения приложений и оформления материалов, вынесенных в них (таблицы, подписи под рисунками и другие), даны в приложении Г (в соответствии с ГОСТ 2.105-95 (Изменения в ИУC-2001-№ 12 и ИУС-2006-№ 9) и ГОСТ 7.32-2001).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: