Методика преподавания занятий по строевой подготовке

Тема № 6. Методика организации и проведения занятий

По строевой подготовке

Занятие 1. Инструкторско-методическое.

Организация и методика проведения занятия по обучению строевым приемам и движениям без оружия

Методические указания

Методическая подготовка должна быть направлена на привитие и совершенствование навыков студентов – командиров отделений в организации и методике проведения занятий с личным составом, эффективном использовании учебного времени, УТС, средств объективного контроля в процессе обучения подчиненных.

Методические занятия проводятся после отработки со студентами соответствующей темы на занятиях по предметам обучения в целях приобретения студентами – командирами отделений практических навыков в проведении занятий с отделением.

К проведению занятия готовятся все студенты, а проводят его 3-4 человека в каждом отделении. Преподаватель заблаговременно доводит студентам тему, учебную цель и место проведения занятия, помогает выбрать участок местности, определить порядок и время на отработку каждого учебного вопроса. Затем каждый студент под руководством преподавателя самостоятельно разрабатывает план-конспект и представляет его на утверждение. Преподаватель, изучив планы-конспекты, оценивает их и намечает, кто и по каким вопросам будет проводить занятия в отделениях.

Занятия проводятся под руководством преподавателя в каждом учебном отделении одновременно. Преподаватель поочередно оказывает помощь студентам, проводящим занятия. При выявлении недостатков занятие в отделении может быть приостановлено, указываются ошибки, разъясняется, как нужно действовать всем студентам, после чего занятие продолжается.

После отработки каждого учебного вопроса студенты обучаются проведению разбора. После разбора, проведенного студентом, преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет сказанное студентом и переходит к отработке очередного учебного вопроса.

 



Методика преподавания занятий по строевой подготовке

 

Строевая подготовка является одним из важнейших предметов военного обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выправку, умение быстро и четко выполнять строевые приемы, прививает аккуратность, ловкость и выносливость.

Строевое обучение, будучи составной частью начального военного обучения, оказывает влияние на все стороны учебно-воспитательного процесса. Строевая подготовка – дело сугубо практическое. Каждый прием или действие нужно отрабатывать многократным повторением, придерживаясь такой последовательности:

· назвать прием (действие) и подать команду, по которой он выполняется;

· показать образцовое выполнение приема (действия) в целом, затем по разделениям с одновременным кратким объяснением правил и порядка его выполнения;

· научить обучаемых технике выполнения приема (действия) сначала по разделениям, затем в целом;

· тренировать учащихся в выполнении приема (действия), добиваясь ловкости, быстроты и четкости действия.

Занятия по строевой подготовке проводятся на строевом плацу или на специально оборудованной площадке. Накануне занятий руководителю следует подготовить командиров отделений в качестве своих помощников.

 

Занятия рекомендуется проводить в такой последовательности: построить взвод, проверить наличие обучаемых и их внешний вид, при необходимости сделать замечания и предложить устранить недостатки. Взвод строится в двухшереножный развернутый строй, где каждый учащийся должен знать свое место. Затем объявить тему, цель занятий и учебные вопросы. После этого следует проверить выполнение некоторых строевых приемов, изученных ранее.

В основной части урока руководитель занятия показывает технику выполнения изучаемого строевого приема (действия) в целом и по элементам, затем по его команде показанный прием (действие) выполняют учащиеся. Тренировку можно проводить попарно: в каждой паре студенты поочередно подают команды друг другу. Руководитель занятия следит за действиями обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приемов. Каждый урок должен заканчиваться кратким разбором действий и выполнения приемов обучаемыми.

Совершенствование навыков обучаемых в выполнении одиночных строевых приемов осуществляется как на специальных занятиях, так и на занятиях по тактической и огневой подготовке, по уставам Вооруженных Сил, а также при всех построениях, передвижениях и проведении оборонно-спортивных мероприятий.

Необходимо добиться, чтобы обучаемые были подтянуты, внешне опрятны, умели четко докладывать и были в постоянной готовности к действию.

Обучаемые должны обратить особое внимание на следующее:

· команду, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и исполняются всеми командирами подразделений;

· по всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже;

· с целью привлечь внимание подразделения или отдельных военнослужащих в предварительной команде называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего, например: «Рядовой Петров, кру-ГОМ»

 

Руководитель занятия должен лично образцово показать, как правильно принимать строевую стойку, и рассказать, что она принимается по командам «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО». При этом обучаемых надо построить так, чтобы они видели руководителя впереди и сбоку, подчеркнуть, что строевая стойка является исходным положением к правильному и красивому выполнению всех строевых приемов.

Положение «смирно» на месте принимается без команды: при отдаче и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна России, при воинском приветствии и подаче команды.

После объяснения приступают к практическому обучению выполнению строевой стойки. Разучивание целесообразно начинать с подготовительного упражнения – для выработки правильной постановки носков ног.

Для выполнения этого упражнения подаются команды: «Носки вместе, делай – раз», «Носки развести, делай – два» и т. д. Упражнение повторяют пять-шесть раз. Руководитель занятий следит за правильностью выполнения приемов.

После этого тренируют обучаемых в выполнении приема в целом, для чего подают команды: «Взвод, разойдись», «Взвод, в одну шеренгу становись», проверяют правильность их выполнения.

Обучаемые стоят прямо, без напряжения, каблуки поставлены вместе, а носки развернуты по линии фронта, на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, грудь приподнята, а все тело несколько подано вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опущены так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотрят прямо перед собой в готовности к немедленному действию.

Чтобы проверить, правильно ли учащиеся принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО» а после этого: «Подняться на носки ног». Те, кто строевую стойку принял правильно, должны легко, без наклона вперед выполнить эту команду. Возможные ошибки, допускаемые обучаемыми при выполнении строевой стойки: носки ног ставят широко или узко, центр тяжести тела переносят на каблуки, руки сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад, живот выставляют вперед, голову опускают низко.

Далее обучаемым надо последовательно показать образцовое выполнение команд «РАВНЯЯСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ», затем приступить к их отработке.

Выслушав объяснение руководителя занятия правил выполнения поворотов, обучаемые приступают к отработке поворота кругом сначала по разделениям, а затем в целом.

 

В начале занятия, на котором разучивается строевой шаг, необходимо проверить, как учащиеся усвоили выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯИСЬ» «СМИРНО», «ВОЛЬНО» и поворота на месте. Затем руководитель занятия показывает движение строевым шагом в целом и по разделениям с кратким пояснением.

Обучаемые выполняют подготовительное упражнение для рук на два счета по команде: «Движение руками на два счета: делай – раз, делай – два». По этой команде учащиеся по счету «делай – раз» сгибают правую руку в локте, производят ею движение около тела так, чтобы кисть поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отводят назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук при этом должны быть полусогнуты. По счету «делай – два» производят движение левой рукой вперед, а правой назад. Это упражнение повторяют пять-шесть раз. При тренировке надо постоянно следить за соблюдением строевой стойки и правильным движением рук.

Затем руководитель занятия показывает подготовительное упражнение для движения строевым шагом по разделениям на три счета. По команде обучаемые по счету «делай – раз» делают полный шаг с левой ноги, вынося ногу с оттянутым носком на высоту 15–20 см от земли, и ставят ее твердо на всю ступню; в это же время отделяют от земли правую ногу и подтягивают ее на полшага вперед, чтобы носок оказался на уровне каблука левой ноги. Одновременно с этим делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа, а затем опускают руки вниз и стоят на левой ноге. По счету «два», «три» делают выдержку. По следующему счету «делай – раз» повторяют движение с правой ноги; при этом левая рука движется вперед, а правая назад. После взмаха руками по счету «делай – три» левую ногу приставляют к правой.

При выполнении упражнений надо обращать внимание на то, чтобы обучаемые по предварительной команде «делай» подавали корпус вперед, тяжесть его больше переносили на правую ногу, сохраняя при этом устойчивость.

Руководитель занятия объясняет, что для прекращения движения строевым шагом подается команда «СТОЙ» под левую ногу. При этой команде надо сделать шаг правой ногой и приставить левую. Указанный прием показывают учащимся и отрабатывают с ними движение строевым шагом.

 

Разучивание поворотов в движении производится по команде: «Поворот напра-ВО по разделениям 1) на два счета: делай – раз, делай – два». По счету «делай – раз» необходимо сделать строевой шаг левой ногой вперед, производя взмах руками в такт шага, и остановиться в положении с опущенными руками; по счету «делай – два» резко повернуться направо на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и произвести взмах руками. По счету «делай – три» левую ногу приставить к правой, сделать шаг в новом направлении. Прием рекомендуется повторить пять-шесть раз.

Обучаемые должны твердо усвоить, что исполнительная часть команды «ВО» при повороте направо и пол-оборота направо подается с постановкой правой ноги на землю. Затем прием выполняется в целом по командам «напра-ВО», «пол-оборота напра-ВО».

Повороты налево и пол-оборота налево отрабатываются в той же последовательности, при этом исполнительная часть команды «ВО» подается одновременно с постановкой на землю левой ноги.

Руководитель занятия объясняет, что для изменения скорости движения подаются команды «шире шаг», «короче шаг», «чаще шаг», «полный шаг», показывает, как эти команды выполняются, затем тренирует обучаемых в их выполнении.

Разучивание поворота кругом в движении осуществляется по команде: «Поворот кругом по разделениям на четыре счета: делай – раз, делай – два, делай – три, делай – четыре».

По счету «делай – раз» обучаемые делают шаг вперед с левой ноги и остаются в таком положении. По счету «делай – два» выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево и одновременно резко поворачиваются в сторону левой руки на носках обеих ног и остаются в таком положении. По счету «делай – три» делают шаг левой ногой вперед в новом направлений. По счету «делай – четыре» приставляют правую ногу к левой. Упражнение повторяют несколько раз.

При выполнении упражнения особое внимание руководитель должен обратить на резкость поворота, а также на движение рук в такт шага и устойчивость туловища. Тренировка обучаемых в выполнении приема в целом осуществляется по команде: «кругом – МАРШ», Исполнительная команда «марш» подается с постановкой правой ноги на землю.

При тренировке выполнения поворотов в движении без оружия следует обращать внимание на точное выполнение команд, согласованное движение рук и ног и правильную осанку.

При отработке приема выполнение воинского приветствия на месте вначале руководитель занятия должен показать его выполнение в целом и по разделениям с кратким пояснением.

Выполнение воинского приветствия на месте без головного убора по разделениям на два счета следует разучивать в такой последовательности. Подается команда: «Выполнение воинского приветствия, начальник с фронта (справа, слева), по разделениям: делай– раз, делай – два». Обучаемые по счету «делай – раз» при движении начальника с фронта за пять-шесть шагов до него быстро принимают строевую стойку (положение «смирно») и смотрят начальнику в лицо, поворачивая вслед за ним голову. При движении начальника справа (слева) обучаемые за пять-шесть шагов до него по счету «делай – раз» принимают положение «смирно» и, сопровождая его, поворачивают голову в его сторону. После прохождения начальника на 1–2 шага по счету «делай – два» ставят голову прямо и принимают положение «вольно».

Для отработки приемов выполнение воинского приветствия на месте размыкают учебный взвод на четыре шага по фронту, приказывают снять головные уборы и приступить к отработке приема по разделениям. Руководитель занятия, двигаясь от одного обучаемого к другому, следит за их действиями.

После этого обучаемым показывают и объясняют Выполнение воинского приветствия на месте вне строя при надетом головном уборе на два счета по команде: «Выполнение воинского приветствия, начальник с фронта (слева, справа), по разделениям: делай – раз, делай – два». По счету «делай – раз» за пять-шесть шагов до начальника обучаемый поворачивается в его сторону и с приставлением ноги одновременно прикладывает руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на высоте плеча. При этом надо смотреть начальнику в лицо, сопровождая его поворотом головы; когда начальник минует выполняющего воинское приветствие, поставить голову прямо и одновременно с этим опустить руку. Обучаемых тренируют в выполнении приема по разделениям и в целом.

Выполнение воинского приветствия в движении руководитель занятия показывает в целом и по разделениям. Объясняет, что для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора необходимо за пять-шесть шагов до начальника одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему.в лицо. Пройдя мимо начальника, голову ставят прямо и продолжают движение руками.

Обучение выполнению воинского приветствия без головного убора в движении вначале производится по разделениям на шесть счетов.

По команде «Выполнение воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям: делай – раз, делай – два, и т. д.» необходимо по счету «делай–раз» сделать с левой ноги, прекратить движение рук и повернуть голову в сторону начальника. По счету «делай – два, пять» продолжать движение с прижатыми руками, упражнение повторяют до команды «стой».

По следующему счету «делай – шесть», пройдя мимо начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжать движение руками.

Для отработки приемов выполнения воинского приветствия в движении учебный взвод размыкают на четыре шага, поворачивают строй направо (налево) и следят за выполнением приема учащимися.

Выполнение воинского приветствия в движении с надетым головным убором отрабатывают также сначала по разделениям на шесть счетов. Для этого приказывают одному из обучаемых стать в десяти шагах перед строем в роли начальника. Проходя мимо него в одну и другую сторону, руководитель занятия показывает прием выполнения воинского приветствия в движении в целом и по разделениям.

По команде «Выполнение воинского приветствия в движении по разделениям на шесть счетов: делай – раз, делай – два и т. д.» по счету «делай – раз» обучаемые делают шаг с левой ноги, поворачивают голову в сторону начальника и прикладывают руку к головному убору. По счету «делай – два,..., пять» продолжают движение, По следующему счету «делай – шесть» обучаемые, минуя начальника, с постановкой левой ноги на землю голову ставят прямо, а руку опускают.

Отработав выполнение приема по разделениям, тренируют обучаемых в выполнении его в целом.

 

Далее руководитель занятия разъясняет обучаемым порядок ответа на приветствие, когда военнослужащие находятся в строю в движении. Следует сказать, что на приветствие начальника или старшего «Здравствуйте, товарищи» военнослужащие отвечают под левую ногу «Здравия желаем» с добавлением слова «товарищ» и воинского звания (без указания рода войск или службы и без упоминания слова «инженер»). Например; «Здравия желаем, товарищ капитан». Затем обучаемые тренируются в выполнении этого приема.

 

Приступая к изложению материала о выходе из строя, подходе к начальнику и возвращении в строй, руководитель занятия поясняет обучаемым, что выход из строя производится по команде, например: «Студент Петров, выйти из строя на пять шагов» или «Студент Петров, ко мне». По первой части команды, услышав свою фамилию, обучаемый отвечает: «Я», а по второй части команды «Выйти из строя» отвечает: «Есть», выходит на указанное количество шагов, останавливается и поворачивается лицом к строю. При выходе обучаемого из передней шеренги его место занимает стоящий за ним.

При команде «Ко мне (бегом ко мне)» обучаемый, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем подходит (подбегает) к нему, за пять-шесть шагов переходит на строевой шаг, останавливается в двух-трех шагах, прикладывает руку к головному убору и докладывает, например: «Товарищ капитан, студент Петров по Вашему приказу прибыл». По окончании доклада руку опускает.

При выходе обучаемого из второй шеренги он накладывает левую руку на плечо впереди стоящего, тот делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя, затем становится обратно на свое место.

По команде «Стать в строй» следует приложить руку к головному убору, ответить «Есть», повернуться в сторону движения, с первым шагом опустить руку и, двигаясь строевым шагом, встать в строй на свое место.

Ознакомив обучаемых с действиями по выходу из строя и возвращении в строй, руководитель занятия приступает к тренировке обучаемых в выполнении этих приемов. В ходе тренировки шеренги меняются местами, с тем, чтобы обучаемые усвоили порядок выхода и возвращения в строй из любой шеренги.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: